Недавнюю новость о том, что международный аэропорт Воронеж впервые принял среднемагистральный борт Boeing-737-800 авиакомпании «ЮТэйр», на котором из Москвы прилетело 78 пассажиров, омрачили скандалы вокруг «Воронежавиа», включающем авиавокзальный комплекс. Сначала миноритарный акционер компании, «Секьюритизинвестгрупп», добился через арбитражный суд ареста имущества «Воронежавиа», затем сорвалось собрание его акционеров. Завершение реконструкции аэропорта ожидается не раньше 2016-2017 годов, что, безусловно, отражается на имидже столицы Черноземье и ее инвестиционной привлекательности, за которую так ратуют власти.
Новости не выбирают
В последние недели события вокруг аэропорта Воронеж развиваются с большой скоростью. Сначала появилась хорошая новость о том, что туда приземлился первый в истории города Boeing. Прием рейса, который на поверку оказался техническим, в «Воронежавиа» назвали очередным этапом в программе ввода в эксплуатацию реконструированной взлетно-посадочной полосы и ее инфраструктуры. Событие, очевидно, гораздо более важным в плане инвестиционной привлекательности города, нежели появление в нем во времена бывшего мэра Александра Ковалева первого «Макдональдса». Все-таки оно работает на Воронеж как крупный транспортный и инфраструктурный узел.
Вслед за приземлением Boeing появилась вторая отличная новость. Стало известно, что уже к 1 января новый мажоритарный акционер «Воронежавиа», финансовая корпорация «Аксиома» (контролирует больше 50% акций), собирается завершить реконструкцию здания авиавокзала, от вида которого плюются прилетающие в город бизнесмены, да и сами воронежцы.
Впрочем, и в «Аксиоме» депутата Госдумы от Воронежской области Сергея Журавлева, и в «Воронежавиа» руководствуются прежде всего не внешним и внутренним видом вокзала, хотя и он, конечно, нужен, а перераспределением пассажиропотоков. В результате реконструкции на первом этаже здания разместится зона прилета, система регистрации и прием багажа. Ну а на втором - зона вылета внутренних и международных рейсов. Как надеется инвестор, аэропорт увеличит пропускную способность с 80 до 200 пассажиров в час на международных линиях и со 180 до 360-400 человек - на внутренних. Не факт, кстати, что реконструкция завершиться именно к 1 января - как правило, такие проекты имеют обыкновение реализовываться с задержкой. Но то, как рьяно новый собственник взялся за наведение порядка, не может не радовать.
Однако сразу за хорошими известиями в информационное пространство стали врываться новости, касающиеся опять же «Воронежавиа», одна негативнее другой. Сначала миноритарный акционер компании, «Секьюритизинвестгрупп», принадлежащей, как говорят в кулуарах, то ли бывшему воронежскому сенатору и долларовому миллиардеру Глебу Фетисову, то ли сыну бывшего губернатора Владимира Кулакова, через суд добился ареста имущества «Воронежавиа». Затем сорвалось общее собрание акционеров. В общем, как скелеты из шкафа, на нового собственника депутата Сергея Журавлева стали вываливаться проблемы, доставшиеся ему в наследство от авиакомпании «Полет» бизнесмена Анатолия Карпова.
Неокупаемая гавань
О необходимости приведения воздушной гавани столицы Черноземья в цивилизованный вид губернатор Алексея Гордеев заговорил с первого года своего правления регионом. Именно благодаря его настойчивости в аэропорту прервалась монополия «Полета». Региональные власти долго и безуспешно пытались найти для воздушной гавани инвестора. Интерес к активу проявляли российские холдинги «Новапорт» и «Кратос», канадская SNC Lavalin, французские Business Bridge и Aeroport Paris Vatry. Но все они отказались от вложений в аэропорт, не будучи уверены, что отобьют средства. Как говорили в авиакомпании «Полет», чтобы инвестиции имели отдачу, необходимо генерировать ежегодный пассажиропоток в 500 тыс. человек. А, например, в 2012 году он еле перевалил за отметку в 300 тыс. пассажиров.
Дела у самого карповского «Полета» тоже не клеились. Он не выдерживал график лизинговых платежей за самолеты Ан-148 воронежского производства.
«Воронежавиа» едва-едва удалось избежать введения процедуры банкротства по иску коммунальщиков. Арбитраж предложил сторонам уладить дело мировым соглашением. Кроме того, у «Воронежавиа» и «Полета» регулярно образовывались долги по зарплате перед сотрудниками, вмешивались и губернатор Гордеев, и облпрокуратура. Кстати, по информации надзорного ведомства, только в начале сентября «Полет» погасил 28 млн рублей. Более того, исходя из отчетности авиаперевозчика за прошлый год, на его балансе не числилось ни одного самолета. По предположению экспертов, Анатолий Карпов использует офшорные схемы владения воздушными судами, чтобы минимизировать налогообложение.
Минувшей весной деятельность «Полета», который долгие годы, складывалось ощущение, вел себя по отношению к аэропорту Воронеж как собака на сене, жестко раскритиковал Алексей Гордеев. «Аэропорт в его нынешнем состоянии не может быть лицом города, - заявил губернатор. - Мы предлагали собственникам «Воронежавиа» искать инвестора и помогали его искать. Ждали три года. Нет. Тогда мы предложили собственникам выкупить аэропорт в собственность области. Тоже нет. Они пугали нас перерегистрацией в другой регион. Вообще говоря, нам важно, чтобы в Воронеже была своя авиакомпания. Мы ее готовы и будем всячески поддерживать. Но то, что она контролирует аэропорт, - нонсенс с точки зрения антимонопольного законодательства. Нигде в мире такого нет, чтобы аэропорт принадлежал перевозчику».
В дальнейшем, с одной стороны, под давлением губернатора, но, с другой - обстоятельств Анатолий Карпов был вынужден продать контрольный пакет акций аэропорта корпорации «Аксиома» Сергея Журавлева. Карпов говорил, что готов отдать актив за 180 млн рублей, чтобы отбить свои инвестиции, но на какую сумму они договорились с Журавлевым, не раскрывалось.
Долгоиграющая реконструкция
«Аксиома» - строительная компания. Так что аэровокзальный комплекс, входящий в структуру «Воронежавиа», - для нее непрофильный бизнес. Тем не менее, планы Журавлев с самого начала вынашивал наполеоновские, обещая сделать из аэропорта Воронеж конфетку: «В годы пикового развития пассажиропоток составлял 1,5 млн человек в год, и из Воронежа летали в любую точку страны. Но сейчас рынок диктует несколько другие условия. Наша задача - накрыть континентальную Европу и страны Северной Африки: Египет, Оман, Объединенные Арабские Эмираты».
Но тут надо понимать следующую вещь. Взлетно-посадочная полоса (ВВП) аэропорта Воронежа находится в федеральной собственности, на балансе ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)», а здание аэровокзала - частное. Оно у «Воронежавиа», контрольный пакет теперь у «Аксиомы». В идеале реконструкция ВПП и вокзала должны осуществляться синхронно. Правда, выдерживать единую политику модернизации до сих пор не удавалось. Не удается и сейчас. К настоящему времени проведены реконструкция периметра, ВПП и светосигнального оборудования.
Если корпорации «Аксиома» удастся до конца года справиться с намеченным объемом работ по переоборудованию здания аэровокзала, то на следующем этапе реконструкция воздушного порта в целом выйдет на финишную прямую. Речь идет о ремонте оставшейся части перрона и двух рулежных полос стоимостью около 1 млрд рублей. Встречаясь в прошлом году с помощником президента России Игорем Левитиным, губернатор Алексей Гордеев пытался добиться переноса сроков финансирования модернизации объекта с 2015 года на 2013 и 2014 годы. Как тогда заявлялось, в 2013-м области в рамках подпрограммы «Гражданская авиация» федеральной программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» будет выделено 335 млн, а в 2014-м - 700 млн рублей. Но очевидно, что Левитин не оправдал ожиданий Гордеева. О ремонте перрона и рулежных полос никто из чиновников не вспоминает. И даже если завершающий этап реконструкции «Воронежа» начнется в 2014 году, он затянется по меньшей мере на два-три года, до 2016-2017 годов.
Миноритарный протест
И вот как раз на фоне затягивающейся модернизации воздушной гавани столицы Черноземья начинают развиваться пусть не шекспировские, но все-таки страсти. В принципе, основы нынешних проблем заложил бывший собственник «Воронежавиа» Анатолий Карпов, когда не смог уберечь актив от появления у него достаточно крупного миноритария, фирмы «Секьюритизинвестгрупп» (35% акций). Став главным акционером, корпорация «Аксиома» первым делом начала разбираться с долгами «Воронежавиа» и на внеочередном собрании акционеров одобрила допсоглашения к кредитным договорам с банком «Юникредит» на сумму 60 млн рублей. Деньги брались в 2011 году под реконструкцию аэродрома. Однако в «Секьюритизинвестгрупп» заявили, что «даже при незначительном нарушении условий договора все движимое и недвижимое имущество аэропорта переходит во внесудебном порядке в собственность банка, в том числе здание аэровокзала и все объекты инфраструктуры». Также там опасались переуступки «Юникредитом» прав требования по договорам третьему лицу, в результате чего остальные акционеры «будут владеть акциями практически с нулевой стоимостью».
В общем, переводя с корпоративного языка на русский, в компании-миноритарном акционере побоялись, что, вступив в сговор с банком, «Аксиома» уведет имущество авиавокзала, и через арбитражный суд добились ареста имущества. Конечно, такая мера едва ли помешает Сергею Журавлеву продолжать развитие актива, но нервы точно потреплет. Кроме того, на днях сорвалось очередное собрание акционеров, на котором «Аксиома», как мажоритарий, собиралась поменять гендиректора аэропорта. Сорвалось из-за отсутствия представителей «Аксиомы». В компании не комментируют причины его неявки, имея, видимо, причины темнить. В любом случае очевидно, что решить все проблемы воронежского аэропорта кавалерийским наскоком, выдавив оттуда Анатолия Карпова, Журавлеву и властям пока не удалось.
Автор статьи Константин Чаплин