История со счастливым концом произошла на днях в Воронеже. Одна из семей в течение нескольких месяцев пыталась добиться от своей управляющей компании «АВА-кров» выполнения её прямых обязанностей. Однако та лишь отмахивалась: «Нет у нас такой возможности». В итоге, помог «волшебный пендель»: семейная пара обратилась в РосЖКХ. Как быть, если вы оказались в подобной ситуации, даёт советы участница этой истории, жительница Воронежа Мария.
Автор: Юлия Репринцева
Предыстория проблемы. Приключения лампочки в подъезде.
Обычная «хрущевка», в которой живёт Мария, находится на Левом берегу, рядом с ДК Кирова. В прошлом году в доме сделали капитальный ремонт, в частности, заменили трубы и батареи в квартирах. Однако сделали его небрежно (на стенах подъезда остались царапины и даже дыры) и не до конца (разбитые окна в подъезде так и не заменили). После капремонта на лестничных клетках появились плафоны с энергосберегающими лампами, обслуживать которые жильцам самостоятельно не удалось. В доме проживают, в основном, люди старшего поколения, и поэтому заменить погасшую лампочку взялась молодежь, однако у неё ничего не вышло.
Мария: Раньше были обычные лампочки, которые мы периодически меняли. И никогда не было с этим проблем. Теперь установили какие-то нестандартные плафоны. Это такая круглая таблетка, которая, во-первых, откручивается только с помощью отвертки, а, во-вторых, внутри неё установлена нестандартная энергосберегающая лампа. Мы пытались и так, и этак, но как её открутить, так и не поняли. Если на нашем этаже лампочка совсем потухла, то лампочка на этаже ниже около месяца мигала как стробоскоп. У меня семилетний ребенок проходил с зажмуренными глазами. Мы позвонили по указанному в квитанции телефону в управляющую компанию и попросили заменить лампочку: «Это же ваша обязанность». Нам как-то не очень вежливо ответили, что, мол, друзья, мы не можем этого сделать, у нас нет лампочек, нет людей, ничего нет, и вообще, идите лесом. Мы звонили с июля—августа. Раз позвонили, два, три позвонили, — никакой реакции.
Поддержка «кинутых пользователей»
Друзья посоветовали Марии позвонить по телефону горячей линии по работе с управляющими компаниями, описать специалистам свою проблему и те подскажут, что делать.
Мария: Это этакая информационная поддержка всех «кинутых пользователей». Если возникают какие-то проблемы, там могут подсказать, как грамотно отвечать управляющей компании, на какие статьи ссылаться и так далее. Мы уже столько раз звонили в управляющую компанию, что туда уже не стали звонить, решили сразу в РосЖКХ написать.
Воронежцы могут пожаловаться на неудовлетворительную работу управляющих организаций:
-
позвонив по телефонам управления ЖКХ 228-30-37 и 228-30-27 здесь можно задать вопрос (не только по отоплению, но и по санитарному состоянию дворов и контейнерных площадок);
-
либо в общественный совет при главе города по вопросам ЖКХ 255-14-30 (с 14.00 до 17.00).
Обратиться в РосЖКХ очень просто. Нужно зайти на сайт проекта, описать проблему, и группа Навального сама разошлет запросы по всем нужным инстанциям.
Мария: У нас было четыре проблемы в претензии: неработающие лампы, неприятный запах из незапертого подвала, разбитые стёкла и отсутствие уборки. Мне уборкой некогда заниматься, а мои соседи, социалистически воспитанные, драят подъезд и периодически предъявляют мне претензии: «Что, вы, Маша, не убираете?». На что я им говорю: «Ну, как же так, мы же вообще за это платим в квитанциях. Почему же вы обращаетесь ко мне с претензией, вместо того, чтобы обратиться к тем, кто это должен делать?». Соседи отвечают, что не знают, куда звонить и писать, но готовы подписать всё, что нужно. Они считают, что кто-то за них что-то должен делать. То есть кто-то должен обратить внимание на эту проблему и что-то предпринять. А они для этого ничего делать не должны. С другой стороны, то, что они могут делать своими силами, они предпочитают делать, лишь бы не разбираться в том, как это можно поменять при помощи закона.
Группа Навального отправила письма в региональные структуры Роспотребнадзора и Госжилинспекции, а также в облпрокуратуру и Управление ЖКХ и энергетики региона. А Марии прислала уведомление, куда и кому направлены от её имени документы. К письму были прикреплены PDF-файлы.
Мария: Письма очень грамотно составлены, со ссылками на все законы. Написали, что по истечению 45 дней вам должны предоставить ответ. В противном случае они направляют письма повторно.
«Мы их дожали»
Через 45 дней вразумительного ответа из госорганизаций не последовало, однако пришел вопрос из РосЖКХ, решена ли проблема. «Если да, поставьте галочку в своем личном кабинете. Если нет, мы будем работать дальше», — написали.
Мария: Я пишу, нет, не решена. Я получила письма из Роспотребнадзора и прокуратуры, и все они переадресовали проблему по подведомтсвенности — в Госжилинспекцию. Мол, это не наши проблемы. Спустя два дня я всё же получила письмо от Госжилинспекции. Оно было, видимо, отправлено в срок. Но ещё одна прекрасная наша госорганизация — «Почта России» — вовремя письмо не доставила. В нём говорилось, что нашу жалобу рассмотрели, и предложили 15 октября вместе с жилинспектором принять участие в осмотре подъезда по нашей претензии. При себе нужно иметь документы, подтверждающие, что мы здесь живем (копию договора с управляющей компанией, последнюю квитанцию за оплату квартиры).
14 октября я довольно поздно пришла домой. Мне страшно заходить в тёмный подъезд, и я всегда прошу мужа открыть заранее дверь, чтобы свет из квартиры освещал лестницу. А тут я поднимаюсь и с удивлением вижу, что везде горит свет. На всех этажах. То есть везде лампочки заменены. Поставили новые окна. Правда, на каждой лестничной площадке лежат горы мусора, стёкла, старые рамы. То есть они только-только их поменяли, даже мусор не успели убрать. Я заметила замок на подвале. Запаха не было. Но, может, его не было по естественным причинам. Уже осень наступила, там, наверное, нечему вонять. Я захожу домой, муж смеется: «Видела? Мы их дожали!». Я: «Ну да, классно».
«Дорогая Госжилинспекция, приходите почаще»
На следующий день Мария осталась дома — ждать инспекцию. Муж ушёл на работу, однако не успел выйти со двора, как тут же позвонил и с удивлением рассказал, что столкнулся в дверях с женщиной, которая держала в руках ведро и тряпку, и с рабочим, несшим инструмент. По словам Марии, за три года она ни разу не видела, чтобы в их подъезде убирал кто то, кроме самих жильцов.
Мария: Ровно в десять часов мне звонят в дверь. Я выглядываю: стоит делегация. Представительница Госжилинспекции, две женщины из управляющей компании, в общей сложности, человек семь. И рядом с ними — уборщица, которая тут же заканчивает уборку. Это было очень смешно. Я открываю дверь и улыбаюсь: не могу просто сдержаться. И жилинспектор мне тоже улыбается и говорит: «Здравствуйте». И все остальные стоят и заглядывают мне в глаза. Инспектор предлагает провести проверку. Я отвечаю, что уже не надо: «Вы знаете, я хочу вас поблагодарить, лично вас, дорогая госжилинспекция. За то, что вы пришли. Потому что вчера все проблемы были решены. И окна вставили, и лампочки заменили, и, как вы видите, помыли только что. Я всем довольна, спасибо вам большое, что вы есть, приходите почаще». Она смеется: «Ну, так не будем осмотр проводить?». Повторяю, что я уже все видела, мне все понравилось. Инспектор составляют акт, что жилец, который жаловался, остался удовлетворен, все проблемы были устранены. Пока составляется акт, происходит такой диалог. «Я надеюсь, что это станет доброй традицией?», «Да, да, да. А почему вы нам не звонили?», «Вообще-то мы вам звонили, и с нами, я не могу сказать, что очень хорошо разговаривали», «Нет, что вы, что вы! Звоните, всегда поможем». Инспектор оторвала голову от бумаг и добавила: «Да, зачем же писать в Роспотребнадзор и прокуратуру? Вы лучше сразу к нам. А то столько бумаг, столько бумаг».
Мария, как сама говорит, «жалобщик со стажем». Однажды она уже обращалась вместе с мужем в вышестоящую инстанцию — писали самому В.Путину. И тоже о проблеме в квартире. Марии предстояло возвращаться в холодную квартиру из роддома с новорожденным ребенком: отопительный сезон в городе начался, но дома было холодно. Тогда произошла похожая ситуация: тепло в квартире дали за пару дней до прихода инспекции «с гигантским термометром».
Резюме
Мария: Чтобы решить нашу проблему, не нужны были какие-то невероятные усилия. Все можно было сделать за несколько часов. Я не понимаю, почему нельзя было выполнять свои обязанности и избежать всего этого цирка.
У меня вначале была мысль сфотографировать разбитые окна в подъезде, неработающие лампочки, но я не стала. Я не хотела, чтобы из-за меня кто-то лишился работы или был оштрафован. Мне было интересно посмотреть, что будет, если я стану требовать исполнения своих законных прав. И мне хотелось показать, что есть люди, которые знают закон, и будут добиваться того, чтобы он исполнялся. Мне кажется, чем больше таких людей будет, тем лучше.
Благодарю жилинспектора и Навального. За хотя бы один день порядка в подъезде, за который мы платим ежемесячно.