– Могу одним словом охарактеризовать ситуацию по своим пабам и ресторанной отрасли в целом: оно начинается на «п» и заканчивается на «ц». Как боремся? Экономим на всем, чем можем. Большая часть пивной линейки приходит из-за границы – из-за падения рубля ритейлеры повысили цену. Но мы занимаемся импортозамещением – находим среди российских производителей продукцию не хуже, а иногда и лучше, чем зарубежную.
Алексей Концевой, руководитель риэлторской компании «1000 квартир».
– У людей истерика – все побежали вкладывать деньги. Поэтому сейчас спрос на квартиры очень хороший. «Кризиса» в каком-то виде ожидаю не раньше марта, когда спадет ажиотаж.
Евгений Дроздов, бизнес-партнер компании «Пласт Окно».
– Никаких негативных изменений не почувствовал. Наоборот, всем перед Новым годом понадобились пластиковые окна. Продажи растут.
Сергей Солдатов, директор завода «Металлопрофиль».
– Санкции на нас никак не отразились, но влияет подорожание валюты, которой мы платим за сырье. Пришлось поднять цены, но подняли не на тот же процент, который теряем. Решили умерить свои "аппетиты". В связи с кризисом мы пересматриваем закупки сырья, сокращаем запас неходовых позиций. Притормозили планы по приобретению нового оборудования и развития филиальной сети. В нашей стране это не первый кризис. Переживали и раньше, переживем и теперь.
– Дистрибьюторы серьезно повысили цены, по которым мы закупаем препараты – практически по всем позициям. Приходится экономить на всем. Сокращаем вспомогательный персонал – уборщиц, дворников.
– В рекламной отрасли изменений пока нет, но уверена, что они будут – на следующий год компании сократили рекламные бюджеты процентов на 30. Значит, доходы медиабаинговых и прочих агентств тоже сократятся. Придется сокращать расходы – за счет офисных расходов. Возможно и сокращение штата. Параллельно придется усилить поиск новых клиентов, чтобы покрыть сокращение бюджетов у постоянных клиентов. Мы - федеральное агентство, клиенты - крупные бренды, у всех сокращение бюджетов, при этом стоимость рекламы вырастет процентов на 20 точно. Но ведутся переговоры, чтобы цены не повышать на рекламу из-за кризиса. Для наших клиентов нам в большинстве случаев удалось сохранить цены на уровне 2014 года.
Владислав Березин, управляющий партнер магазина итальянской одежды Buonvicini.
– Предновогодний период – не самый показательный для оценки того, коснулся ли нас кризис. Но и по сравнению с декабрями прошлых лет спрос не упал – скорее, даже вырос. Пока мы еще не проводили переоценку планов по ведению бизнеса. Однако мы ожидаем повышения цен, по которым мы выкупаем коллекции – это отразится и на ценах в нашем магазине. Возможно клиенты будут неприятно удивлены. Кроме того, возможно сокращение ассортимента и объема закупок – банковские ставки выросли, поэтому мы будем вкладывать меньше денег. Но пока мы не чувствуем негативных тенденций и эти планы пока остаются только планами.
Елена Шанявская, заместитель генерального директора стоматологического центра «Дентика» по маркетингу.
– Ситуация сложилась очень непростая, потому что мы принципиально работаем только с высококачественными зарубежными материалами. Все 20 лет, которые существует «Дентика», мы позиционируем себя как клиника для среднего класса, нашими пациентами становятся не только толстосумы, но и, например, учителя, врачи... Переходить на более дешевые отечественные аналоги мы не будем – они не соответствуют нашим требованиям качества. Сейчас мы стараемся сделать все возможное, чтобы сохранить разумные цены на наши услуги. Пока у нас есть определенные складские запасы для этого.
– Оптимизация – лучший выход в сложившейся ситуации для любой компании. Это хорошо понимает любой бизнес, переживший кризис 2008-го года. «Модус» его прошел с очень хорошими показателями, так что преодолеем и нынешние трудности. Будем проводить планомерную работу по сокращению затрат, которые стали неактуальными в нынешних условиях. Это как с покупкой гречки: если вы оказались в продуктовом магазине с ограниченной суммой, вы вряд ли купите гречку-премиум, а предпочтете крупу подешевле или вообще перейдете на гречкозаменитель.
– Еще никто на знает, как кризис повлияет на бизнес. Все только начинается. Предприниматели еще не осознают глубины той ж..., в которую загнала нас жизнь не по средствам. За последние 10 лет при безумно высоких доходах от углеводородов умудрились не построить ни заводов, ни поднять сельское хозяйство. Зато умудрились лично обогатиться и вывести бабло за границу... Экономика страны уже несколько лет балансировала на грани срыва, а этого никто из наших рулевых как бы не замечает. Наоборот, с затуманенными от эйфории мозгами бросаемся в Олимпиаду, Южный поток, затем Крым. Получаем санкции. Отвечаем. Дружно радуемся потерям Запада. Под бравурное «а нам пофиг их санкции» не замечаем, как ловушка схлопывается. Как говорится: попонтовались – идите оплатите в кассу.
А что малый бизнес Воронежа? А малый бизнес в шоке, надеется, что может еще рассосется и как-то наладится. Не наладится. Валюта подорожала вдвое. Значит, цены на импортный товар вырастут вдвое. На неимпортный – вырастут пропорционально импортной доли в отечественном товаре плюс наценка на страх за будущее.
Теперь смотрим. Цены удваиваются, зарплаты людей не растут, а даже падают. На сколько упадет товарооборот тех, кто сидит на товарах не первой необходимости, т.е. не на продуктах питания и медикаментах? Те предприниматели, кто на аренде – будут сокращаться и закрываться. Кто на аренде и кредитах – вообще не позавидуешь.
Что касается моей фирмы, то ведем себя как и большинство предпринимателей сегодня: поднимаем цены всего на 20-25%. На что надеемся? Наверное, как и все, на лучшее. Наивные...