Видеодомофоны подключат к системе «Безопасный город» в Воронеже

Проект застройки на месте леса под Воронежем не согласовали власти региона

Деловая неделя продолжается. Сегодня стоит брать новые вершины, но астрологи не рекомендуют идти по головам

Губернатор поделился подробностями атаки БПЛА на Воронежскую область

Очень удачный день, но все в той же деловой сфере, романтика пока, увы, продолжит стагнировать

Иномарка перевернулась в центре Воронежа

В небе над Воронежем в ночь на 17 сентября сбили беспилотник

Воронежские спасатели получили медали за ликвидацию ЧС

Даты повышения выплат на детей озвучили воронежцам

В Воронежской области более 2200 человек пострадали от укусов клещей

Воронежским школьникам предложили список рекомендуемых фильмов и литературы

В федеральный розыск объявили сына сотрудницы ФНС после ДТП с погибшей выпускницей журфака

Сегодня действительно можно будет совершить невозможное, однако для этого придется, как минимум, пойти на риск

Воронежский подросток получил ожоги 80% тела при ударе током на ж/д станции

Выпускник воронежской школы из мести ограбил бывшего директора

Запрет на продажу алкоголя установят в День города в центре Воронеже

В России по уровню безработицы Воронежская область заняла 51 место

Общая явка на выборах в Воронежской области составила более 54 процентов

В больнице умер пострадавший от БПЛА воронежский фермер

Пожарная часть, школа и детсад останутся без воды в Воронеже 16 сентября

В Воронежской области за три дня выборов проголосовали 53,8% избирателей

Волна рабочих дней продолжается – по-прежнему астрологи советуют сосредоточиться на моментах делового характера, а не личного, для него будет другое время

Трехдневное голосование началось в Воронежской области

Сегодня не стоит гнаться за идеалом. Помните, что лучше сделать и ошибиться, чем вообще ничего не сделать

Сегодня продолжится тенденция предыдущего дня – преобладание строгого настроя и рационального подхода

Стоимость салюта на День города в Воронеже снизилась до 3,5 млн рублей

Расписание рейсов внезапно появилось на сайте воронежского аэропорта
 

Стал известен доход председателя Воронежской областной Думы

Увы, творческим людям сегодня придется нелегко, ведь в этот день стоит надеться только на свой разум

В небе над Воронежской областью за ночь сбили 16 дронов: повреждены дома, теплица и гараж

Персона

Эдуард Бояков: Формат Платоновского фестиваля универсален

Театральная программа Платоновского фестиваля была и остается центральной его частью. Как и в прежние годы, именно спектакли вызывают наибольший интерес, что, конечно же, не случайно – мы получаем уникальную возможность приобщиться к лучшим образцам мирового театрального искусства. Так, воронежцам посчастливилось увидеть работы выдающихся режиссеров  – Резо Габриадзе, Льва Додина, Римаса Туминаса, Начо Дуато, Сергея Женовача и других. Надо думать, что и нынешний фестиваль будет также щедр на открытия. Свое мнение о театральной программе четвертого международного Платоновского фестиваля искусств и отдельных ее составляющих мы предложили высказать ректору воронежской академии искусств, режиссеру, педагогу, продюсеру Эдуарду БОЯКОВУ.  

Мейнстрим как форма просвещения

Формат Платоновского фестиваля – это представление европейского мейнстрима, столичного искусства в лучшем его виде, подразумевая все культурные столицы мира. Михаил Плетнев неделю назад выступал в Японии, а позавчера -  в Воронеже. Год назад у нас побывал Миша Майский, а сейчас он гастролирует в Австрии. И мне очень нравится этот просветительский подход, который позволяет включить Воронеж в мировой культурный процесс. А включать можно только в мейнстрим...

Почему именно в мейнстрим? Не упустим ли мы наиболее свежие явления?

На мой взгляд, показывать сейчас в Воронеже наиболее острые и актуальные спектакли, идущие в Нью-Йорке или Москве, было бы преждевременно. Потому что самое передовое и авангардное искусство появляется в уже подготовленной среде. Нельзя моментально стать культурной столицей, в один момент дорасти до творчески состоятельного города. Но к этому нужно стремиться. В Воронеже мало театров – в миллионном городе их должно быть больше: академических, авторских, камерных, современных, самых разных.   На это понадобятся годы - и именно эту работу делает Платоновский фестиваль.

Его формат универсален – и это нужно уважать. В городе обязательно должен быть крупный фестиваль, объединяющий театр, музыку, выставки. А уже вслед за ним появятся фестивали более форматные, в том числе и совсем авангардные. Однако сам Платоновский  должен представлять лучшее  – проверенное годами, доказанное премиями и зрительским признанием.

Войцек, или эскиз головокружения

Спектакль французского режиссера Жозефа Наджа «Войцек, или эскиз головокружения» я считаю подлинным шедевром. Лично для меня это самый сладкий кусочек театральной программы этого года. «Войцек» был поставлен 20 лет назад, он имел грандиозный успех на фестивале в Авиньоне, получил множества наград и всемирное признание. И вот смотрите – с одной стороны это авангардный спектакль, с другой стороны  20-летний успех сделал его абсолютной театральной легендой. И вот этот спектакль увидят в Воронеже.

Последняя лента Креппа
 
 

Оскарас Коршуновас – популярнейший современный европейский режиссер, имеющий широкое признание, весьма востребованный и активно работающий. Коршуновас органично связывает классический театр с современными веяниями и темами. Постановка, которую мы увидим, интересна тем, что здесь соединились три крупных театральных имени – Сэмюэла Беккета, Оскараса Коршуноваса и Юозаса Будрайтиса.  Кстати, прежде Будрайтис не раз говорил о том, что мечтает сыграть спектакль на русском языке. И теперь это реализовалось.

Неподвижный поток

Надо понимать, что лондонский театр «Сэдлерс Уэллс» - это своего рода «Большой театр» современной хореографии, где показывают лучшие работы самых знаменитых хореографов, в том числе Пины Бауш, Уильяма Форсайта. Понимаете калибр?  Это престижнейший театр, и возможность увидеть одну из лучших его постановок, «Неподвижный поток» – уже само по себе большое везение.

Вспоминая утраченное

Британский театр «Гекко» - это прекрасный образец синтетического театра, объединяющего хореографию со всем на свете – драматическим искусством, визуальным, музыкальным и так далее. Этот театр, который, размывает границы между видами искусств, жанрами, пример отсутствия формата как такового. И это очень здорово. Не секрет, что у нас очень любят четкое деление на жанры, а произведения, синтезирующие разные направления, вызывают непонимание и даже неприятие.

Возможно, это связано с тем, насколько убедительны эти эксперименты, и насколько это вообще искусство?

Нужно проявлять уважение к поиску. Классика – это то, что уже проверено временем, то, что кристаллизовалось веками и десятилетиями. Однако и у Платонова и Шекспира было свое окружение, люди, о которых мы ничего не знаем. И отчасти именно благодаря им состоялись эти великие люди. Все знают имя Шекспира – но кто помнит имя Марло? Или возьмем Серебряный век – кроме Ахматовой, Гумилева, Цветаевой в ту эпоху творили сотни поэтов, среди которых были весьма интересные. И во многом благодаря этому окружению, где непрерывно шел творческий процесс, и состоялись Ахматова и Гумилев.

У сегодняшего художника есть право на ошибку. Потому что он живет сейчас, пробует, ищет. В наше время зритель приходит в театр как в лабораторию. И никто не знает, кем станет тот или иной художник в будущем. Также и во времена Шекспира было трудно понять, кто гений, а кто – нет. Выдающаяся поэтесса и мемуаристка Ирина Одоевцева в свое время написала:
                           Ни Гумилев, ни злая пресса
                           Не назовут меня талантом
                           Я маленькая поэтесса
                           С огромным бантом.
 
Вот это гениально! Она признает свое место относительно великого Гумилева - однако и свое право жить и творить сейчас и здесь. Драматургу, актеру, художнику нельзя появляться перед публикой с сознанием своей ничтожности относительно великих имен. Художник должен конкурировать с великими….  Именно такой – режиссер и драматург  Иван Вырыпаев.

Иллюзии
 
 

Если говорить об Иване Вырыпаеве, как о драматурге и театральном режиссере, то это фигура первого ряда. Это главное, чтобы было создано в современной российской драматургии за последние лет двадцать. В его пьесах - удивительная глубина, чувство языка. И, кстати, я неоднократно слышал сравнение его стиля с языком произведений Платонова – тот же самый суггестивный эффект, «заговаривания», очень насыщенного поэтического пространства.  С одной стороны, его тексты современны, с другой – они очень сложно организованы, отчасти архаичны, когда перед актером появляется задача одновременно быть и чтецом. Понимаете? Текст исполняется, а не проигрывается. В классическом театре происходит перевоплощение в персонажа, а здесь актер отстраняется от текста. Спектакль «Иллюзии» Вырыпаева – одна из вершин современной драматургии, это некий космос. И я всем советую увидеть его.

Насколько этот фестиваль получился «платоновским»?

Платонов для Воронежа – абсолютная «священная корова», имя, которым город гордится. В масштабах человечества творческое наследие Платонова является абсолютной ценностью. Однако прямая привязка событий фестиваля к имени Платонову мне лично не кажется правильной. Пушкинская премия вручается лучшему поэту, а не тому, который наиболее похож на Пушкина. Так и мы, должны  не выискивать театры, у которых есть постановки по Платонову, а показывать лучших творцов современности, потому что любой из них и есть космос.