– По области мы говорим о 65 профессиональных образовательных учреждениях вместе с Воронежем. Наш департамент является учредителем 51 из этих 65. Сеть учреждений не работает отдельно на городскую среду и отдельно - на сельскую. Она работает на сферу экономики в целом, без разделения.
– Порядка 30 тысяч человек. Если говорить о возрасте, то, согласно закону об образовании, это молодые люди от 15 лет до 21 года.
- У нас есть различные формы обучения. Если вы уже в возрасте, уже имеете базовое образование, а потом у вас возникла необходимость в получении квалификации или переподготовки, вы можете пройти курсы переподготовки и повышения квалификации. Это может быть и на базе предприятия, и на базе наших профессиональных учебных заведений. В качестве примера могу обозначить аграрный ресурсный центр в Бутурлиновке. С помощью правительства и губернатора Воронежской области центр создан для подготовки специалистов в животноводстве. Там готовят операторов машинного доения и операторов животноводческих комплексов и механизированных систем. У нас достаточно большой, динамично развивающийся аграрный кластер, который занимается в том числе и молочным животноводством с использованием очень серьезных современных технологий. Соответственно, специальная подготовка просто необходима. И когда работодатель набирает сотрудников, он просто присылает их туда на переподготовку. Те проходят курс, получают сертификаты, дипломы и спокойно работают.
– Да, за это платит он. Такие центры мы готовы создавать по целому ряду направлений. Строительство, связанное с новыми технологиями и машинами - прежде всего. Машиностроение, которое связано с работой на новом, более современном оборудовании. Это и сфера обслуживания, которая требует переподготовки, понимания происходящих новых процессов. Кстати, согласно мировой статистике, в современном мире человек за жизнь в среднем меняет профессию два с половиной раза. Это нормально, это уже никого не пугает. Если ты ошибся в выборе профессии, не стоит думать, что все, на этом жизнь закончилась. В тридцать-сорок лет никто не запрещает заняться чем-то другим. И таких примеров все больше и больше. Это абсолютно правильно, исходя из изменений в мире.
– Да. Бюджет платит за первичную подготовку только тех, кто пришел впервые. Девятиклассники, одиннадцатый класс — это так называемые бюджетные места, которые оплачиваются за счет государства.
– По образовательным программам подготовки рабочих кадров и служащих у нас сегодня обучаются 45 специальностям, а по программам подготовки специалистов среднего звена — 63 специальностям. Сразу оговорюсь, в их число не входят специальности, которым обучают организации департаментов культуры и здравоохранения Воронежской области. Как видите, список внушительный. Проще сказать, наши выпускники востребованы практически во всех отраслях экономики региона. Это и машиностроительная отрасль, и оборонно-промышленный комплекс, и аграрно-промышленный, и социально-экономическая сфера, сфера IT-технологий, строительная индустрия. Около 30 предприятий являются ведущими по трудоустройству выпускников наших профессионально-учебных организаций. Все перечислять не стану, но, как пример, несколько назову: ООО ФПК «Космос-Нефть-Газ», ЗАО «Гидрогаз», ООО «Грибановский машиностроительный завод», ФГУП «Турбонасос», ФГУП «Воронежский механический завод», ООО «Промышленное и гражданское строительство», ОАО «Хлебозавод №7», ЗАО «Дон», ОАО «Хладокомбинат»... И это я перечислил лишь ведущие из списка. На самом деле их значительно больше.
– У нас такой потребности нет, потому что нет уникальных производств.
– Я не думаю, что это уникальная специальность. Если это малый сегмент подготовки, она востребована. Востребована для индивидуального жилищного строительства. Это ведь достаточно серьезный рынок. Почему это должен делать некий «шабашник», человек с улицы? Это должен делать профессионал, специалист, потому что не так все просто! В работе есть масса нюансов, включая стандарты безопасности. И, решив сделать камин, все-таки стоит пригласить специалиста, у которого есть и рекомендации, и диплом. Так что с «уникальными специальностями» я вас разочарую. Зато мы умеем выращивать «уникальных специалистов».
Наша студентка Екатерина Подоприхина в 2013 году стала одним из лучших в России токарем в соревнованиях по профессиональному мастерству World Skills Russia. И это не пиар-ход, поверьте, это очень интересно и важно. Это связано с построением единых стандартов для направления подготовки по профессии. Мир глобален до такой степени, что мы должны понимать: уровень оказания услуг или компетенции, уровень квалификации должен быть сравним независимо от региона. Мы даем возможность нашим студентам и анализируем, насколько мы конкурентоспособны, соответствуем тому, что происходит в других странах мира. Те же самые высокотехнологические станки - они интернациональны, не производятся страной только для себя. Нельзя закрыться. В современном мире стать закрытой державой практически невозможно и, наверное, не нужно. Соответственно, нам нужно это понимать.
Сегодня мы достаточно неплохо выглядим на уровне других субъектов Российской Федерации. У нас серьезный потенциал, прежде всего - людской. И он подтверждается.
Однажды губернатор Воронежской области Алексей Васильевич Гордеев сказал, что одно из главных достояний Воронежской области — это человек, и мы этим гордимся. Это тот интеллектуальный ресурс, который у нас есть, он высок, и это подтверждается. Мы участвуем в конкурсах, достойно выглядим и побеждаем. В том числе в международных чемпионатах.
– Нет. В соответствии с требованиями федерального закона «Об образовании с Российской Федерации», прием в профессиональные образовательные организации проводится с 2013 года на общедоступной основе, то есть без экзаменов. О возрастных категориях мы уже говорили.
Стипендия небольшая, но есть. Академическая — 487 рублей, социальная — 730 рублей. Насчет материально-технической базы профессиональных образовательных организаций... Мы обязаны формировать ее в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Стандарт свой для каждой специальности. Например для специальности «Технология машиностроения» обязательна следующая материально-техническая база: кабинеты (социально-экономических дисциплин, иностранных языков, математики, информатики, инженерной графики, экономики отрасли и менеджмента, безопасности жизнедеятельности и охраны труда, технологии машиностроения), лаборатории (технической механики, материаловедения, метрологии, стандартизации и подтверждения соответствия, процессов формообразования и инструментов, технологического оборудования и оснастки, информационных технологий в профессиональной деятельности, автоматизированного проектирования технологических процессов и программирования систем ЧПУ), мастерские (слесарная, механическая, участок станков с ЧПУ). И это еще не все!
Обязательно должны быть спортивный зал, открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий, стрелковый тир любой модификации (хоть электронный - или место для стрельбы), библиотека, читальный зал с выходом в Интернет, актовый зал. Все наши студенты должны владеть навыками владения компьютером при выполнении лабораторных и практических занятий. Мы обязаны обеспечить каждого рабочим местом в компьютерном классе. При этом образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения. Все это мы нашим студентам предоставляем.
Насчет реальной связи с производством могу сказать, что косвенно мы уже коснулись этой темы, когда говорили о перечне предприятий, где трудоустраиваются наши выпускники. Мы сейчас выстраиваем отношения с бизнесом, отношения с работодателями по принципу кластерной политики. На территории Воронежской области действует определенное количество кластеров, которые объединяют предприятия, и не только предприятия, но и организации, которые оказывают какие-то услуги по отраслевому принципу. Есть аграрный кластер, есть кластер машиностроения. Можем приводить другие примеры, и, соответственно, мы понимаем, что у нас есть учреждения, которые работают на нужды данного кластера. Тот же строительный, допустим, кластер. Сейчас мы делаем акцент в большей степени на рабочие профессии. Ведь современные требования таковы, что требуют квалификации уровня, который раньше соответствовал уровню инженерных кадров. Мы это прекрасно понимаем. Взять того же оператора станка с ЧПУ или другие профессии, которые связаны с работой с высокоточными механизмами и машинами. Наша задача — подготовить такого специалиста, который придет на производство и будет готов сразу же работать, а не доучиваться по месту. Такой уровень подготовки требует немалых затрат. Логичнее, когда мы используем ресурсные возможности потенциальных работодателей. Собственно, это сейчас и происходит. Например, в Борисоглебске в настоящее время планируется создание учебного базового центра по подготовке специалистов среднего звена для предприятий Воронежского областного кластера производителей нефтегазового и химического оборудования. Модернизация материально-технической базы создаваемой обучающей организации будет осуществляться с привлечением средств социальных партнеров. Это ООО «Грибановский машиностроительный завод», ОАО «Борхиммаш», ООО «БорМаш». Учебные и производственные практики студентов этого центра будут проходить на их базе. Подобная работа ведется по всем направления, но единомоментно и сразу это сделать нельзя. Поэтому она ведется поэтапно.
– Да. Мы тратим порядка миллиарда рублей ежегодно на содержание сети профессионально-учебных заведений.
– Это областной бюджет, деньги налогоплательщиков. Мы за наши с вами деньги готовим людей, которые будут гарантировать развитие экономики, развитие мощностей, которые будут работать в дальнейшем на развитие страны. Но мы еще активно работаем по привлечению средств федерального бюджета. Например, в 2011 году Воронежская область стала победителем конкурсного отбора региональных программ развития профессионального образования в отрасли «Машиностроение». Это позволило привлечь в региональный бюджет в 2012 — 2013 годах дополнительно более 90 миллионов рублей федеральных средств. На эти деньги в области было создано 7 учебных центров профессиональных квалификаций для машиностроительной, сельскохозяйственной, социально-экономической, радиоэлектронной отраслей и оборонно-промышленного комплекса.
– Контрольные цифры приема в профессиональные образовательные организации и перечень специальностей мы устанавливаем ежегодно. И делаем это в соответствии с потребностями регионального рынка труда и прогнозами социально-экономического развития области до 2020 года. Система профессионального образования в определенные периоды развития имела определенные задачи. Когда это было чуть другое общество, чуть-чуть другие социальные отношения в обществе, оно выполняло функции иные. Сейчас главная функция, которая возложена на систему профобразования - подготовка профессионалов для конкретных областей, начиная, прежде всего, с рабочих профессий. Если мы говорим о возможности исполнения социальной функции, то, конечно, мы должны иметь ввиду, что социальная функция - это сопутствующая функция, связанная все-таки с обеспечением главной задачи. То есть каждый человек, каждый выпускник общего образования, который пришел в систему профессионального, должен не просто там пробыть энное количество времени. Он должен выйти оттуда специалистом, не просто имеющим диплом, а специалистом, востребованным на рынке труда. Мы не должны формировать энное количество людей, которые потом либо идут на биржу труда или просто устраиваются сами абсолютно по другой специальности. Если такое происходит, это показатель неэффективности системы. И решить это одним щелчком, единовременно практически невозможно. Это очень многоаспектная работа, которая, прежде всего, должна ориентироваться на запрос реального сектора экономики. Потому что сейчас изменения, которые происходят в обществе, изменения, которые происходят в экономике, очень динамичны. Если 20 -25 лет назад у нас была достаточно устоявшаяся структура экономики, можно было очень четко на несколько десятилетий прогнозировать, сколько и каких рабочих рук нам нужно, то сейчас требования к рабочим профессиям настолько высоки и настолько быстро происходят изменения, что фактически реакция у нас, как у системы образования, должна быть на самом деле в два раза быстрее. Потому что у нас отсроченный результат, на подготовку специалиста нужно время. Значит, необходим максимально точный прогноз. Исходя из этих вызовов, происходит переформатирование подготовки кадров в системе профобразования.
– Совершенно верно. Это, прежде всего, прямое взаимодействие с работодателями. Оно осуществляется каждым нашим учебным заведением, которое имеет партнерские отношения с предприятиями. То есть эти образовательные организации готовят специалистов под конкретный заказ работодателей. В большей степени подготовка происходит с использованием мощности и базы этих предприятий. Фактически получается, что будущий специалист большую часть учебного времени непосредственно проходит обучение на этом предприятии. И мы на это настраиваем все свои подведомственные учреждения. С другой стороны, это общий мониторинг рынка труда, который выполняется департаментом труда и занятости, торгово-промышленной палатой, советом промышленников. Мы это все вместе сводим, у нас есть отдельная программа, которая позволяет это все анализировать и выстраивать определенные прогнозы. Но мы прекрасно понимаем, что это прогнозные цифры. Обязательно учитываем и перспективные планы развития.
– Она существует и сейчас, но немного видоизменилась. Раньше она была заточена на ориентацию на конкретное производство, теперь на понимание ребенком и его родителями того, что этому ребенку нужно, на что он в большей степени мотивирован. Там триада известная: мои запросы, мои возможности - и соотнести их с рынком труда, насколько это нужно. То есть если я хочу стать кем-то, будет ли это востребовано дальше? Смогу ли я этим стать, исходя из своих особенностей, исходя из своих возможностей? Смогу ли стать профессионалом?
- Внешних обстоятельств, которые мешали бы развитию, нет. Есть проблемы, существующие внутри системы. Это проблемы связаны с тем, что недостаточный потенциал ресурсный. Стареет материально-техническая база, которая создавалась несколько десятилетий назад, и готовить на современном уровне становится невозможным. Решение очень простое, мы уже об этом говорили: это прямое сотрудничество с промышленными предприятиями, когда как раз образование входит в реальное производство, когда цеха являются базой практик и, соответственно, только лишь теоретическую подготовку мы осуществляем у себя. Это, кстати, мировой опыт. Пожалуй, это одна из главных проблем. Вторая связана с кадрами, с потенциалом. Она тоже имеет простое, очевидное решение. Работники реального производства должны приходить и выполнять определенные обязанности по обучению на базе наших учебных заведений. Такие примеры тоже есть, когда они берут на себя частично нагрузку мастеров производственного обучения. Тоже, опять же, ничего супер-нового нет. Третье - это проблема, связанная с тем, о чем мы говорили: прогноз и понимание того, какие специальности, в каком объеме мы должны готовить, учитывая отложенные сроки, учитывая то, что мы не сможем сегодня решить, а уже на следующий день предоставить готовых специалистов. Четвертая - это системная проблема престижа рабочих профессий. Здесь одной системой образования это не решить. Это задача в целом государственная. И она многоаспектная. Но у нас есть примеры, когда это все решается, строятся новые заводы. К примеру, новый «Воронежсельмаш», который строится в Масловской зоне. То есть проблемы есть, они объективные. И я еще раз повторю: мы их видим, мы их четко осознаем и поэтапно решаем.
Материал подготовлен для портала улучшения делового климата в Воронежском регионе ВЛАСТЬ-БИЗНЕС.РФ