Глазированный сырок — настоящий телепорт в детство. Именно такой концепции придерживался легендарный бизнесмен Борис Юрьевич Александров, переходя в конце 90-х от торговли коврами к молочному производству. Ему удалось раздобыть ТУ и аутентичную рецептуру 30-х, когда глазированные сырки делались вручную.
— В глазированном сырке три основных компонента: творог, сахар и сливочное масло. Для знакомого с детства вкуса нужна еще ваниль. А вкус детства, вкус счастья никогда не забывается. Перед нами встала задача воссоздать его в наших сырках, — рассказывал он в своей знаменитой книге «Сырок. История моей жизни и бизнеса».
Для воссоздания понадобились и вязальные спицы, чтобы равномерно покрывать сырки растопленным шоколадом. Через год стало понятно, что с «самодеятельностью вручную» пора завязывать — продукту нужны производственные мощности. Так появился тот самый «Ростагроэкспорт» (сейчас — «Ростагрокомплекс»).
«Доллары нам не нужны»
Те же временные реалии, в 500 км от Москвы. Специальное конструкторское бюро (СКБ; АО ВСКБ «Рикон» с 1991 года) при Воронежском заводе радиодеталей прекращает получать финансирование по госзаказу. СКБ на ул. Дружинников с 1959 года производило алюминиевые оксидно-электролитические конденсаторы. Данное оборудование широко применялось: как для военной отрасли (ракеты), так и для народного хозяйства (блоки питания для телевизоров и радиоприемников).
Начальник СКБ Владимир Кузьмич Агупов ездил в Министерство электронной промышленности за деньгами несколько раз, пока однажды ему там не сказали прямо: «Бюджетирования больше не будет». Вернувшись в Воронеж, он собрал коллектив (около 600 человек) и честно рассказал, как идут дела.
— Нашлись и боевые, предложившие устроить мне «темную»: «Давайте мы его тряханем, он нам деньги и отдаст». Я сказал: «Можете меня и убить, но вы не услышали главного: денег больше не будет». Поэтому давайте думать, чем теперь заниматься, — вспоминает Владимир Кузьмич.
Владимиру Кузьмичу сейчас 75. Его карьера в СССР развивалась последовательно и гармонично. Агупов родом из Каширского района (село Оболенское), после техникума и армии учился в Политехе на факультете «Радиоаппаратостроения».
С 1967 года работал в СКБ по распределению, начинал с техника-конструктора. Он отдал предприятию большую часть своей жизни и не собирался сдаваться.
— В перестройку мы начали метаться. Зарплату стало платить нечем, делали «без содержания». Многие пошли работать на рынок. Тут у нас случается заказ от первого Молочного завода — у них поломалась линия упаковки глазированных сырков. Мы поехали с заместителем «на объект». Там у меня голова и заработала. Выяснилось, что линия у них стояла еще немецкая. Начал мониторить. Выяснил, что подобное оборудование выпускают только в Литве. Подумал, что все эти «братья» от нас скоро отвалят. Так мы взялись за изготовление чертежей. Ведь нужно было как-то жить дальше.
За ремонт линии упаковки молокозавод расплатился с Владимиром Кузьмичом сливочным маслом. Продукт отдали «в нагрузку» сотрудникам. Команда Агупова сконцентрировалась на собственном производстве сырковых линий.
— У нас же свой цех машиностроения. Мы сами сначала «содрали» основные принципы. Но у наших конструкторов голова хорошо работает, поэтому начали линию «докручивать» и улучшать. В итоге, подняли в два раза производительность: на молокозаводе было 2,5 тыс. сырков в час, а у нас 5 тыс. Все ахнули сразу. Литовцы тогда почувствовали в нас конкурентов. И начали меня «обхаживать» на совместное производство. Сейчас мощность нашей линии — 40 тыс. глазированных сырков в час.
90-ые проявили себя во всей красе. В «Рикон» приходили и бандиты со своим «пакетом услуг». Их очень испугал телефон спецсвязи в кабинете Владимира Кузьмича Агупова, оставшийся с советских времен. Попадались и нечистые на руку клиенты:
— Был профессор из Москвы, очень умный, он надул нас. Заказал линию за одни деньги, а перепродал в два раза дороже. Все это стало жизненной учебой.
Особенно эпичной стала сделка в августе 1998 года:
— Приехали в Москву за деньгами. С нами за линию заказчик долларами расплачивался, а мы не взяли, нам нужны были рубли. Наши партнеры тоже ничего не знали об ситуации в экономике, но съездили и поменяли валюту для нас. И через несколько часов случился дефолт. Это было в тот самый день, 17 августа 1998.
«Страшный дефицит»: как появился «Риконовский сырок»
«Рикон» расшифровывается, как «разработка исследования и конструирования». Еще один вариант аббревиатуры — «Российский институт конденсаторов». Первая версия наиболее точно характеризует принципы работы Агупова. Он четко отслеживал качество продукции и проверял все возражения делом.
— Когда ко мне приезжали и говорили: «На вашей линии вот тут и тут ерунда», то я с ними не спорил. А говорил: «Идите и смотрите. Это у вас, а не у линии получается ерунда». Например, частая проблема — шоколад не прилипает к сырку. Значит, слишком много воды льют в творожную массу. Наши сырки возникли в качестве эксперимента, доказывающего работоспособность и уровень оборудования.
Сейчас бы бизнес-консультанты назвали это успешной моделью продвижения, а тогда Владимир Кузьмич просто закупил молочного сырья у ферм в Рамони и Россоши, заказал шоколад для глазури у фабрики «Большевик» и запустил свое пищевое производство. И оно, что называется, «поперло»!
— Глазированный сырок был страшным дефицитом по всей стране. Чего не хватает, то и популярно. Например, перед перестройкой сырков в Воронежской области выпускали несколько ящиков на весь завод. В основном, они расходились по «блатным».
Когда в конце 90-ых начали заниматься сырками, то в регионе существовало всего два конкурента. Их глазированные сырки были хуже. А мы бились за свой продукт. Нам многое подсказывали технологи с Кондитерской фабрики. У меня линия давала даже «припек» — больше, чем в нее закладывали ингредиентов.
Сбыт был налажен просто: с утра на проходной стояла огромная очередь. Люди записывались заранее. «Риконовские сырки» расхватывали, они считались самыми качественными. Ими даже торговали в больницах.
Лимоны, печенье, Карловы Вары и Нью-Йорк
Наступили «нулевые». Производство глазированных сырков активно развивалось. В стране случился настоящий «сырковый бум». Москва и Подмосковье заказывали линии. Сначала тренд на продукт почувствовали небольшие заводы.
— Мы начали сотрудничество с компанией Бориса Юрьевича Александрова. Линии у них в основном были из Прибалтики, но что-то заказывали и у нас. Знаком я с ним был поверхностно. Через какое-то время мы были допущены и к новому оборудованию. Он прекрасно понимал, что быстрее и выгоднее заказать в Воронеже, — отмечает Владимир Кузьмич.
«Рикон» развивал сбыт, затем занялся еще и флексографией — печатью упаковки и самоклеющейся этикетки. Тогда же возник знаменитый дизайн воронежского сырка: на фольгированном синем (ранее белом) фоне коровка, зайчик, слоник, белочка, мишка.
Вкусовой ассортимент расширился до 23 позиций. Особенной популярностью пользовались сырки с лимоном и на подложке из печенья. Креативные сочетания создавал столичный технолог.
— Лимонный сырок стал настоящим хитом. Использовали только натуральные продукты. Покупали цитрусовые и измельчали их. Единственный ароматизатор мы добавляли только в сырок с бананом, потому что его природный запах при переработке становился не очень приятным, — вспоминает замначальника отдела маркетинга Роман Туркалов.
«Риконовский сырок» задал высокую планку в регионе. И отчасти заставил многих местных производителей поднять качество своей продукции.
Глазированным сырком заинтересовались и в других странах. Оборудование (две линии) из Воронежа заказали чешские Карловы Вары. Оттуда сырки расходились по всей Европе. Были планы по изготовлению сырков в Канаде. Но возникли трудности с местным законодательством.
О том, как воронежский сырок побывал в Америке, рассказывает нынешний руководитель АО ВСКБ «Рикон», Владимир Владимирович Агупов, сын Владимира Кузьмича.
— 18 лет назад отправили две партии сырков в США. К нам обратились американцы напрямую, и мы организовали логистику: замораживали сырки в Воронеже, везли в машинах с охлаждением до Шереметьево. Первую партию они сгноили на таможне. Вторая ушла в реализацию. Но товар разошелся лишь по русским магазинчикам Нью-Йорка. Потому что нужно много времени и денег для раскрутки нового продукта. Самолетом возить очень дорого. Проще и дешевле было отправить туда линию.
Сотрудничали и с Китаем. Одна фирма закупила воронежское оборудование и попыталась открыть молочный завод.
— В гастрономии Китая нет творога, поэтому им пришлось ставить всю технологическую цепочку, начиная с молока. Чем все у них закончилось — неизвестно. Изначально разговор был о том, что они хотели сделать проект площадкой приучения китайцев к молочной продукции.
О вреде эмульгаторов
До изобретения Александровым премиального сырка в коробочке оставалось несколько лет. Сырковый рынок начало «лихорадить» от обилия эмульгаторов и стабилизаторов. Выяснилось, что они негативно влияют не только на здоровье, но и на бизнес. Местные торговые сети заполнили дешевые сырки.
— Получается, что мы сами себе создали новых конкурентов. Когда мы в 2009 году сокращали производство, то у нас обслуживалось 76(!) заводов. Какое-то время мы держали цену, но продажи упали из-за нашествия дешевых сырков с эмульгаторами и стабилизаторами из Подмосковья, — говорит Роман Туркалов.
Семья Агуповых отказалась производить сырки с таблицей Менделеева внутри.
— Тему сырков мы закрыли для себя в 2012 году. Начались проблемы с уровнем качества сырья. Через некоторое время к нам зашел арендатор, который на это особенно не смотрел. Он пытался производить сырки. В итоге, уже около 5 лет вопрос закрыт совсем, — объясняет Владимир Владимирович.
Глазированные сырки и новая экономическая реальность
Агупов-старший сейчас больше увлечен своим приусадебным хозяйством и выращиванием малины. Но он по-прежнему входит в Совет учредителей компании и держит руку на пульсе отрасли. По мнению Владимира Кузьмича спрос на сырки никуда не денется:
— Я считаю, что это очень выгодное дело. И будет таким всегда. Потому что вкусно и сделано из относительно дешевых продуктов. Себестоимость молока все равно остается низкой. Для производства очень важно количество. Это массовый продукт. Появился новый тренд — длинные и «стройные» сырки. Эту линию для многих брендов делаем тоже мы.
Агупов-младший активно развивает производство сырковых линий. Продолжает работать и флексография. Запрос на воронежское оборудование растет. Есть некоторые трудности с комплектующими, но для Владимира Владимировича нет неразрешимых проблем:
— В России, если считать с нами, всего три производителя сыркового оборудования. Был еще один в Прибалтике, но в связи с санкциями он отрезан от рынка. Поэтому сегодня у нас объемы увеличиваются. Сейчас мы занимаем достаточно серьезную долю — более 60%. С прибалтами у нас были разные направления. Мы делаем ставку на высокую производительность, они на широту ассортимента. Есть вопросы с электроникой. Сенсорные панели, процессоры. Ранее у нас было все от европейского «Сименс», теперь ситуация изменилась — комплектуемся китайским. Разница только в надписи made in на коробочке.
Воронежское оборудование всегда выигрывало по цене. В начале «нулевых», когда шел резкий рост производства сырков, линий не хватало. Компании поделились на два лагеря: кто успел взять здесь, остался клиентами «Рикона», кто в Прибалтике — с ними. Это чисто техническая история. Запчасти, содержание, наладчики. С 2022 года ситуация развернулась так, что производители сырков возвращаются.
— Новая экономическая реальность дала нам рост. К нам пришел крупнейший «Ростагрокомплекс». Ранее у нас были единичными поставки нескольких частей линии, они в основном работали с Прибалтикой. Сейчас они стали нашими клиентами, — отмечает Владимир Владимирович Агупов.
География клиентов воронежского «Рикона» по России доходит практически до Владивостока. Из крупнейших: «Дмитровский молочный завод», «Ростагрокомплекс», «Завод Пастухова», «Кореновский Молочно-консервный комбинат» и др. В 2021 линию изготовили для Молдавии. В 2020 году была отгрузка оборудования в украинский Днепр (ранее - Днепропетровск):
— Линию они налаживали сами — у них уже была наша старая линия, а мы помогали по видеосвязи.
Кадры решают все
У Агуповых есть одно переживание на двоих. Отца и сына сильно беспокоит вопрос кадров. Производство уникально тем, что сырковые линии разрабатывают и создают прямо на месте, в Воронеже. Для этого нужны топовые специалисты.
— Наши высококлассные токари и фрезеровщики уже такие же дедушки, как я. Некоторые работают больше 40 лет. Их уровня нет ни одного слесаря-наладчика, максимум 4-й разряд. Наконец-то сейчас поднимают вопрос важности техникумов и училищ, — говорит Владимир Кузьмич.
— Наблюдаем дефицит конструкторов. Удалось найти несколько человек. А все начинается с малого: у детей в школе сейчас нет черчения (предмет хотят вернуть, подробнее здесь - прим.ред.). Это приводит к отсутствию объемного мышления, — отмечает Владимир Владимирович.
Как построить бизнес на сырках
За успешными кейсами далеко ходить не надо. К тому же, как мы теперь знаем, глазированный сырок для нашей страны больше, чем продукт. Это не только вкус, но и эмоции.
О том, как устроен этот бизнес сейчас мы попросили рассказать Владимира Владимировича Агупова:
— Основные лидеры спроса — самые обычные сырки без креатива. Сгущенное молоко, ванилин, какао. Да, сейчас рвет продажи сырок с твердым сыром, который производят на нашей линии в Дмитрове. Оборудование выпустит все, что вы в него положите. Вопрос в технологах и попадании во вкус клиентов.
На изготовление линии нужно минимум четыре месяца. Половину срока занимает приход комплектации. Самая простая сырковая линия стоит от 15 млн руб. Из них 3 млн — НДС. Плюс фонд оплаты труда, налоги.
Если заниматься этим бизнесом серьезно, с заходом в крупные торговые сети, то для старта необходимо минимум 200 млн руб. С учетом логистики, обустройства помещения, холодильного оборудования и т.д. Хотите выпускать сырки в коробочках? Самый простой автомат такой завертки стоит как половина нашей линии. А таких нужно четыре.
фото - Юлия Воронкова, 36on