Александр ЛукиновОснователь компании «Арт Фолио» |
- Мы начали свой бизнес в 1999 году, а в 2000 появилось название «Арт Фолио». Выбрано оно было не случайно, я нашел его в одном из томов Латинско-Русского словаря в Никитинской библиотеке. В переводе с латинского «Арт Фолио» - «Искусный лист». То есть лист, который своим творчеством изменил человек, превратив его в искусство. Это напоминает о важности процесса созидания и отлично соотносится с деятельностью рекламной компании «Арт Фолио».
В свое время я окончил Воронежский институт искусств. Еще будучи студентами, мы с сокурсниками организовали «Воронежский молодежный независимый оркестр» и, естественно, возникла необходимость делать промо-продукцию для собственных концертов. Уже тогда мне стала интересна реклама.
В рекламе сильна творческая составляющая и очень много людей, связанных с искусством и культурой, пришли в рекламу в 90-е годы прошлого века. Времена были тяжелые, прокормить музыкой семью было невозможно. На тот момент реклама была для меня дополнительным заработком, способом выжить. Со временем я основательно пришел в рекламный бизнес. Позже я убедился в истинности постулата о том, что «Бизнес не терпит факультативности» и потихоньку он (бизнес) забрал меня из мира искусства.
На первых этапах приходилось самим осуществлять все работы: от сборки до монтажа, осваивать графические программы. Но так не могло продолжаться долго: руководитель не должен отвлекаться на подобные дела. Когда появилось первое арендованное помещение, это казалось огромным шагом вперед. В любом бизнесе есть начальный романтический период, когда испытываешь драйв от каждой ступеньки. Однако потом наступает период роста. И это не всегда бывает легко. Наступает время принятия непростых решений. Я бы назвал это взрослением бизнеса, переходом его на новый уровень.
- Изменилась ли специализация Вашей компании?
- Мы с самого начала занимались наружной рекламой. Сотрудничали с художниками, которые учились в нашем институте. Стараясь предоставлять полный спектр услуг, иногда выполняли функцию агентства, нанимая подрядные организации. Однако постепенно рекламный бизнес стал более специализированным, и время показало, что выигрывает тот, кто предлагает что-то эксклюзивное. Реклама требует креатива и постоянного присутствия руководителя бизнеса в процессе. Это не поточное производство. Каждая вывеска, каждая рекламная кампания уникальна и требует индивидуального подхода.
- Сказался ли экономический кризис на Вашем бизнесе?
- Все думали, что кризис был в 2008 году, но 2015 год показывает, что семь лет назад кризис был больше финансовый. Тогда, как и сейчас времена для бизнеса были непростыми. Но сейчас все гораздо сложнее. Ломаются связи, устои, стереотипы, к которым мы уже привыкли, не работают механизмы определения рисков. Это выбивает из колеи. Впервые в жизни я не совсем понимаю, что происходит, когда закончится, куда дальше идти… И многие сейчас в таком положении. Появляются новые интересные технологии, а необходимость их развития вызывает вопросы. Я думаю, что с инвестированием в инновации сейчас лучше подождать – слишком велик риск. Для компании в любой сфере деятельности нынешний кризис - проверка на прочность. Но именно такие моменты показывают гибкость и жизнеспособность организации.
- Список Ваших клиентов впечатляет: это и Администрация города, и известные финансовые структуры. Как удалось завоевать их доверие?
- Секрет прост: делай, что должен, и будь, что будет. Больше ничего не нужно. Лучше быть, чем казаться. Философия нашей компании предполагает честность по отношению к работе, профессионализм. Когда ты делаешь продукт качественно, это всегда возвращается. Вчера ты работал с молодым менеджером по продажам, а сегодня он становится управляющим компании. Если у него остались приятные впечатления от работы с вами, то, скорее всего, он придет снова.
- Есть ли для Вас какие-то критерии в выборе заказчиков?
- Единственное ограничение – не работать с людьми и организациями, которые позволяют себе непорядочность и имеют плохую репутацию. Ведь репутация – это всё! А вообще не имеет значения, кто заказчик. Любой Клиент – он лучший!
- Расскажите о вашем самом нестандартном рекламном решении.
- Одним из первых наших заказов была обшивка входной конструкции в магазин «Л’этуаль» на улице Плехановской. Сама входная конструкция была нетривиальна, мы же предложили обшить её «нержавейкой» - необычное на тот момент решение. И вот прошло уже 15 лет, а конструкция не устарела ни технологически, ни морально. Этот магазин отличается от всех остальных магазинов сети. Обратите внимание. Вообще мы любим нестандартные решения. Одна из составляющих философии компании – не бояться сложных проектов.
- Конкуренция на рынке наружной рекламы достаточно высока. Сложно ли работать в таких условиях?
- Безусловно, рынок перенасыщен. И проблема в том, что он перенасыщен непрофессионалами, которые часто действуют, не имея должной квалификации, на «коленках». В любом бизнесе это мешает и снижает доверие к твоему продукту. Временщики. Эти люди приходят на рынок, чтобы быстро «срубить» денег и уйти. Без разрешительной документации, без согласований … Демпингуют, делают некачественно, экономят на материалах, пренебрегают безопасностью, зачастую работают вне правового поля и, как следствие, не несут никакой ответственности.
Все-таки так называемый кодекс чести предпринимателя в России еще не сформировался, еще не стал внутренним ограничителем. У нас в стране пока достаточно «дикий» капитализм, и это объяснимо: еще 25 лет назад занятие предпринимательской деятельностью преследовалось по закону. Отсутствие культуры предпринимательства, да и культуры вообще – проблема системная, она не решается быстро.
- Споры о российском менталитете вечны. Что Вы думаете на этот счет?
- Наша культура общетва далека от совершенства. К сожалению, за время советской власти много образованных, интеллигентных людей покинуло страну или было истреблено. И это, безусловно, нанесло огромный ущерб моральному здоровью нации. Россия находится на стыке западной и восточной цивилизаций, и в этом есть свои плюсы и минусы. Но у России, безусловно, свой путь. Проблема в том, что он получается слишком тяжелым. Как говорится, дайте любой нации прожить сто лет без войны, и она станет преуспевающей, а у России так до сих пор не получалось…
- Вы являетесь продюсером «Джазовой провинции» уже много лет. Что Вам это даёт?
- В 2003 году ко мне обратились с просьбой взять на себя организацию джазового фестиваля в Воронеже и финансовую ответственность за мероприятие. Для меня это своеобразный «камбэк» в мир музыки. Ощущение драйва от «Джазовой провинции» со временем только усиливается.
Вот уже 12 лет я занимаюсь этим событием и считаю себя его частью. Мне приятно погружаться в атмосферу фестиваля, непростой процесс его организации. Денег это не приносит, скорее наоборот - часто приходится покрывать убытки за счет собственных средств. Но та радость, которую испытываешь в процессе подготовки фестиваля, общения с позитивными, умными, свободными и талантливыми людьми, действительно бесценна!
«Джазовая провинция» за эти годы успела стать важнейшим музыкальным событием не только Воронежа, но и всей России. Фестиваль стал социально значимым явлением. За эти годы сформировалось огромное сообщество вокруг «Джазовой провинции», сообщество людей, хорошо разбирающихся в современной импровизационной музыке, любящих и ценящих ее. Свидетельство тому – переполненные залы во время проведения фестиваля. Так же фестиваль оказывает большое влияние на развитие джазового образования. Мастер-классы, творческие встречи, который проводятся во время фестиваля, безусловно открывают молодым музыкантам новые горизонты, новые цели, а самое главное – пути их достижения… Возникают новые коллективы, состоящие из вчерашних студентов создаются новые проекты. Дело дошло до возникновения Биг-Бэнда – большого джазового оркестра, что в Воронеже было не мыслимо еще пять лет назад!
Каждую осень люди ждут «Джазовую провинцию» как долгожданный яркий праздник музыки! И мне очень радостно осознавать свою причастность к этому празднику!
Приятно, что у нас в регионе просвещенная власть, и первые лица области понимают ценность культуры. В стратегическом плане это должно вывести нас на новый уровень. Сообщество людей, которым интересно настоящее искусство, не может не расширяться. Кроме того, Воронеж - студенческий город, город-миллионник, столица Черноземья… Работать здесь интересно. И жить! И творить!!!
Материал подготовлен для портала улучшения делового климата в Воронежском регионе ВЛАСТЬ-БИЗНЕС.РФ
На правах рекламы