Михаил Кастырин
Директор и основатель ООО «Вентдеталь», специализирующейся на вентиляционных технологиях. Компания существует с 2002 года.
Женат, двое детей, четвертый дан Кендо (японское фехтования).
− Михаил, как вы пришли в инжиниринговый бизнес?
− По знакомству. В свое время мой знакомый, которого я знал еще с училища, пригласил меня к себе в фирму. Ему нужен был человек без опыта, но которому он мог бы доверять. У него была организация, которая занималась кондиционерами и электрическими теплыми полами. Потом стали заниматься еще и вентиляцией. После этого была череда других организаций, где я работал наемным сотрудником, руководил монтажными подразделениями. А потом, в какой-то момент, открыл собственную фирму.
− То есть именно это направление в бизнесе вы выбрали чисто случайно?
− Да. Так совпало. На самом деле у меня медицинское образование.
− Что было самым сложным в освоение нового дела?
− Когда появилось желание создать свою компанию, я был опытным специалистом в плане технической части и фактически ничего не знал об администрирование. Когда человек переходит из разряда технических сотрудников в руководители, он просто не представляет, с чем ему придется столкнуться. Это абсолютно разные вещи. В идеале, для этого нужно отдельное образование. Или хотя быопыт руководства на должности, например, заместителя. Иначе приходится идти через череду ошибок, которые в итоге могут привести к закрытию компании. Мне повезло. Но многие, столкнувшись с бухгалтерией и учетом, сворачивают свой бизнес. Если на период старта вашей компании рынок благоприятен, и компания начинает быстро расти – это тоже может сказаться негативно. У нас до 2007 года как была такая ситуация: на рынке − дефицит предложений, как следствие – большое количество заказов. Мы, ничего не делая специально, удваивались и даже утраивались каждый год. Но представьте: сначала у тебя 5 сотрудников, через месяц – уже 10. И это не просто люди. Им нужно оборудование, транспорт, связь. В этой ситуации вы все время находитесь в дефиците. И ты начинаешь работать все больше и больше, а денег при этом становится только меньше.
− Вы в одиночку организовали собственный бизнес и вот так, без руководящего опыта, взялись управлять фирмой?
− У меня был партнер, когда мы открывали бизнес. Но в результате мы с ним разошлись. Но мне очень повезло с главным бухгалтером −это моя мама, она достаточно опытный специалист.Я могу доверять своему бухгалтеру. А такой возможности не имеют очень многие руководители. Они вынуждены верить тем словам, которые им говорят, хотя за этими словами могут уже скрываться очень большие проблемы.Во всем остальном приходилось учиться на собственных ошибках, читать книги, когда столкнешься с той или иной проблемой, проходить тренинги и спрашивать у знакомых предпринимателей, как они выходили из той или иной ситуации. Можно и напрямую обращаться с налоговым органом, например, если возникают вопросы.
− А что вам больше делать руководить или заниматься монтажными работами?
− Я не могу сказать, что руководить – приятное занятие. Ты должен говорить людям очень неприятные порой вещи и заставлять делать их то, чего они не хотят. Работать руками спокойней. Потому что: вот у тебя есть объем работы, инструменты, ты точно знаешь, как и что делать. Ну в крайнем случае испортил железяку, взял другую. Вопрос тут в другом. В какой-то момент работа, которую выполняет человек, становится для него слишком простой, скучной, хочется смотреть на процесс шире. И тогда ты становишься руководителем.
− Когда вы основывали фирму, в 2002 году, на этом рынке была сильная конкуренция?
− Не было конкуренции вообще. Как в Воронеже, так и во всей России. Рынок практически лежал пустой. Если бы я имел тогда те знания, которые есть сейчас, я бы был очень богатым человеком.
− Что позволило первые годы удержаться на плаву?
− Энтузиазм и незнание. Мы смело двигались туда, куда не надо, и набивали шишки. Но это хороший бизнес, который стоило освоить. Мы же практически несем людям чистый воздух. Когда рынок тебя затягивает, ты очень быстро погружаешься во все это, у тебя получается, ты радуешься. Мы попали в очень благоприятное время, когда был взрывной рост рынка. И нас несло на этой волне. Было весело.
− Кто ваши основные клиенты?
− Это зависит от рынка. Своими основными клиентами мы считаем крупные промышленные предприятия. В свое время мы старались сознательно уйти от частного сектора, потому что там заказы небольшие и, как правило, очень хлопотные: у участника нет графика работ,и ты вынужден подстраиваться, из-за чего просто невозможно планировать свою деятельность. Но сейчас, в связи с изменениями, коммерческих заказов стало очень мало и нам пришлось вернуться и в частный сегмент.
− Изменения − вы имеете в виду кризис 2015-го года?
− Да. Сейчас свернулись многие проекты, а те, которые продолжают существовать – там большая конкуренция и жесткие условия. Идти на такие объекты – очень большой риск для подрядчика. Потому что предлагается делать все за свои деньги, без аванса, а оплата происходит только через 2-3 месяца после окончания работ. То есть ты полгода работаешь на заказчика, инвестируя в его проект собственные средства, и если у заказчика будут проблемы, ты потеряешь деньги. На моей памяти были такие случаи. Например, история с Шинным заводом: когда предприятие объявило о банкротстве, и все кто не успел получить деньги – судились, и в итоге так и ничего не получили. А все потому, что первыми кредиторами были банки, они просто забрали всю прибыль.
Сейчас объем работы, конечно, сильно упал. И упала прибыль. Мы вынуждены сократить количество персонала и зарплаты сотрудникам. Полгода мы почти не понимали, что делать. Но сейчас вновь нашли свою нишу. Пришлось снизить собственную рентабельность до минимума, чтобы получать заказы.
− Выправится ситуация в ближайшие годы?
− У нас сейчас есть несколько крупных заказчиков, и я вижу, что они планируют расширение. Но это, как правило, связано с пищевыми производствами. Там где будет импортозамещение, люди используют шанс и наращивают мощности. А все что касается промышленности – очень сложно предположить. Надежда, что рынок будет расти и возвращать свои позиции, есть. Пережили же кризис и в 98-м, и в 2008-ом.
− А можно ли сравнивать 2008 и 2015?
− Этот кризис глубже, тяжелей. Я знаю, что многие люди в 2008 году кризис не свернули, а в 2014 году свернули свои предприятия и ушли наемными рабочими в другие компании.
− Как вы выбираете заказы, за которые беретесь?
− Опыт работы говорит, что за все браться нельзя. Есть предвестники того, что проект не удастся. Даже если на начальном этапе все идет хорошо. В этом бизнесе важно иметь четкое представление о конечном результате, которое будет зафиксировано на момент подписания договора. Потому что если заказчик поменяет свое видение конечного результата, оно у него не до конца сформировано и он просто не понимает, что в итоге получит – то могут возникнуть проблемы, а исправить уже ничего будет нельзя: вентиляционные трубы просто так не переставишь. Совсем недавно пришлось отказаться от крупного заказа просто потому, что у клиента была проблема, которая бы не решилась с нашей помощью. Я посоветовал ему другим путем решить эту проблему, я не получил прибыли, но в итоге я получу благодарного заказчика, который придет ко мне в другой раз.
− Откройте секрет успеха. Как вам уже столько лет удается успешно работать на инжиниринговом рынке?
− Я выделяю для себя три важных момента. Первый – это терпение – постоянно будут возникать какие-то проблемы, и если ты к этому не готов, в бизнес лучше не лезть. Второй момент – нужен наставник и серьезные знания в этой области. Бизнес – как семейная жизнь: ничего нельзя делать наскоком. Третий – вам должно повезти с бухгалтером. И самое главное: вы должны получать от работы удовольствие. Настоящий бизнесмен свободные средства инвестирует в оборудование, предприятие, он денег в кармане имеет не много, но совокупная стоимость бизнеса растет. И если он захочет в итоге его продать, то получит большие средства.
− Есть ли у вас принципы, которых вы придерживаетесь в бизнесе и никогда от них не отступаете?
− Я православный христианин и мои принципы строятся, прежде всего, от моего мироощущения как православного человека. Все 10 библейских заповедей, так или иначе, реализуются и в моем бизнесе. Важно не делать людям того, чего не желаешь себе. В нашем деле работает не предприятие с предприятием, а человек с человеком. Если руководитель компании мне доверяет как человеку – все получится. Он знает, что если выберет меня, то у него не будет проблем на объекте. Те, кто на рынке ведет себя нечестно − у них, как правило, заказы одноразовые.
− Вы говорите, что руководство достаточно нервная работа. Как вы расслабляетесь?
− Я уже достаточно давно занимаюсь японским фехтованием, сейчас руковожу региональным отделение клуба. Помимо взрослых, мы тренируем детей от 8 до 18 лет. Для ребят эти занятия абсолютно бесплатны, для студентов – скидка на обучение 50%. Такой вот социальный проект, от которого я получаю большое удовольствие. Занимаемся три раза в неделю. Во время тренировок ты отключаешься от того, что происходит на работе или в семье. В ином случае тебя бьют. Еще очень люблю охоту и рыбалку. Рыбалка не самое спокойное занятие, но там стресс другого характера: когда ты думаешь о рыбе, ты не думаешь о работе.
Материал подготовлен для портала улучшения делового климата в Воронежском регионе ВЛАСТЬ-БИЗНЕС.РФ