«Алиса! Алиса!» — из коридора раздаются нетерпеливые детские голоса. Дверь в комнату, где собрались волонтёры, периодически приоткрывается. Это волнуются дети, которые сейчас находятся в воронежском детском хосписе. Они никогда не видели Алису, но наслышаны о ней от волонтёров. Алиса Апрелева, единственный дипломированный музыкальный терапевт в России, приехала из Америки, где она сейчас проживает, в Россию, чтобы передать волонтёрам навыки музыкальной терапии и позаниматься с детьми.
ТЕКСТ: Юлия Репринцева
ФОТО: автора и Евгении Емельяновой
На мастер-класс в воронежский детский хоспис многие пришли впервые. Всего около десятка людей разного возраста. Кто-то работает с больными детьми в благотворительных фондах, паллиативных отделениях, кто-то просто хочет стать волонтером. «Душа просит», — объясняет одна из слушательниц. Другая участница, видевшая своими глазами детскую смерть, говорит так: «Либо религия, либо музыка — других моментов присоединения нет».
Алиса привезла с собой различные музыкальные инструменты. Это и барабаны, губные гармошки, и кастаньеты, треугольник, и другое. Все эти инструменты Алиса купила на пожертвования своих друзей — русскоговорящих жителей Америки. Она записала видеообращение, где попросила помочь с инструментами, и разместила его на своём сайте. Через какое-то время удалось собрать 300 долларов, на которые и были куплены подарки. Все инструменты останутся в хосписе, и волонтёры смогут их использовать в работе с детьми. А пока Алиса достаёт их один за другим из пакета и объясняет, для каких целей подходит каждый из них. Главные требования к инструментам: они должны легко дезинфицироваться, быть безопасными и достаточно прочными.
— Музыкальная терапия это не концерт, не сольное выступление, — поясняет Алиса. — Мы не просто исполняем музыку, мы делимся ею. А ещё идём к цели. Она может быть различной: разработать больную руку, помочь человеку выразить свои эмоции, особенно если он не говорит, или улучшить социализацию, или же просто отвлечься от боли, забыть о медицинских процедурах.
Алиса признаётся, что раньше, когда она только начинала работать с детьми с особенностями, входила и видела, что они выглядят необычно, сейчас же она этого просто не замечает. С ней соглашаются те волонтёры, которые уже имели опыт работы с детьми. «Однажды я довольно много времени провела с ребенком и даже не поняла, что он не говорит, — продолжает Алиса. — Мы общались с помощью музыки».
Дверь в комнату, где Алиса проводит занятие с волонтёрами, периодически открывается. Из коридора слышен стук проезжающих колясок и детские возгласы. Взрослые начинают ёрзать на стуле. «Всё, идемте к детям, — объявляет, наконец, Алиса и раздаётся общий вздох.
«Привет, привет, какой чудесный день!» — с этой песни под гитару Алиса начинает каждое занятие, неважно кто рядом на этот раз — ребёнок или пожилой человек. В воронежском хосписе Алиса так здоровается с Лизой, Галей, Вадимом и Вовой. Все четверо расцветают улыбками при появлении Алисы, подпевают и с удовольствием перебирают струны гитары, стучат в барабаны и звенят погремушками. Из коридора на подопечных поглядывают санитарки и медсестры и тоже улыбаются.
— А я на гитаре могу только ногой! — говорит привычно Лиза. Волонтёры смотрят недоумевая, а Лиза радостно смеется. Ногой у неё отлично получается. Она так счастлива, что хочет попробовать поиграть сразу на всех инструментах. На ногу ей крепят браслет-бубунцы на липучке, между пальцами зажимают барабанную палочку, а под ногой размещают сам барабан. Лиза заливается смехом, бьёт в барабан и поёт, пританцовывая в коляске, кажется, не обращая ни на кого, кроме Алисы внимания. «Дудочку тоже хочу», — просит она, увидев новый инструмент.
На инвалидных колясках все четверо участников этого ансамбля. Какое-то время взрослые, которых набилось в комнате сполна, пребывают в оцепенении. Но дети, кажется, и вовсе их не замечают. Они поют и даже пританцовывают в своих колясках. Алиса поет песенку за песенкой, а они вслед за ней импровизируют. Совсем скоро оцепенение проходит, и гости начинают подпевать и хлопать в ладоши. Каждая песня заканчивается аплодисментами. Радость и общее веселье накрывает всех с головой.
— Как уже всё? — не верят дети и поют последнюю песню как можно дольше, лишь бы она не прекращалась. Лиза просит у Алисы: «Пусть они останутся», кивая в сторону волонтёров. «Эй, вот ты, — Лиза берет управление в свои руки. — Как тебя зовут? Сыграй мне на дудочке». Волонтёры не расходятся.