Родом из комсомола
Сергей Колиух был избран мэром в марте 2008 года под слоганом «Город, в котором хочется жить» с позиции спикера Воронежской гордумы. Несмотря на грязную избирательную кампанию, обстоятельства ему во многом благоприятствовали.
В Воронеже ощущалось неприятие действовавшего на тот момент мэра Бориса Скрынникова, который, например, публично задавался вопросом, зачем убирать снег, - придет, мол, весна, и он сам растает. Неприятие, собственно, и подтвердили итоги выборов. Борис Скрынников набрал 5,86% голосов против 31,08% у Сергея Колиуха.
Сказывалась усталость от губернатора Владимира Кулакова, к тому времени возглавлявшего регион больше семи лет и, между прочим, находившегося в состоянии «холодной войны» с мэрией. К тому же в главы города баллотировалось много оппозиционных кандидатов, в том числе Галина Кудрявцева, Виктор Витиник, Юрий Матвеев. Они играли на одном электоральном поле и отбирали друг у друга голоса.
Не менее важным фактором, который, в принципе, дает понимание логики дальнейших событий, стало то, что Колиух пошел на выборы вопреки воле губернатора. Публично Владимир Кулаков так и не высказался в поддержку Сергей Михайловича, поскольку тот, по мнению руководства области, опирался на одиозную группу бизнесменов из движения «Родной Воронеж». Ее лидером был вице-спикер Леонид Зенищев. А при согласовании кандидатуры Колиуха в федеральном руководстве «Единой России» лидер ее реготделения депутат Госдумы Александр Сысоев на полкорпуса обошел (ну, или переиграл) Кулакова.
Сергей Колиух – мэр-политик, не имевший до избрания главой города серьезного хозяйственного опыта. Сделав традиционную для своего времени карьеру комсомольского вожака, он всего два года проработал главой Ленинского района. Того самого, где был первым секретарем райкома ВЛКСМ. С другой стороны, с 2001-го по 2008 год Колиух возглавлял гордуму Воронежа, поэтому не понаслышке знал проблемы города.
На контрасте
Сергей Колиух начал хорошо. Казалось, что собрал мощную команду, оставив в администрации опытного финансиста Сергея Курило и укрепив ее в качестве своего первого заместителя Алексеем Котенко, который долгие годы возглавлял Центральный район. Он вернул в администрацию города старые, надежные кадры – Егора Меркулова (дороги) и Юрия Гайдая (строительство), известные по временам бывшего мэра Александра Ковалева. А в Воронеже впервые за многие годы начали элементарно убираться улицы. Но все-таки большая часть политической биографии Колиуха-мэра прошла уже при губернаторе Алексее Гордееве, управленце федерального масштаба.
Период правления Сергея Колиуха резко контрастирует со скрынниковским. При нем заложена нормативно-правовая база, без которой город не может двигаться дальше. У Воронежа появились генплан, правила землепользования и застройки, комплексная схема организации дорожного движения и стратегия развития Воронежа до 2020 года.
Именно Колиух вошел в историю, как мэр, завершивший демонтаж трамвайных путей, начатый при Ковалеве. К моменту, когда Колиух стал мэром, действовало всего два маршрута из 21 и одно депо из трех. А на линию выходило четыре вагона из более чем 300 единиц подвижного состава. Он же вернул на улицы троллейбус и добился возврата в муниципальную собственность депо, которые при попустительстве его предшественника задарма ушли в частные руки.
Колиух переиграл ряд сомнительных инициатив Бориса Скрынникова. В частности, отменил разделение «Воронежгорэлектросети» на две компании, которое осуществлялось в целях приватизации сетевого хозяйства города. Оно, как и депо, вернулось в городскую казну. Колиух ликвидировал скрынниковский институт народных комиссаров, введенный от безысходности. Борис Михайлович настолько не доверял своим подчиненным, которые его зачастую попросту не слушали, что приставлял к ним надзирателей. И слава Богу, обходилось без кожанок и маузеров.
В конечном счете, именно с мэром Колиухом связаны такие знаковые для Воронежа события, как присвоение ему звания «Город воинской славы» и торжества по случаю 425-летия города. Значительные вливания из федерального бюджета были привлечены губернатором Алексеем Гордеевым, но масштабные работы по реконструкции фасадов зданий и ремонту дорог проводились под контролем городской администрации.
Коррупционный клубок
Примерно в 2010 году стало понятно, что во взаимоотношениях губернатора Алексея Гордеева и мэра Сергея Колиуха не все так гладко, как выглядит со стороны. Хотя публичного конфликта, надо отдать должное обоим, между ними не было. Разумные люди, они не хотели допускать информационной войны города с областью, сотрясавшей Воронеж при двух прежних мэрах. Гордеев регулярно встречался с Колиухом, тот докладывал ему ситуацию. Гордеев обращал внимание на те или иные проблемные точки, Колиух кивал в ответ, но, возвращаясь к себе в кабинет, в ряде случаев поступал по-своему.
Начиная с 2010 года одним за другим по требованию губернатора начали уходить в отставку первый вице-мэр Алексей Котенко, строительный и дорожный вице-мэры Юрий Гайдай и Егор Меркулов. Завершилась муниципальная карьера одного из наиболее одиозных чиновников, которые вызывали раздражение области, - Дмитрия Крутских. Возглавляя транспортный департамент, он фактически не прекращал заниматься бизнесом. Политологам было очевидно, что во многих решениях Колиух зависим от финансово-политической группировки «Родной Воронеж», которая выдвинула его в мэры. Губернатор же прямым текстом называл город «Лёнинградом» (от имени вице-спикера гордумы Леонида Зенищева), прозрачно намекая на то, что реально происходит.
Однако только в 2012 году Алексей Гордеев перешел от слов к делу. После его жестких заявлений «про коррупционный клубок, нити которого ведут ведут к руководству городом» была возбуждена серия уголовных дел против чиновников и депутатов города, в том числе Леонида Зенищева, ушедшего в отставку с поста вице-спикера. Логичным завершением антикоррупционной кампании стало обновление команды Колиуха по инициативе Гордеева, а потом и его взаимовыгодная отставка.
Сергей Колиух ушел достойно, отмотав свой пятилетний срок, как говорится, от звонка до звонка. Наряду с Александром Цапиным он, пожалуй, был неплохим главой города, и при другом губернаторе, возможно, имел бы даже шанс избраться на второй срок. Но, как представляется, Колиух, больше все-таки политик, чем управленец, исчерпал запас решений, которые могли бы послужить Воронежу благодаря его опыту и знанию городских проблем. Перед Воронежем стоят более глобальные задачи. Требуется управленец другого масштаба, свежий взгляд на ту же самую инфраструктуру, чтобы не топтаться на месте, а совершить рывок вперед.
Константин Владимиров