Актуальность проблемы ЖКХ отметила Ольга Эльбаум, маркетолог, модератор конференции:
– Согласно социологическому опросу, проведенному Всероссийским центром изучения общественного мнения, главной проблемой в стране граждане считают состояние ЖКХ. Его отметили 64% опрошенных, тогда как бюрократизм, инфляция и коррупция набрали по 44%.
Гости встречи рассказали о сложностях в работе участников рынка, о которых обычно неизвестно рядовому жителю. Между тем, цены таких вопросов тянут на многие миллионы. О них рассказала Светлана Казарцева, заместитель руководителя управления муниципального жилищного контроля городского округа город Воронеж:
– Уже сейчас к нам поступает большое количество обращений граждан. Существует проблема: для того, чтобы правильно посчитать стоимость услуг, нужно знать определенные параметры. А показатели по этим параметрам отличаются у разных структур – у ресурсонабжающих организаций и управляющих компаний, это отмечают они сами.
Надежда Попченкова, юрисконсульт службы недвижимости инвестиционно-строительной компании «Сота», подтвердила наличие проблемы:
– Данные спорные моменты отражены в судебной практике Воронежа. Ресурсоснабжающие организации опираются на данные Бюро технической инвентаризации, а управляющие компании – на сведения о площадях, которые значатся в свидетельствах о регистрации права. Зачастую эти планы разнятся. Положение усугубляется тем, что до введения изменений в Жилищный кодекс в общую жилую площадь включались балконы и лоджии, а в настоящее время – нет. Нередко управляющая компания не может получить достоверную информацию о реальных площадях. В итоге у УК формируется задолженность, у нее наступает стадия банкротства. При этом страдают и собственники, так как ресурсоснабжающие организации могут приостановить поставки.
Выходом из ситуации может стать создание эталонной базы ЖКХ. Об этих планах рассказал Руслан Кочетов, генеральный директор Единого расчетного центра ЖКХ Воронежской области.
– За время нашей работы выяснилось, что у УК и ресурсонабжающих предприятий не только разные вводные данные, но и различные методики расчета. Из-за этого возникает много социальных и экономических проблем на рынке ЖКХ. Например, проводя сверку по одной некрупной теплоснабжающей компании (у нее всего несколько котельных), выяснили, что цифры по году уводят управляющую компанию в долг на 8-9 миллионов рублей. Решить подобные проблемы поможет создание единой базы для расчетов по начислению платежей. Это будет удобно и для управляющих компаний, и для граждан, и для ресурсоснабжающих организаций.
Как выяснилось, постановление правительства РФ о создании на федеральном уровне Государственной информационной системы ЖКХ вышло еще в 2013 году. Но регионы станут только поставщиками информации для этой системы. Поэтому зашла речь о необходимости ввода такой системы еще и на региональном уровне. Руслан Кочетов отметил:
– Единая информационная система – условие сохранения баланса между обществом, властью и бизнесом. История с управлением жильем – сложная. УК появляются, уходят с рынка, меняют расчетный центр – из-за этого возникают ошибки, разногласия и разночтения. Чтобы этого не происходило, нужна та самая эталонная база.
Сами ресурсовики и представители управляющих компаний согласились с этими доводами. Сергей Мирошниченко, начальник службы информационных технологий в сфере коммуникаций МКП «Воронежтеплосеть», сразу выступил с предложениями по формированию «эталона»:
– Нам интересны в первую очередь прозрачность расчетов и информационный обмен. С технической точки зрения я бы рекомендовал вести единую структуру идентификации объектов, чтобы избежать разночтений.
– Такая база нужна, если она будет согласована со Службой кадастра и региональной властью. Хотелось бы, чтобы в ее разработке приняли участие сотрудники всех организаций, которые представлены на нынешнем обсуждении.
Диана Гончарова, заместитель руководителя департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области, отметила сложность управления в сфере ЖКХ и выразила надежду на эффективность «эталона»:
– Хотелось бы, чтобы региональная информационная база была полезной и доступной для всех.