Построят ли в Воронежской области восемь мусоросортировочных и один мусоросжигающий завод?
Холдинг «Евроцемент груп» презентовал в департаменте природных ресурсов и экологии Воронежской области проект по строительству неоднозначного с точки зрения экологии мусоросжигающего завода. Его параметры неадекватны. Эксперты констатируют, что мусоросжигающий завод региону нужен, но, разумеется, при условии экологической безопасности. Он позволит замкнуть технологическую цепочку, недоработанную в комплексной схеме обращения с отходами от ООО «Северокавказский институт экологического проектирования». В ближайшее время схема должна быть утверждена на региональном уровне и поделит область на восемь зон, в которых появится восемь мусоросортировочных заводов. Как водится, все упирается в деньги. Пока есть только один инвестор для мусоросортировки и сомнительная декларация «Евроцемента».
Подвисшие инвестиции
Два года назад ООО «Каскад», контролируемое, как считается, депутатом Воронежской облдумы Вадимом Ишутиным, запустило в эксплуатацию первую очередь нового полигона твердых бытовых отходов в Семилукском районе - вместо закрытого муниципального. Объем вложений в проект, рассчитанный на 15 млн кубометров ТБО, составил 300 млн рублей, говорили тогда в компании. Полигон площадью 10 га и глубиной 42 м расположен в южной части карьера «Средний». Он рассчитан на 15 млн кубометров отходов. Срок его эксплуатации заявлялся на уровне семи лет.
Полигон стал основным местом захоронения отходов производства и потребления областного центра, а «Каскад», соответственно, - фактическим монополистом на мусорном рынке Воронежа. Вывозом отходов там не занимаются, а нынешний тариф на захоронение отходов составляет 76 рублей за кубометр. Но в фирме не собирались останавливаться на достигнутом, обещая уже в 2012 году начать строительство мусоросортировочного завода с объемом вложений на уровне 1 млрд рублей. Кроме того, продолжить расширение полигона за счет рытья новых котлованов, чтобы в перспективе выйти на мощность захоронения в 50 млн кубометров ТБО.
Между тем уже конец 2013 года, а мусоросортировочный завод так и не начал строиться. Минувшим летом в Москву из Воронежа было передано уголовное дело руководителя семилукского полигона Александра Шафоростова. По версии следственных органов, в 2011 году Шафоростов, действуя в сговоре с иными лицами, заключил договоры субподряда на выполнение работ по строительству полигона ТБО с несколькими подконтрольными организациями. Были подписаны акты выполненных работ на общую сумму порядка 126 млн рублей, однако на деле работы не выполнялись. Бумаги вроде бы оформлялись для того, чтобы руководитель строящегося полигона Шафоростов смог предоставить в налоговую инспекцию подложные документы и незаконно получить из госбюджета 22 млн рублей в качестве возврата налога на добавленную стоимость.
Сейчас проект мусоросортировочного завода проходит госэкспертизу, уточнили в ОАО «Экотехнология» (его оператор, 25% акций на балансе муниципалитета). Он четко вписывается в новую комплексную схему обращения с отходами Воронежской области. Ее по заказу облправительства разработала фирма «Северокавказский институт экологического проектирования». В ближайшее время схема должна быть утверждена.
Мусорное зонирование
О планах областных властей по разделению региона на восемь зон, в каждой из которых появится по одному межмуниципальному экологическому отходоперерабатывающему комплексу, впервые стало известно минувшим летом, когда разработку новой комплексной схемы анонсировал руководитель департаметра природных ресурсов и экологии Алексей Карякин. «Разрабатываемая комплексная схема направлена, в соответствии с общероссийской тенденцией, на максимальное использование отходов в качестве вторичных материальных ресурсов, а также на внедрение единой логистической схемы их движения и, по сути, на формирование в регионе отходоперерабатывающей индустрии», - рассказывал чиновник.
Крупнейшая - Воронежская - зона, согласно оказавшейся в нашем распоряжении презентации новой схемы, охватит территорию с населением свыше 1,3 млн человек, до есть больше половины населения региона. В нее войдут Воронеж, Нововоронеж, Семилукский, Рамонский, Новоусманский, Нижнедевицкий, Репьевский и Хохольский районы. То есть она напрямую касается замыслов «Каскада» и «Экотехнологий». Также выделяются Бутурлиновская, Богучарская, Борисоглебская, Калачеевская, Лискинская, Россошанская и Панинская зоны. В состав мусороперерабатывающих комплексов войдут оборудование для механической сортировки отходов, полигоны для захоронения, участки термического обезвреживания опасных медицинских и иных отходов, компостирования органической части ТБО и мусороперегрузочные станции.
Достоинством новой схемы власти считают объединение возможностей скудных по отдельности бюджетов муниципальных образований, обеспечение 100-процентным охватом населения планово-регулярным сбором и вывозом коммунальных отходов, строительство оптимального числа межмуниципальных полигонов, что высвободит значительную часть земель под строительство и сельское хозяйство, привлечение инвесторов для формирования, как говорил Карякин, новой индустрии. Есть, правда, и другой немаловажный аспект, который не учтен в новой схеме. Сортировка отходов перед их захоронением, по идее, приведет к снижению тарифов, поскольку мусоросортировочный бизнес имеет дополнительную маржу от вторсырья. А вот мусоросжигающий завод от «Евроцемента» в новую схему не вписывается.
Цементные неадекватности
Инвестиционная заявка компании выглядит довольно странно. Согласно пресс-релизу «Евроцемента», группа одним мусоросжигающим заводом собирается утилизовать в регионе до 90% твердых бытовых отходов при мощности переработки 300 тыс. тонн мусора в год. Проблема в том, что, например, в 2012 году в Воронежской области образовалось 5,4 млн тонн отходов производства и потребления. А 90% от них составляют свыше 4,8 млн, но никак не 300 тыс. тонн. Более того, как утверждают в «Экотехнологии», мусоросжиганию подлежат, в частности, автомобильные покрышки, пластик и вообще многие углеводородосодержащие материалы. В общей сложности около 1,5 млн тонн ТБО в год. Но даже если исходить из того, что «Евроцемент» промахнулся с цифрами и действительно нацелился на 1,5 млн тонн, он не сможет их сжечь по одной банальной причине. Даже если разместить завод в точке, находящейся в самом центре региона, возить в нее мусор окажется невыгодно из-за большого транспортного плеча. К тому же возникают вопросы по безопасности проекта.
О сомнительной экологичного мусоросжигающих предприятий говорил в одном из интервью Алексей Карякин: «Строительство таких заводов нецелесообразно с экологической и экономической точек зрения. Другое дело - медицинские и биологические отходы. Их надо подвергать термической обработке. Из твердых бытовых отходов с помощью современных технологий можно извлекать до 80% компонентов, которые являются вторичными материальными ресурсами. Кроме того, после сжигания образуются различные ядовитые вещества, которые выбрасываются в атмосферу».
Но в «Евроцементе» уверены в адекватности и своих цифр, и своего проекта. «Переработку мусора планируется осуществлять по следующей схеме: промышленные и муниципальные твердые бытовые отходы вместо их захоронения используются для производства альтернативного топлива, которое полностью перерабатывается при обжиге клинкера (один из этапов производства цемента). Температура печи, в которой обжигается клинкер, составляет 1450 градусов, что позволяет полностью утилизировать отходы без воздействия на экологию, - отметил управляющий воронежским филиалом «Евроцемент груп» Марк Трунов. - Предлагаемое нами решение по переработке мусора окажет позитивное воздействие на уменьшение объема загрязнения окружающей среды, экономию биоресурсов, создание благоприятных условий для жизни и здоровья людей».
Тем не менее больше верится профильному чиновнику и сотрудникам «Экотехнологии», которые в мусорном бизнесе не первый год. А главной проблемой новой комплексной схемы обращения с отходами Воронежской области, как представляется, станет привлечение банковских кредитов для строительства крупных межмуниципальных комплексов. Да и инвесторов. Ни об одном из них, кроме «Каскада», пока не слышно. А его руководитель, как мы знаем, продолжает находиться под следствием.
Константин Чаплин