Вирус африканской чумы свиней (АЧС) в условиях импортозамещения и усиления продовольственной безопасности может стать серьезной проблемой для региона с развитым животноводством, которым является Воронежская область. За прошедшие месяцы 2015 года вирус коснулся уже нескольких регионов Черноземья. В условиях неблагоприятного окружения воронежские власти активизировали работу по обеспечению биологической безопасности, отмечают эксперты.
Впервые в Воронежской области очаг вируса АЧС был зарегистрирован в Богучарском районе на южной границе региона шестого июня 2013 года. Уже к 27 июня 2013 в регионе насчитывалось 36 очагов. Вскоре началась скупка свиней у населения для их последующего уничтожения. Всего карантин был объявлен в 11 районах. В итоге в регионе было уничтожено 43018 голов свиней. Вслед за Воронежской областью в 2013 году вирус появился в Тамбовской и Белгородской. Там всего было забито более 60 тысяч голов. Во всех этих регионах местные власти выкупали потенциально опасных свиней у бизнесменов и населения. В итоге фермеры потерпели некритические убытки, но областные бюджеты недосчитались крупных сумм, ушедших на компенсации.
Прогноз на ближайшую перспективу неутешителен. «За 2015 год в России зафиксировано рекордное количество регионов с выявленными очагами АЧС. Вирус движется с юга страны к ее центру и дальше на север», - предупреждает Денис Колбасов, директор Покровского НИИ ветеринарной вирусологии и микробиологии (основное научное учреждение, изучающее проблемы АЧС в России). «Африканская чума свиней в последнее время является огромной проблемой для животноводческой отрасли. АЧС – очень серьезная угроза: ни средств защиты, ни вакцин от нее нет», - отмечает Сергей Капустин, руководитель управления ветеринарии Воронежской области.
Ветеринария на бумаге
Основная норма, которой руководствуются региональные управления ветеринарии при возникновении АЧС, — «Инструкция о мероприятиях по предупреждению и ликвидации африканской чумы свиней», утвержденная главным управлением ветеринарии Минсельхоза СССР 21 ноября 1980 года. В соответствии с ней проводились все мероприятия по ликвидации АЧС. В частности, инструкция предполагает определение границ непосредственно эпизоотического очага, первой и второй угрожаемых зон. В состав первой входят территории, непосредственно прилегающие к эпизоотическому очагу АЧС на глубину 5–20 километров от его границ. Но на практике летом 2013 года впервые столкнувшиеся с вирусом власти регионов Черноземья устанавливали первую угрожаемую зону в границах района, на территории которого возникал очаг, в связи с наличием «хозяйственных, торговых и других связей между населенными пунктами». На территории первой угрожаемой зоны должно проводиться отчуждение и убой всего свинопоголовья. Вторая угрожаемая зона в соответствии с документом устанавливается на территории, «опоясывающей первую угрожаемую зону на глубину до 100–150 километров» от очага. Изначально на территории Черноземья она устанавливалась в районах, имеющих общие границы с территорией первой угрожаемой зоны. В первой угрожаемой зоне объявляется карантин, предполагающий запрет на ввоз животных всех видов, заготовку продуктов и сырья животного происхождения, а также на вывоз растительной продукции. Помимо этого, запрещается вход на неблагополучную ферму или предприятие посторонних лиц и предусматриваются ограничения на перемещение населения.
Если в 2013 году власти макрорегиона перевыполняли наиболее важные требования инструкции, то в 2015 году в ряде субъектов с АЧС они уже выполнялись не в полной мере. В некоторых случаях в Орловской и Курской областях даже вторая угрожаемая зона устанавливалась на территории меньшей, чем границы района. Между тем, те же самые власти в 2013 году говорили о «тесных хозяйственных связях» в отдельно взятом районе. Если бы в Орловской области были выполнены все требования инструкции, риск повторного возникновения очагов АЧС в Болховском районе был бы минимальным: там уже не должно было быть ни одной домашней свиньи.
Воронеж принял вакцину
На этом фоне выгодно выделяются власти Воронежской области, которые, несмотря на сильный мороз и снегопад, в январе 2015 года смогли быстро локализовать и ликвидировать очаг в Нижнедевицком районе, куда вирус был занесен из Орловской области. Стоит отметить, что в 2013 году во время скупки свиней у населения губернатор Алексей Гордеев лично развенчивал мифы о «заговоре» крупных агрохолдингов. «Проблема в том, что вакцины не изобрели от этого даже в европейских странах. Самые уязвимые, конечно, личные подворья, и у нас есть программа, как их поддержать», — отмечал губернатор.
Ветеринары соглашаются с тем, что после вспышек АЧС в регионах Черноземья власти не всех регионов вынесли уроки из случившегося. «Складывается впечатление, что, потеряв контроль над распространением вируса, власти пораженных регионов смирились с ним и не воспринимают АЧС как проблему, требующую немедленного решения. В тех регионах, где сейчас бушует африканская чума, губернаторы демонстрируют полное невнимание к вирусу. Возможно, это невнимание обходится дешевле областному бюджету», - говорит Денис Колбасов. В качестве положительного примера он привел работу правительства Воронежской области: «Они нашли успешные методы применения главной меры по борьбе с АЧС — контроля численности поголовья в личных подсобных хозяйствах (ЛПХ). Воронежские власти выбрали гуманный по отношению к фермерам путь — убеждение и разностороннюю поддержку в переходе на альтернативные виды животноводства. И это совершенно верный путь. В Белгородской области, например, поголовье в ЛПХ ликвидировали».
«Основной проблемой, ведущей к возникновению заболеваний, является низкая культура животноводства в личных подсобных хозяйствах. Она выражается в несоблюдении при строительстве надворных построек градостроительных, строительных, экологических, санитарно- гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Не всегда параметры помещений соответствуют численности содержащихся в них животных. Опасные вирусы чаще всего передаются именно через животных, которые содержатся у населения в личных подсобных хозяйствах и не подвергаются надлежащему ветеринарному контролю», - объясняет Сергей Капустин.
Программа, о которой говорил губернатора, предусматривает весомую поддержку тех фермеров, которые решат отказаться от свиноводства и перейти на альтернативные виды животноводства. К примеру, при покупке крупного рогатого скота областной бюджет компенсирует до половины его стоимости. В результате, по данным областного департамента аграрной политики, численность поголовья в ЛПХ снизилась с 300 до порядка 30 тысяч зарегистрированных голов. В действительности эта цифра может быть немного выше (отчетность ЛПХ во многом добровольна), однако заметное снижение поголовья неоспоримо. Новые возможности для фермеров также предоставляет формирование в регионе мясного и молочного кластеров.
«Вместе с другими структурами областного правительства нам удалось существенно снизить свинопоголовье в мелких фермерских хозяйствах. Мы убеждаем наш малый бизнес переходить на другие виды животноводства – молочное, мясное скотоводство, птицеводство. Поддержка эта достаточно существенная: так, если гражданин отказывается от содержания свиней и покупает корову, мы компенсируем 25 тысяч рублей за голову, - говорит Сергей Капустин. – Снижение поголовья в ЛПХ – это возможность создавать буферные зоны, в которых нет ни одной головы, вокруг площадок крупных агрохолдингов».
Материал подготовлен для портала улучшения делового климата в Воронежском регионе ВЛАСТЬ-БИЗНЕС.РФ