Дачно-огородный сезон наконец-то открыт. И сейчас — самое время заняться рассадой томатов. Точнее, успеть практически в последний вагон для того, чтобы во второй половине лета уже наслаждаться сочными и спелыми плодами.
Процесс начинается с выбора семян. Тут овощеводы-любители делятся на несколько категорий:
«Верные»
Только сорта, проверенные опытом поколений, хранятся в самодельных конвертиках, подписанные от руки: «От троюродной тети Кати», «Помидор вкусный, крупный, ели в 1997» и т.д.
«Любопытные»
«Трюфа азул», «Пьенноло Дель Везувио» или «Гарвард Сквеа»? Чего бы такого еще посадить, чтобы все соседки ахнули.
«Сомневающиеся»
Черри или томаты-биф? Или пройтись в этом сезоне по советской классике: «Новато», «Сибирский скороспелый» и др.
Сортов сейчас великое множество, регулярно появляются новинки. В этом материале расскажем о томатах воронежской селекции.
Почти 90 лет назад, в 1935 году, появилась Воронежская овощная опытная станция (ООС, филиал ФГБНУ ФНЦО ) от Всероссийского НИИ овощного хозяйства. За эти годы здесь было выведено около 100 овощных и цветочных культур.
Станция находится в Верхнехавском районе. Руководитель — кандидат сельскохозяйственных наук Сергей Николаевич Деревщюков. Поговорили с ним об импортозамещении, трендах и роли нашего региона в томатной селекции.
— Сколько времени нужно для того, чтобы создать новый сорт?
— По-разному. В некоторых случаях на выведения отдельных сортов уходили десятилетия. Для успешной селекции нужна коллекция. На нашей станции она состоит из более трехсот образцов. На основе имеющейся коллекции и происходит селекционный процесс, создается модель сорта, с определенным набором признаков: размер, вкус, цвет и др.
Например, у нас есть сорт «Грек Домата», он пришел с Афонского полуострова. Мы его опробовали, очень сбалансированный по вкусу. Конечно, немного раскидистый, наши сорта томатов обладают более компактный кустом.
— Каким был первый сорт томата, выведенный в Воронежской области?
— 90 лет назад первые опыты на нашей селекционной станции закладывал выдающийся ученый-овощевод, академик А.В. Алпатьев. Он производил селекционные посевы, изучал выращивание томатов в условиях Центрального Черноземья. Его вклад неоценим — штамбовые, холодостойкие сорта, требующие лишь минимальных затрат. Если говорить о первом локальном сорте, то он был районирован намного позднее, в 1953 году. Им стал «Скороспелый Хавский», созданный К.Н. Яцыниной.
В 60-ые Н.Ф. Петров и Н.П. Смирнова вывели уникальный по вкусу и форме сорт «Воронежский-3». Далее появился один из самых скороспелых гибридов F1 «Воронежский ранний» от Г.С. Куннах. Затем ее же «Лунный» и «Молния», в соавторстве с Н.П. Мясниковой. С 1989 года воронежской селекцией занимался доктор сельскохозяйственных наук А.Ф. Бухаров (F1 «Бельхавский», F1 «Пульсар», «Яхонт», «Буй Тур», «Кулон»). С.В. Сычева сделала «Аллюр Воронежский», «Краса Воронежа», «Бухаровец», «Буй Тур розовый»,«Кулон розовый». Я к деятельности отдела селекции присоединился в начале нулевых.
— Сергей Николаевич, как вы стали работать на Воронежской овощной опытной станции?
— Очень просто: по распределению. В 1986 я закончил Саратовский сельскохозяйственный институт имени Н.И.Вавилова по специальности ученый- агроном по защите растений. Почти 40 лет занимаюсь научной работой здесь. В 2004 получил степень кандидата сельскохозяйственных наук. В 2012 стал руководителем опытной станции.
Мои основные направления работы: изучение новых средств защиты, проведение регистрационных испытаний гербицидов, инсектицидов и регуляторов роста. Еще занимаюсь селекцией: томата («Заповедный», «Аллюр Юбилейный», «Варяг», «Краса Воронежа» в соавторстве); ириса бородатого («Воронежский Факел»); чеснока («Хавский», «Воронежский», «Чесночный Барон»); лука (соавтор «Атамана»); фасоли («Воронежская сахарная»), гороха («Воронежский Юбилейный»); однолетней астры («Ассоль Воронежская», «Аллюр», «Ностальгия», «Ольга»).
— Сколько сейчас сотрудников у вас?
— Нас осталось десять. Каждый ведет по несколько тем, лаборантов нет. Для сравнения: когда я только пришел сюда работать, то в штате было 280 человек.
— Что происходит с рынком семян в нашей стране?
— С российского рынка ушли западные компании, которые плотно «оккупировали» наш рынок в свое время. Из-за этого был скачок цен. Теперь эти ниши заполняются. Медленно, но верно.
— Есть ли риск, что старые и любимые сорта помидоров по типу «Бычьего сердца» могут пропасть?
— Думаю, что они не пропадут, ведь все семеноводческие фирмы их держат. И мы, как научные производители, тоже их поддерживаем. Всероссийский институт генетических ресурсов растений имени Н.И. Вавилова заработал на полную катушку, государство в него вложило деньги. Там находится большая генетическая коллекция.
— Какой запрос у крупных производителей семян? Известно, что вы производите селекцию для «Аэлиты», «Поиска».
— На помидоры черри. Потому что они очень востребованы у населения. А семян в России практически нет. Когда мы их искали, то обращались в «Гавриш» — они хорошие «томатники», выходцы из Тимирязевки (Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А.Тимирязева — прим.ред.).
Черри и раньше были не совсем нашими. Наших сортов — мизер, килограмм. Их выращивали лет шесть назад в Павловском районе, на площади 35 га, посевом в грунт.
— Чего хотят потребители томатов?
— Вяленых помидоров (улыбается). Самое главное — содержание ликопина. Это очень полезный для здоровья антиоксидант. Много ликопина в нашем сорте «Варяг», но его пока нет в Госреестре. Томаты овальной формы, с очень сладким вкусом.
Еще важна стойкость к болезням, температурным условиям. Например, «Сердце Брэда» — американский сорт, мы его опробовали и интродуцировали (введение культурных сортов растений в места, где они раньше не произрастали — прим.ред.), отобрали лучшие образцы и сейчас ими активно занимаемся. Урожайность у сорта очень замечательная и вкус хороший, плюс устойчивость к фитофторе есть.
— Воронежские томаты — интересная история для продвижения гастрономии нашего региона. Были уже у кого-то попытки выращивания именно родных сортов?
— Да, ребята выращивали наши сорта, заложили 40 тонн хранилища, сделали из гофрокартона специальные ящики формата «евростандарт». В одно касание собирали и сразу в ящики на хранение. Но для того, чтобы выйти на крупных оптовиков, им нужно было поставлять в сутки по две фуры такого товара. Это очень много и сложно.
— Какие сорта, созданные селекционерами Воронежской овощной опытной станции, могут стать томатным символом нашего региона?
— «Гармошка» — сорт больше народной селекции. Впечатляет своим внешним видом. Выставочный. Всегда нравится тем, кто к нам приезжает на самосбор томатов. Любят его прямо на месте разорвать, посолить и съесть. У таких крупных сортов сахаристое свойство мякоти.
«Яхонт» — универсальный сорт. Очень вкусный, достаточно плотный, но не дубовый. Он приятно идет на потребление в салатах, годится для консервирования. Он очень подходит для традиционной засолки в ведрах, корчажках.
«Бухаровец» — воронежский сорт, который прекрасно подходит для вяления. В честь нашего коллеги, доктора А.Ф. Бухарова. Он как раз создал сорта «Яхонт», о котором рассказывал выше. И «Кулон», похожий на сливку. Мы отобрали лучшие формы, довели томат до ума и назвали в честь него.
«Кулон» — компактный куст, плоды оторваны от земли, и за счет этого он не заболевает болезнями, которые могут возникнуть из-за влажной почвы. Тоже хорошо подходит для вяления. Он плотный, овальной формы. Семенные камеры у него меньше.
«Буй Тур» — совместный сорт с Мичуринской академией. Был там М.И.Соломатин, он создал два известных сорта: круглые томаты «Непрядва» и «Буй Тур» (в соавторстве с А.Ф.Бухаровым) — «былинный богатырь Тур».
Чем хорош «Буйный Тур»: куст детерминантный (низкорослый) и штамбовый («томаты для ленивых», требующие минимального ухода), неполегающий (способный стоять при ветре, дожде). На нем может висеть до 50 таких плодов. Очень сладкий. Его небольшой «недостаток» — исчезающее желтое пятно на недозрелых плодах.
Еще по теме:
Как организовать огород на балконе: советы от агронома Ботсада ВГУ
фото — Юлия Воронкова, 36ON