Воронежский предприниматель Михаил Сотников, открыв в Воронеже школу скорочтения, убил сразу двух зайцев. Во-первых, стал абсолютно финансово-независимым человеком. А во-вторых, дал возможность многим воронежцам понять, как можно научиться экономить время. Михаил рассказал нам о том, почему он выбрал такую необычную сферу для своего бизнеса и о том опыте, который он получил в процессе реализации проекта.
С чего начался ваш путь к бизнесу?
По окончании средней школы, я, как и многие мои сверстники хотел стать юристом. Но поступить на вожделенный юрфак ВГУ, оказалось для меня, на тот момент, непосильной задачей. Провалив экзамены, я благополучно отправился служить в армию. Причем и здесь проявился мой природный максимализм. Служить, так служить. На всю катушку. Напросился в ВДВ и с 1990 по 1992 год оттрубил в десантуре.
Отслужив «срочку», вернулся домой. Вначале было желание повторить попытку стать юристом. Даже в милицию устроился специально для этого. Да не абы куда, а в ОМОН. Но потом, поразмыслив, решил подать документы Воронежский институт менеджмента маркетинга и финансов. В то время там готовили управленцев.
Учебу совмещать со службой в ОМОНе оказалось невозможно, и я перевелся во вневедомственную охрану. Стало проще: сутки на работе, два дня оставалось для института.
В таком режиме и проучился до 1998 года. После получения диплома, я решил, что пора применять полученные знания на практике и уволился.
И какие были первые шаги на «гражданке»?
Эти шаги определили мою дальнейшую жизнь минимум на 15 лет. Мне повезло. Практически сразу после увольнения, я встретил бизнесмена, который узнав, что раньше я служил в силовых структурах, предложил мне должность финансового директора. И в этой должности я работал с 1998 до 2002 года. Тогда же, что бы стать профессионалом в своем деле, поступил в ВГУ на бухгалтерию и аудит. Организация занималась оптовой торговлей, и эти знания мне были крайне необходимы.
Изначально она была независимой, а потом влилась в группу компаний «Графская слобода». Я попал в управляющую компанию, но на первых должностях были уже люди новых совладельцев бизнеса и я остался не у дел. Через некоторое время мне предложили занять должность начальника отдела снабжения и транспорта. Я согласился и стал вникать в новое для меня дело. Работы было очень много. Приходилось два завода снабжать. Я человек увлекающийся, и новое направление мне очень понравилось. Решил и дальше в этой сфере развиваться. Меня как снабженца, периодически приглашали на различные семинары, посвященные логистике. И с каждым таким мероприятием, я все больше убеждался, что направление для развития выбрано верно.
Но как только в 2006 году хозяева стали делить бизнес, я понял, что пора что-то менять место реализации и ушел к конкурентам на «Висант-ОПТ», они как раз начинали внедрять WMS (программа, обеспечивающая автоматизацию управления бизнес-процессами складской работы). Получил незабываемый опыт.
За все 12 лет работы в логистике, я сменил несколько организаций. И везде сталкивался с одной и той же проблемой.
У руководителей среднего звена зачастую низкий уровень профессионализма. Я считаю, что не достаточно быть хорошим управленцем, нужно разбираться в специфике. Если фирма занимается строительством, значит нужно вникать в нюансы этого дела. Если это сфера услуг, значит, руководитель просто обязан знать досконально всю специфику. А практика показывает, что так, к сожалению, очень редко бывает.
Каждый считает своим долгом пройти какие-нибудь курсы повышения квалификации, читают умные книги и т.д. Но в итоге все равно чего ни будь не хватает. Чуть-Чуть. А это, ой как, в глаза бросается. Не беда, если речь идет о рядовом сотруднике. И медведя можно научить на велосипеде ездить. Другое дело руководитель. Ведь чтобы грамотно поставить задачу подчиненному, он сам должен знать, как решить эту задачу и что должно получиться в результате.
Со всеми, конечно, можно ужиться. Но для меня главное перспективы. Если их нет, выход один – менять работу. Но это может очень быстро надоесть. Так произошло и со мной.
И что же произошло дальше?
В очередной раз, побившись о стену не понимания и не компетентности, в феврале 2014 года я уволился и приступил к поиску нового места работы. Почти год я искал подходящее место и вот, блуждая по бескрайним просторам «Интернет», случайно наткнулся на предложение о покупке франшизы.
Оказалось, что Шамиль Ахмадуллин из Казани опробовал собственную методику обучения скорочтению и, убедившись в ее эффективности, собирался запустить франшизу школы скорочтения для детей. Кроме того, всем своим единомышленникам он обещал всяческую поддержку.
Примерно через 2 месяца пришло приглашение принять участие в проекте.
Решил попробовать. Нужно же было чем-то заниматься. Кроме того, что это собственное дело, на старте проекта франшиза гораздо дешевле. Ну и, конечно, тот факт, что в течение длительного времени я не мог найти работу по своему основному профилю, сыграл свою роль.
Это была единственная мотивация?
Нет, конечно. Меня очень привлекла замечательная социальная составляющая франшизы. Всем известен слоган: «Бизнес должен быть социально ответственным». И я с этим абсолютно согласен.
У меня появилась возможность заняться бизнесом не просто ради себя и зарабатывания денег, но и для того чтобы сделать что-то полезное для общества. Звучит это конечно громко, но я на это, действительно надеюсь.
Ведь ребенок, обучившийся скорочтению, не только получает навык необходимый для более комфортного и качественного обучения, но и приучает себя к самодисциплине и постоянному самосовершенствованию. Из них как раз могут вырасти полноценные члены современного общества.
Ведь лучше приложить некоторые усилия, воспитывая ребенка, чем бороться с невежеством и некомпетентностью взрослого человека. Мы постоянно должны думать о том, кто придет нам на смену. И должны стараться делать так, чтобы эта смена была лучше нас самих.
Сегодня, количество информации в мире удваивается каждые два года. Для того, что бы стать, а затем и быть хорошим специалистом, вашим детям необходимо много читать. Скорочтение как раз призвано помочь вам в этом.
А что это был за конкурс?
Владельцы франшизы не собирались предоставлять право работать по франшизе кому попало. Их понять можно – это большой репутационный риск. А для образовательного учреждения, которым является школа скорочтения, это тем более важно. Поэтому и был проведен конкурс между всеми желающими.
Отбор был серьезный. Всего по всей России были приняты заявки примерно от 80 кандидатов. Из них были выбраны всего 8 человек, и я оказался в их числе.
После собеседования начался, так называемый, тестовый период. Прежде чем подписывать с кандидатами договор франшизы, нам всем давали задания. Организаторам было важно знать, есть ли у кандидата предпринимательская жилка, и насколько эффективно он может работать в режиме многозадачности.
Действуя в жестких временных рамках и следуя четким инструкциям, мы искали подходящие помещения и квалифицированный персонал. Причем, должна была присутствовать многовариативность. Например, помещений на выбор должно было быть минимум 20. Все результаты мы отправляли в Казань.
В результате, от 8 кандидатов осталось четверо. Кто-то не справился с заданием, кто-то просто все бросил, решив, что «Это не мое». Кто-то решил, что такой напряг ему не по силам.
Как проходил запуск?
После подписания договора франшизы, началась подготовка. Безусловно, мой опыт работы в сфере финансов и логистики пригодился. Мне удалось в короткие сроки организовать и наладить новое для меня дело. Был подписан договор аренды, закуплена мебель и оборудование, запущена реклама. На «все-про-все» у меня ушло около 400 000 рублей. Деньги, согласитесь, не такие уж и большие.
В мае этого года школа скорочтения заработала.
Какие проблемы возникали на старте?
По большому счету одна главная проблема – количество учеников. Старт нашего проекта совпал с началом сезона отпусков и детских каникул. Большинство детей разъехались по лагерям и бабушкам. Однако, не смотря на это, уже третий поток наших учеников на днях успешно заканчивает свое обучение.
Что из себя представляет ваша школа?
Пока это один учебный класс, рассчитанный на 7 учеников. Больше, считаю и не нужно. Для наилучшего результата, у педагога должна быть возможность работать с каждым учеником индивидуально. Эффект будет лучше.
Базовый курс рассчитан на 10 занятий по 60-70 минут. Во время летних каникул Занятия проходят ежедневно по будням и укладываются в 2 недели, а с началом учебного года график занятий будем менять. Ведь детям нужно будет кроме общеобразовательной школы еще и секции какие-нибудь посещать, кружки. Поэтому рассчитываем, что каждый наш ученик будет к нам приходить дважды в неделю.
А чему в вашей школе вообще учат? Что такое скорочтение?
На самом деле – обучение скорочтению, это не только получение навыка быстрого чтения, но и улучшение памяти и понимания того, что вы читаете.
Если человек, к примеру, читает 100 слов в минуту, но при этом понимаете только 50, его скорость не 100, а всего 50слов. Более того, 50 процентов текста осталось для него тайной «за семью печатями».
В нашей школе, мы учим бороться с основными «врагами» эффективного чтения.
Их пять:
- Артикуляция. Под артикуляцией понимается не только движение губ, но и сам внутренний монолог, происходящий в голове, т. е. проговаривание слов про себя. При скорости речи 200-250 слов в минуту, читать быстрее вы никогда не будете, если не избавитесь от этой привычки.
- Регрессия. Большинство людей, когда читает, взглядом периодически возвращается к ранее прочитанному тексту. Опять лишнее время тратится.
- Узкое поле видения. Наш мозг воспринимает информацию целостными смысловыми блоками, и чем крупнее эти блоки, тем больше, а главное лучше информация будет усваиваться. Упражнения для расширения поля видения помогают нам в этом.
-
Слабое внимание. При медленном чтении мозг, воспринимая информацию и не имея возможности встать на паузу, отвлекается, что отрицательно влияет на понимание прочитанного и его запоминание. Мы учим детей концентрироваться на процессе.
- Отсутствие плана чтения, чётких целей, различных методик запоминания. Ведь читать книгу по истории или географии необходимо иначе, чем, например, художественную литературу.
И какие результаты борьбы?
Средний результат наших выпускников – рост скорости чтения с учетом понимания прочитанного в 2,7 раза, но есть и неординарные случаи. Например, занималась у нас одна девочка. В начале обучения проводили тест. Она прочитала 227 слов и не смогла ответить ни на один из вопросов по тексту. Понимания – ноль. По окончании занятий, провели аналогичный тест. Кроме того, что прочитала она уже 359 слов, понимание появилось. И составило 62%. Вы представляете?! С ноля до 62 процентов! Даже если бы она не увеличила скорость, то уже одно то, что понимание прогрессирует – великолепный результат.
Это, наверное, самая главная задача. Потому, что читать быстро, мало. Нужно понимать, что ты читаешь.
Контролируют ли владельцы франшизы работу вышей школы?
Предлагая нам возможность вести самостоятельный бизнес при помощи готовой идеи, они рассчитывают на нашу вменяемость и порядочность. Для этого и был организован такой жесткий предварительный отбор.
Однако. Имиджевая составляющая важна в любом бизнесе. Существует система отчетности франшизы, как говориться, доверяй, но проверяй. Однако, ее владельцы осуществляют не только контроль, но и всевозможную поддержку.
Есть ли у вас планы развития бизнеса?
Конечно, есть. В недалекой перспективе открытие аналогичных курсов для взрослых. На подходе методика обучению чтению дошкольников. Я уверен, что многие воронежцы с удовольствием воспользуются нашей методикой. Тем более, что она доказала свою эффективность. В планах открытие еще как минимум трех классов в разных районах города.
Но не будем забегать вперед. Развитие любого бизнеса должно быть поэтапным и грамотно спланированным.
Материал подготовлен для портала улучшения делового климата в Воронежском регионе ВЛАСТЬ-БИЗНЕС.РФ