Не успел мир привыкнуть к новой, ковидной реальности, как ей на смену стремительно ворвалась еще менее прогнозируемая сверхновая. Как отреагировал рынок труда на политическую и экономическую ситуацию в мире, какие тенденции заметны сейчас и что ждет нас в обозримом будущем – об этом во время тематического вебинара рассказала главный эксперт HH.ru по рынку труда, руководитель направления клиентской эффективности Наталья Данина.
О ситуации на рынке труда на сегодняшний день
Эксперты отмечают, что пока ситуация в мире не так серьезно повлияла на российский рынок труда, как это могло бы быть. Количество вакансий по-прежнему растет, пусть и не так стремительно, как это было до 24 февраля. Количество резюме также меняется, однако пока речь идет о планомерном, а не лавинообразном росте, как в предыдущие кризисы.
Из-за разворачивающихся событий люди стали сильнее держаться за имеющуюся работу, и на фоне грядущей турбулентности не спешат менять «хорошее» на «лучшее».
Наиболее заметные изменения фиксируются в сферах юриспруденции, страхования, среди административного персонала, а также студентов и начинающих специалистов. В этих отраслях соискателю будет сложнее всего найти работу, а работодателю, соответственно, легче отыскать нового сотрудника.
Если говорить о сферах, в которых наблюдается наименьшее падение вакансий, то тут на первом месте государственная служба и НКО – единственная отрасль, где наблюдается даже прирост вакансий – 21%. Следом идут: безопасность (-3%), медицина, фармацевтика (-6%), домашний персонал (-6%), сфера IT (-7%), производство (-11%), рабочий персонал (-12%).
– Одной из главных тем последних двух недель был массовый уход иностранных компаний из России. Надо сказать, что ушли далеко не все. Для многих это приостановка деятельности, которая, с одной стороны, связана с влиянием головного офиса, с другой – с изменением логистических цепочек, непониманием, что делать с финансовыми потоками, – поясняет Наталья Данина. – Большинство компаний взяли паузу, чтобы сориентироваться в новой реальности.
Эксперт отмечает, что в стране иностранного бизнеса действительно много. Однако, относительно общего масштаба эта цифра не превышает 20%.
Наибольшее падение числа вакансий наблюдается в следующих сферах: юриспруденция (-14%), банки, лизинг, инвестиции (-17%), маркетинг, реклама, пиар (-17%), транспорт, логистика (-17%), закупки (-17%), искусство, массмедиа (-19%), административный персонал (-20%), управление персоналом (-22%), автомобильный бизнес (-27%), страхование (-48%).
– В конце 2014 годы был гигантский скачок в курсах валют, и весь 2015 год мы прожили в кризисе. И вот тогда ситуация развивалась куда более ярко, чем сейчас. На сегодняшний день ситуация не развивается таким драматичным образом, – отмечает спикер.
Наибольший прирост по количеству резюме сейчас фиксируется в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области (везде по 8,7%). Если ситуация не поменяется, именно в этих регионах ситуация будет наиболее турбулентной. По всей России данный показатель составляет порядка 8,3%.
По отраслям наибольшее число активных резюме наблюдается среди студентов и молодых специалистов (32%), в сфере инсталляции и сервиса – 31%, информационные технологии – 29%, административных персонал – 28%, продажи – 28%.
О перспективах
Если оценивать ситуацию с точки зрения подбора нового персонала компаниями, то 41% организаций реагирует на ситуацию скорее позитивно, 20% – нейтрально и 39% – негативно. В 40% компаний планы по подбору персонала не меняются, обсуждение планируют в 18% компаний, подбор остановлен в 30%. И только 1% компаний планирует сокращения.
– Ситуация будет развиваться по-разному, в зависимости от секторов бизнеса, – говорит Наталья Данина. – Если мы говорим про IT, то здесь ситуация в пользу работодателя изменится не сильно. До 24 февраля эта сфера была одной из наиболее конкурентоспособных на рынке. При этом уже точно можно сказать, что будут определенные изменения в ритейле. Если люди начнут меньше покупать, то нужно меньше производить и продавать. Однако, я бы говорила, что до апреля включительно ситуация значительно не поменяется.
Эксперты считают, что именно апрель станет одной из точек, которая, в случае отсутствия изменения внешних обстоятельств, покажет, что будет дальше.
Стоит ли ждать, что в какой-то момент Россия столкнется с высочайшей безработицей?
– Рынок труда у нас очень специфический. Эта специфика заключается в том, что даже в самые плохие времена безработица в стране составляла не более 14%, буквально в паре моментов пиков. Людей не сокращают и не увольняют, но переводят на неполное рабочее время, начинают «играть» зарплатами, в выплатах появляются отличные от белого оттенки.
Примерно к лету рынок начнет подстраиваться под новые реалии. Каким будет грядущий кризис, можно ли его будет сравнивать с 90-ми или все будет еще хуже – об этом эксперты говорить не берутся. Поскольку подобной ситуации не было еще нигде и никогда.
Очевидно, что разрываются общемировые цепочки создания ценности (ресурсы – производство – продажи). Россия до последнего момента была серьезно встроена в мировую экономику. Сейчас ломается все, что нарабатывалось десятилетиями. И как это восполнить – гигантский вопрос.
Кроме того, Россия потребляет много импорта. Не весь мгновенно удастся заместить, особенно если речь идет о высокотехнологичных отраслях. Эо может привести не просто к «децифровизации» экономики и образа потребления, а даже к примитивизации экономики.
Россия экспортирует много сырья и мало обрабатывает. А это, в условиях значительного снижения внешнего спроса, ударит по всем сырьевым и смежным отраслям. Производить столько для внутреннего рынка – не нужно. А если не будет рынка, то не будет в конечном итоге работы для компаний и людей.
Ориентир при этом сместится на российских потребителей, появятся новые цепочки ценности, откроются новые возможности работы с Востоком. Последнее, кстати, может повлиять на изменение структуры занятости и потоков миграции. То есть Москва и Петербург больше не будут едиными центрами притяжения.
Даже в рамках одних и тех же отраслей будут компании, которые смогут подстроиться под обстоятельства и выиграть, а будут те, кто уйдет с рынка.
Серьезнее и быстрее всего пострадает сфера услуг. Поскольку именно на развлечениях в широком понимании слова люди начнут экономить в первую очередь. А это – огромное количество людей, лишившихся работы.
На фоне нестабильности и турбулентности главным ресурсом, главной ценностью компаний, станут люди. Организации будут работать над выстраиванием эффективных бизнес-процессов, потребуются эффективные менеджеры, которые в период кризиса смогут преодолевать негативные сценарии.
В итоге больше всего пострадают самые крупные и технологичные регионы и города, поскольку будет большая турбулентность в сфере услуг. Пострадают регионы с недиверсифицированной структурой экономики. Пострадают моногорода. Пострадают торговые (портовые) окна, ориентированные на Запад (Калининград, Санкт-Петербург, Мурманск)
– Рост зарплат, даже если мы будем активно ее повышать, не будет успевать за темпами инфляции и ростом цен. Мы это уже неоднократно проходили. Покупательная способность сильно снизится. Люди будут терять работу. Возможно в неявном виде (простои, неполное рабочее время) и будут стараться любыми способами компенсировать доход – то есть искать подработки, что в любом случае повлияет на снижение эффективности и производительности труда.
При этом с начала 90-х людьми накоплен значительный профессиональные опыт и личные связи. Многие прошли уже не через один кризис. Все это позволит преодолеть и грядущий. Эксперты полагают, что навыки людей старше 45 лет в текущих реалиях могут оказаться очень востребованными. Если «в 90-е было можно все, но никто не знал как, то сейчас примерно ничего нельзя, но многие понимают как можно и нужно выживать».
Фото на главной – Pixabay, в тексте – презентация HH.ru.