Власти Воронежа объяснили, почему на улице Свободы спилили деревья

 

Морозы и никаких осадков: воронежцам рассказали о погоде в последнюю неделю ноября

Известный воронежский краевед и журналист Василий Чириков ушел из жизни

Горнолыжный комплекс «‎Донгор»‎ под Воронежем снова выставили на продажу

Остановка рухнула на легковушку в воронежском ЖК

Сильный ветер сорвал вывеску с магазина в Воронеже

Вероятно, сегодня вам предстоит некое соперничество. В целом, день неплох, хоть и будет наполнен определенными переживаниями

Суд в Кемеровской области поместил под стражу обвиняемых в убийстве лискинцев

Из-за ОРВИ закрыли на карантин классы в двух школах Воронежа

Девять человек погибли на железных дорогах Воронежской области
 

На Вогрэсовском мосту в Воронеже увеличат количество полос для борьбы с пробками

Воронежская прокуратура проверит «креативные» предложения по борьбе с бездорожьем от главы села

Лесотехнический университет загорелся в Воронеже

Подрядчиков на два городских маршрута ищут в Воронеже

17 снарядов взорвали в Воронежской области 

Воронежцев предупредили о новой схеме мошенников с доставкой цветов и подарков

В Воронеже на проспекте Патриотов и Кольцовской сегодня отключат светофоры

День будет интересным. Во-первых, в отличии от предшествующих двух суток, наконец, обойдется без провокационных ситуаций, а во-вторых, сегодня ваша жизнь непременно изменится в каком-либо аспекте
 

Численность госслужащих сократят в Воронежской области на 10%

Мэр рассказал о сроках запуска в Воронеже электробусов и новых троллейбусов

Воронежцу попалась монета с «Ежиком в тумане»

Труп 70-летнего мужчины нашли в сгоревшем в воронежском селе доме

Сегодня определенно стоит следовать этому совету из детской книги, ведь провокаторы будут подстерегать на каждом шагу
 

Фейковые листовки с информацией о ядерных ударах распространяют в Воронеже

Перебои с телевещанием ожидаются на юге Воронежской области

В Воронеже приступили к подготовительным работам перед реконструкцией Центрального стадиона профсоюзов

Воронежский проект «Бетонные сады» получил архитектурный «Оскар»

Мэр рассказал о сроках запуска в Воронеже электробусов и новых троллейбусов

Специалисты устранили утечку на Московском проспекте в Воронеже

На атомной станции в Нововоронеже включат сирены 21 ноября

Персона

Эдуард Бояков: Формат Платоновского фестиваля универсален

Театральная программа Платоновского фестиваля была и остается центральной его частью. Как и в прежние годы, именно спектакли вызывают наибольший интерес, что, конечно же, не случайно – мы получаем уникальную возможность приобщиться к лучшим образцам мирового театрального искусства. Так, воронежцам посчастливилось увидеть работы выдающихся режиссеров  – Резо Габриадзе, Льва Додина, Римаса Туминаса, Начо Дуато, Сергея Женовача и других. Надо думать, что и нынешний фестиваль будет также щедр на открытия. Свое мнение о театральной программе четвертого международного Платоновского фестиваля искусств и отдельных ее составляющих мы предложили высказать ректору воронежской академии искусств, режиссеру, педагогу, продюсеру Эдуарду БОЯКОВУ.  

Мейнстрим как форма просвещения

Формат Платоновского фестиваля – это представление европейского мейнстрима, столичного искусства в лучшем его виде, подразумевая все культурные столицы мира. Михаил Плетнев неделю назад выступал в Японии, а позавчера -  в Воронеже. Год назад у нас побывал Миша Майский, а сейчас он гастролирует в Австрии. И мне очень нравится этот просветительский подход, который позволяет включить Воронеж в мировой культурный процесс. А включать можно только в мейнстрим...

Почему именно в мейнстрим? Не упустим ли мы наиболее свежие явления?

На мой взгляд, показывать сейчас в Воронеже наиболее острые и актуальные спектакли, идущие в Нью-Йорке или Москве, было бы преждевременно. Потому что самое передовое и авангардное искусство появляется в уже подготовленной среде. Нельзя моментально стать культурной столицей, в один момент дорасти до творчески состоятельного города. Но к этому нужно стремиться. В Воронеже мало театров – в миллионном городе их должно быть больше: академических, авторских, камерных, современных, самых разных.   На это понадобятся годы - и именно эту работу делает Платоновский фестиваль.

Его формат универсален – и это нужно уважать. В городе обязательно должен быть крупный фестиваль, объединяющий театр, музыку, выставки. А уже вслед за ним появятся фестивали более форматные, в том числе и совсем авангардные. Однако сам Платоновский  должен представлять лучшее  – проверенное годами, доказанное премиями и зрительским признанием.

Войцек, или эскиз головокружения

Спектакль французского режиссера Жозефа Наджа «Войцек, или эскиз головокружения» я считаю подлинным шедевром. Лично для меня это самый сладкий кусочек театральной программы этого года. «Войцек» был поставлен 20 лет назад, он имел грандиозный успех на фестивале в Авиньоне, получил множества наград и всемирное признание. И вот смотрите – с одной стороны это авангардный спектакль, с другой стороны  20-летний успех сделал его абсолютной театральной легендой. И вот этот спектакль увидят в Воронеже.

Последняя лента Креппа
 
 

Оскарас Коршуновас – популярнейший современный европейский режиссер, имеющий широкое признание, весьма востребованный и активно работающий. Коршуновас органично связывает классический театр с современными веяниями и темами. Постановка, которую мы увидим, интересна тем, что здесь соединились три крупных театральных имени – Сэмюэла Беккета, Оскараса Коршуноваса и Юозаса Будрайтиса.  Кстати, прежде Будрайтис не раз говорил о том, что мечтает сыграть спектакль на русском языке. И теперь это реализовалось.

Неподвижный поток

Надо понимать, что лондонский театр «Сэдлерс Уэллс» - это своего рода «Большой театр» современной хореографии, где показывают лучшие работы самых знаменитых хореографов, в том числе Пины Бауш, Уильяма Форсайта. Понимаете калибр?  Это престижнейший театр, и возможность увидеть одну из лучших его постановок, «Неподвижный поток» – уже само по себе большое везение.

Вспоминая утраченное

Британский театр «Гекко» - это прекрасный образец синтетического театра, объединяющего хореографию со всем на свете – драматическим искусством, визуальным, музыкальным и так далее. Этот театр, который, размывает границы между видами искусств, жанрами, пример отсутствия формата как такового. И это очень здорово. Не секрет, что у нас очень любят четкое деление на жанры, а произведения, синтезирующие разные направления, вызывают непонимание и даже неприятие.

Возможно, это связано с тем, насколько убедительны эти эксперименты, и насколько это вообще искусство?

Нужно проявлять уважение к поиску. Классика – это то, что уже проверено временем, то, что кристаллизовалось веками и десятилетиями. Однако и у Платонова и Шекспира было свое окружение, люди, о которых мы ничего не знаем. И отчасти именно благодаря им состоялись эти великие люди. Все знают имя Шекспира – но кто помнит имя Марло? Или возьмем Серебряный век – кроме Ахматовой, Гумилева, Цветаевой в ту эпоху творили сотни поэтов, среди которых были весьма интересные. И во многом благодаря этому окружению, где непрерывно шел творческий процесс, и состоялись Ахматова и Гумилев.

У сегодняшего художника есть право на ошибку. Потому что он живет сейчас, пробует, ищет. В наше время зритель приходит в театр как в лабораторию. И никто не знает, кем станет тот или иной художник в будущем. Также и во времена Шекспира было трудно понять, кто гений, а кто – нет. Выдающаяся поэтесса и мемуаристка Ирина Одоевцева в свое время написала:
                           Ни Гумилев, ни злая пресса
                           Не назовут меня талантом
                           Я маленькая поэтесса
                           С огромным бантом.
 
Вот это гениально! Она признает свое место относительно великого Гумилева - однако и свое право жить и творить сейчас и здесь. Драматургу, актеру, художнику нельзя появляться перед публикой с сознанием своей ничтожности относительно великих имен. Художник должен конкурировать с великими….  Именно такой – режиссер и драматург  Иван Вырыпаев.

Иллюзии
 
 

Если говорить об Иване Вырыпаеве, как о драматурге и театральном режиссере, то это фигура первого ряда. Это главное, чтобы было создано в современной российской драматургии за последние лет двадцать. В его пьесах - удивительная глубина, чувство языка. И, кстати, я неоднократно слышал сравнение его стиля с языком произведений Платонова – тот же самый суггестивный эффект, «заговаривания», очень насыщенного поэтического пространства.  С одной стороны, его тексты современны, с другой – они очень сложно организованы, отчасти архаичны, когда перед актером появляется задача одновременно быть и чтецом. Понимаете? Текст исполняется, а не проигрывается. В классическом театре происходит перевоплощение в персонажа, а здесь актер отстраняется от текста. Спектакль «Иллюзии» Вырыпаева – одна из вершин современной драматургии, это некий космос. И я всем советую увидеть его.

Насколько этот фестиваль получился «платоновским»?

Платонов для Воронежа – абсолютная «священная корова», имя, которым город гордится. В масштабах человечества творческое наследие Платонова является абсолютной ценностью. Однако прямая привязка событий фестиваля к имени Платонову мне лично не кажется правильной. Пушкинская премия вручается лучшему поэту, а не тому, который наиболее похож на Пушкина. Так и мы, должны  не выискивать театры, у которых есть постановки по Платонову, а показывать лучших творцов современности, потому что любой из них и есть космос.