В редакцию портала 36on.ru обратился воронежский предприниматель, который обеспокоен не только будущим своего бизнеса, но и судьбой жителей Коминтерновского района. Из-за непосредственной близости автозаправки новый дом на Хользунова может в любой момент взлететь на воздух. Однако застройщиков, кажется, это нисколько не волнует.
Напомним, что о строительстве 50-метрового дома «Чайка» у Птичьего рынка в Воронеже заговорили в конце сентября прошлого года. СМИ сообщали со ссылкой на представителей группы компаний «Развитие», руководителем которой является депутат Областной думы Сергей Гончаров, о том, что новостройка появится уже через два года на улице Хользунова, 99б. Проект предусматривает строительство 18-этажного дома класса «комфортный эконом» на участке площадью 5,6 тыс. кв. м. Предполагается, что в доме будут располагаться 476 одноуровневых и двухуровневых квартир общей площадью 16,5 тыс. кв. м. Помимо этого, для будущих владельцев жилых помещений будет оборудована подземная парковка на 100 машин. Известно, что разрешение на строительство «Чайки» было получено в июне прошлого года. Однако у представителей воронежского бизнеса позже возникли сомнения, насколько обоснованно этот документ был выдан строителям.
Жизнь на пороховой бочке
Свои сомнения насчет законности строительства 18-этажного дома на улице Хользунова изложил в письме прокурору Воронежа Юрию Немкину Сергей Зюзин – генеральный директор ООО «Воронеж-Автоойл», которое владеет заправочной станцией на улице Хользунова, 99а. Предприниматель попросил прокурора проверить обоснованность выдачи разрешения на строительство, а также «незамедлительно провести проверку выполняемых строительно-монтажных работ на соответствие нормам, правилам и требованиям, действующим на территории РФ». Бизнесмен считает, что это необходимо сделать, чтобы избежать чрезвычайной ситуации, которая может создать не только угрозу здоровью граждан, но и повлечь за собой гибель людей.
Поводом для обращения к главному прокурору Воронежа стал тот факт, что «строительство объекта ведется в недопустимой близости – на расстоянии 5 метров от основного здания АЗС и емкостей для хранения жидкого моторного топлива, которое является легковоспламеняющейся жидкостью».
По словам Сергея Зюзина, начавшаяся стройка уже обернулась неприятными последствиями – «произошло обрушение бровки котлована, и как следствие, асфальтового покрытия, прилегающего к зданию АЗС и резервуарному парку». Это, по мнению предпринимателя, создало критическую ситуацию, так как «резервуары находятся в опасном состоянии, а это увеличивает риск возникновения взрыва и распространения пожара». Сейчас сотрудники и клиенты заправки, жители расположенных рядом домов, автомобилисты и пешеходы, да и сами строители, буквально сидят на пороховой бочке.
Как видно на фото, строительная площадка действительно находится очень близко к объекту 4 класса опасности. Хотя по закону санитарно-защитная зона АЗС до жилых домов должна составлять 100 метров. Однако закон также допускает, что в случае проведения соответствующей процедуры, расстояние может быть сокращено. Как выяснили представители АЗС, попытка уменьшить зону на бумаге строителями предпринималась, однако дело не было доведено до конца.
– Автозаправочная станция, которая возведена и эксплуатируется в соответствии со всеми действующими нормами и правилами, хоть и является объектом повышенной опасности, угрозы для окружающих не несет. Но строительство дома в непосредственной близости к резервуарам с топливом общим объемом 240 тысяч литров – это игра с огнем. Вибрации, ударные нагрузки, просадки и сдвиги грунта могут привести к самым трагическим последствиям. И речь идет не столько о заправке, как объекте имущества, сколько о жизнях сотен будущих владельцев квартир в этом доме, а также во всех соседних. Не зря охранная зона для заправочных станций устанавливается в размере ста метров, – прокомментировал ситуацию директор ООО «Воронеж-Автоойл» Сергей Зюзин.
И так сойдет...
Судя по информации из документов, оказавшихся в распоряжении редакции 36on.ru, ранее участком на улице Хользунова, 99б владел гаражно-строительный кооператив «Реверс». Получение разрешения на строительство многоквартирного дома возле Птичьего рынка оказалось для фирмы процессом нелегким: из-за несоответствия градостроительному плану мэрия отказалась выдавать документ, однако после обращения в Арбитражный суд «Реверс» все же добился желаемого. Примечательно, что представители городской администрации не стали обжаловать решение первой инстанции. Хотя, как отмечают наши источники, знакомые с ситуацией, для муниципальных юристов эта процедура является обязательной.
В мэрии сообщили, что разрешение на строительство было выдано, в том числе, на основании санитарно-эпидемиологического заключения Роспотребнадзора. Оказалось, что еще на этапе проектирования компания «Реверс» обратилась в ведомство с просьбой оценить проект сокращенной санитарной зоны, которая проходит по границе некой автозаправки №24 ООО «ВТК». Санитарные врачи дали заключение «Реверсу» о том, что санитарно-защищенная зона может быть изменена – это не противоречит государственным правилам. Однако дальнейшие действия компания почему-то предпринимать не стала – зона так и не была утверждена обязательным отдельным актом за подписью руководителя Роспотребнадзора, говорит Сергей Зюзин.
Помимо этого, стало известно, что указанная в заключении ООО «ВТК» не имеет никакого отношения к имущественным правам на автозаправку на улице Хользунова, 99а. Более того, по словам Сергея Зюзина, такой фирмы и вовсе в природе не существует. АЗС действительно работает под брендом «ВТК», однако с 2005 года ее владельцем является ООО «Воронеж-Автоойл».
В середине апреля главный санитарный врач Воронежской области Игорь Механтьев в официальном письме подтвердил информацию о том, что «решение и санитарно-эпидемиологическое заключение об (установлении) изменении границ санитарно-защитной зоны не выносилось и не выдавалось» в отношении АЗК №24 ООО «ВТК». Поэтому размер санитарно-защитной зоны для автозаправки бизнесмена по-прежнему составляет 100 метров.
– Мы изучали ситуацию и выяснили, что при разработке документации на дом использовалось заключение о якобы имевшем место сокращении санитарно-защитной зоны. Но мы соответствующих заявлений не писали, расчетов не заказывали, упомянутые в документах фирмы никакого отношения к автозаправочной станции не имеют. Этого не заметили ни проектировщики, ни проверяющие, ни надзорные органы. Разрешение на строительство получено «в кривую» – через суд, юристы мэрии не стали подавать в апелляцию, тогда как это обычная, практически обязательная практика. У нас есть опасения, что и сейчас правоохранительные органы могут не заметить таких явных нарушений и опасной близости объектов друг к другу. Но я очень надеюсь, что власти обратят на ситуацию самое пристальное внимание, пока не стало слишком поздно, – рассказывает Сергей Зюзин.
Кто будет отвечать?
Отметим, что в конце лета 2016 года участок вместе с проектом здания и разрешением на строительство приобрела ГК «Развитие» депутата областной Думы Сергея Гончарова. Сейчас, по словам местных жителей, строительство 18-этажной «Чайки» ведется усиленными темпами. Судя по данным с сайта «Развития», рабочие возводят третий этаж, дом готов на 11%, компания активно набирает дольщиков.
– Я понимаю важность развития города, необходимость строительства жилья и даже готов был закрыть заправку. Она не может находиться в такой близости к многоквартирному дому – это слишком опасно для его жителей. Поэтому мы выходили к застройщику с конструктивным предложением: выкупить станцию и демонтировать ее, чтобы людям ничего не угрожало. Однако это не показалось интересным представителям строительной фирмы, как не замечают они и потенциального риска для людей. Работы на участке сейчас ведутся ударными темпами – в три смены, стремительно увеличивается количество дольщиков. После завершения строительства создастся клубок неразрешимых проблем и социальная напряженность. Любой окурок, прилетевший с балкона в тот момент, когда сливается бензовоз, приведет к трагедии, за которую кому-то придется отвечать, в том числе и тем, кто строил, и тем, кто выдавал разрешение на строительство, – негодует владелец АЗС.
Собственник заправки недоумевает, зачем застройщику в условиях последних скандалов в архитектурном блоке создавать такую ситуацию и такую огромную проблему для всех – для будущих жителей, для власти, зачем он их сталкивает лбами: «Может он хочет потом прикрываться дольщиками как щитом?» Кроме того, владельца АЗС удивляют громкие скандалы, связанные со многими стройками депутата областной Думы Сергея Гончарова – сотни людей обеспокоены и вынуждены писать обращения о нарушениях во все инстанции и надзорные органы.
Так, недавно жители многоквартирного дома по улице Артамонова направили в прокуратуру Воронежской области и на имя губернатора обращения, в которых пожаловались на то, что жилой комплекс «Аквамарин», возводимый ГК, находится в водоохраной зоне. По мнению местных жителей, это нарушает их право на беспрепятственный доступ к водохранилищу. Кроме того, до сих пор остается под вопросом судьба дольщиков дома на улице Марата, 2 «а». Как мы писали ранее, прокурор Воронежской области Николай Шишкин на встрече с Алексеем Гордеевым сообщил о «необходимости принятия мер в рамках компетенции» в связи с нарушениями, найденными при строительстве дома, и с целью соблюдения конституционных прав граждан на жилище.
Как разрешатся конфликтные ситуации ГК «Развитие» и ее соседей, в том числе компании ООО «Воронеж-Автоойл», пока неизвестно. Редакция портала 36on.ru будет следить за развитием событий.