Подорожавший сахар и пустые полки с солью – последствие ажиотажного спроса и вызванной им паники среди населения, считает заместитель председателя правительства Воронежской области Виктор Логвинов. Только за первые десять дней марта воронежцы смели с полок магазинов 95 тонн сахара. При том, что при нормальном потреблении такая цифра набегает за целый месяц.
– В январе в Воронежской области было приобретено 85 тонн сахара, в феврале – 92 тонны, а в марте – с 1 по 10 число – 95 тонн.
По словам чиновника, дефицита сахара в Воронежской области нет. Напротив, хранилища полны. Сейчас в них остается 268 тысяч тонн сахара. Воронежская область – второй регион в стране по производству сахара. В 2021 году в области было произведено 799 тысяч тонн сахара. Таким образом, мы обеспечиваем не только себя, но и соседние регионы. В прошлом году в структуре посевных площадей 118 тысяч га было отдано под сахарную свеклу. Задача на 2022 год, эту площадь увеличить до 128 тысяч га.
Проблему с завышением цен на этот продукт власти отработали. И мониторинг торговых сетей продолжается.
– С площадок сахарных заводов при таре в 50 кг сахар будет опускаться по 54 рубля за килограмм самовывозом. Антимонопольная служба по поручению губернатора проводит проверки и производителей, и торговых сетей. Наценка будет не выше 10%.
Спикер приводит интересные цифры. Если согласно норме, утвержденной Минздравом, на одного человека не должно приходиться в год более 24 кг сахара, то в Воронежской области этот показатель, с учетом сахара и сахаросодержащий изделий, достигает 51 кг.
Если говорить об обеспеченности сахаром предприятий хлебо-булочной промышленности – здесь тоже проблем нет. Производителям в общей сложности требуется всего 2,5 тысячи тонн. Областным предприятиям – еще 1,5 тысячи. Им сахар будет отпускаться по цене в 58 рублей за кг.
– Добавлю. У нас скоро запустится Лискинский, Ольховатский заводы, которые будут обрабатывать сахар-сырец. Около 100 тысяч тонн мы еще произведем. У нас есть и будет запас. Не нужно поднимать ажиотажным спросом цены.
Воронежцы задают вопросы по поводу пустых полок с солью и вероятностью отсутвия в магазинах муки. Проблем с мукой нет, и не ожидается, заверяет чиновник. Регион производит 400 тысяч тонн муки в год, а потребление отрасли – 135 тысяч. Кроме того, запас муки в регионе составляет порядка 850 тысяч тонн.
– Отсутствие соли на полках в магазинах также вызван ажиотажным спросом. Понятно, что в Воронежской области нет своих производителей соли. Однако проблем с поставками не будет. Думаю, что торговые сети, и федеральные, и областные, закроют эту позицию в ближайшее время. Рост цен на продукты ФАС мониторит постоянно. По вопросам завышения ценника можно обратиться в ведомство.
В рамках сегодняшнего прямого эфира, за которым можно было следить в официальных пабликах правительства в социальных сетях «ВКонтакте» и «Одноклассники», Виктор Логвинов ответил и на другие вопросы. Часть из них касалась дефицита продуктов и роста цен на них, часть – мер государственной поддержки для аграрно-промышленного комплекса и влияния на эту отрасль антироссийских санкций.
О проблемах с поставками зерна и зарубежной агротехнике
– Мы действительно зависим от семенного материала. В первую очередь это семена подсолнечника, сахарной свеклы и кукурузы. В условиях санкций сегодня мы имеем около 70% по поставкам импортных семян. Сейчас 57 машин находятся в пути. Что касается семян сахарной свеклы, мы своими семенами обеспечены. Но производители покупают не только наши семена, но и импортные. Я считаю, что наши семена ничем не уступают. Но мнения разные. Задача у нас сегодня одна: чтобы ни один гектар не остался без посевов.
В условиях санкций предприятия, занятые в АПК, действительно столкнутся с рядом проблем. Однако, как считает Логвинов, все они в конечном итоге решаемы.
– Понятно, что у многих компаний импортное оборудование, есть вопросы по комплектующим. Если говорить об иностранной технике в АПК, то в Воронежской области порядка 15% иностранных тракторов, порядка 47% кормоуборочных комбайнов и 100% свеклоуборочной техники. Помимо этого, есть проблема с животноводческим сектором. Поскольку многие препараты – импортные. Управление ветеринарии с Минсельхозом отрабатывает сейчас их замену. Еще один важный, но решаемый вопрос – упаковка. Пока ее запасы также есть. Но проблема может возникнуть, поэтому вопрос держат на контроле и разрабатывают альтернативу.
О продовольственной безопасности
– Продовольственная безопасность – это когда мы за счет собственной продукции обеспечиваем себя. Есть определенная статистика. Например, по некоторым видам продукции мы, наш регион, себя в разы обеспечивает. Могу назвать точные цифры. Итак. Мяса мы производит 117 кг при норме в 73 кг на душу населения, молока – 462 кг при норме в 325, яйца – 334 при норме в 260, сахара – 346 кг при норме в 24 кг, сыров – 18,5 кгпри норме 7, хлебо-булочных и макаронных изделий – 144 кг при норме в 96, овощей 154 при норме 140 кг.
Интересно, что сегодня не было вопросов по поводу гречки. У нас в структуре посевных площадей 11-12 тысяч га гречки. Урожайность ее 10, иногда 12 центнеров с га. Мы получаем 10 тонн гречки. Остальной объем нам поставляют торговые сети. Основной производитель – Алтайский край. То есть в этой ситуации мы не обеспечиваем себя этой крупой. Но в условиях рынка она есть.
Если в целом взять продовольственную безопасность, по результатам 2021 года в РФ Воронежская область по объему производства сельско-хозяйственной продукции занимает 4 место.
О росте цен
– Если я скажу что роста цен не будет, я обману. Мы уже видим, что он есть. В том числе потому что импортные составляющие используются в составе тех или иных продуктов. Но что, например, касается хлебобулочных изделий, цена расти не должна. Вчера мы встречались с производителями и, думаю, поняли друг друга. Отпускная цена будет четко контролироваться наценкой в федеральных сетях ФАС.
Фото – Дом журналистов.