Пандемия новой коронавирусной инфекции поставила жизнь людей по всему миру на паузу. В нынешней ситуации сложно делать какие-либо прогнозы и говорить о том, как быстро удастся оправиться от экономического кризиса, который уже жестко ударил по многим отраслям.
Безусловно, сложившаяся ситуация отразилась и на рынке труда. Пока сложно говорить о каких-то далеко идущих последствиях, но изменения уже есть. О динамике вакансий в период эпидемии, наиболее востребованных профессиях и переходе на удаленную работу представители рекрутингового портала HeadHunter и представители воронежского бизнес-сообщества поговорили в рамках пресс-конференции, которая прошла в четверг, 23 апреля. Разумеется, в онлайн-формате.
Представитель пресс-службы HeadHunter Черноземье Екатерина Каркоцкая замечает, что сейчас на рынке труда все довольно стремительно меняется: на этой неделе может появиться довольно много новых вакансий, на следующей – их может почти не быть. Связана такая ситуация с тем, что работодатели не всегда понимают, что делать, аналитики не берутся давать долгосрочных прогнозов, а специалисты просто не готовы в период нестабильности терять место.
– Соискатели заняли выжидательную позицию. Если раньше на рынок выходили те, кто хотел повышения, лучших условий, сейчас люди понимают, что в текущей ситуации нужно держаться за своего работодателя.
В то же время есть часть людей, которые из-за кризиса остались без заработка. Для этого на портале запустили раздел «Временная работа». Временные вакансии предлагают довольно крупные работодатели.
В Воронежской области остается стабильно высокий спрос на работников в сфере продаж, рабочий персонал, сотрудников занятых на производствах, представителей IT-сферы, строительства, медицины.
Ожидаемо, что в период пандемии растет спрос на медперсонал. Если в спокойные времена вакансии в сфере медицины находились лишь в конце первой десятки, то сейчас – в пятерке лидеров в большинстве регионов. Например, существенно выросло количество вакансий в этой сфере в Липецкой области. Этот регион первым в Черноземье столкнулся с COVID-19.
В целом в последнее время конкуренция среди соискателей выросла: с 4-5 человек на место до 6-7. Например, в Белгородской и Курской областях на одну вакансию претендуют 6 человек, в Липецкой и Тамбовской областях – по пять.
Ситуационный спрос. Профессия курьера – профессия будущего?
В связи с пандемией можно заметить выросший спрос на определенные вакансии. Так, с введением режима всеобщей самоизоляции о курьерах заговорили чуть ли не как о профессии будущего.
В первых числах апреля спрос на курьеров вырос на 136%. В основном, отмечают эксперты, за счет столиц. С середины марта по начало апреля количество вакансий курьера в Воронежской области увечилось в два раза. Но все же это небольшая доля по сравнению с количеством других вакансий, говорят представители HeadHunter.
При этом уже сейчас тенденция пошла на спад. Например, согласно информации на 23 апреля, в городе разыскивают только 24 курьера. В то же время в Воронеже требуются 161 водитель, 137 комплектовщиков и 225 кассиров.
Вызов новой реальности – удаленная работа
Многие компании постарались максимально быстро перестроиться под новую реальность и перевести своих сотрудников на удаленную работу. При этом, взрывного роста вакансий на «удаленку» нет: да, в целом по России их действительно стало больше, а вот в регионах Черноземья значительного роста не наблюдается. На сегодняшний день доля удаленных вакансии составляет от 1 до 3%.
Что интересно, если год назад 85% офисных сотрудников говорили о том, что хотят попробовать работать из дома или даже перейти на фриланс, то теперь выясняется, что такой режим подходит далеко не всем. Среди основных минусов специалисты называют невозможность организовать свое рабочее место, еще часть сотрудников, переведенных на работу из дома, недовольны техникой.
Кадры – ценность компании
– Нынешний кризис, по оценкам многих экспертов, значительно отличается от кризиса 2008 и 2014 годов, – отмечает руководитель PR-службы макрорегиона Юг HeadHunter Алена Манохина.
Среди основных отличий: отсутствие резкого роста числа соискателей (отчасти из-за всеобщей самоизоляции), более выраженная социальная позиция государства, пандемия как фактор стресса и высокая интернетизация процессов.
На рынке наблюдается некоторое затишье как со стороны работодателей, так и со стороны соискателей. При всех негативных факторах работодатели нацелены на сохранение команды. И в 2008 году, и в 2014 году многие руководители принимали решения сиюминутно, без сожаления расставаясь с достаточно квалифицированными сотрудниками. При этом после выхода из кризиса выяснилось, что профессионалов в компаниях не хватает, а найти новых на освободившиеся места достаточно трудно.
Каждая компания по-своему решает вопрос сохранения кадров: где-то сокращают рабочую неделю, где-то – просят снизить зарплатные ожидания. И многие сотрудники соглашаются на такие условия, чтобы сохранить место.
– Работники скорее готовы уйти в отпуск без содержания и сохранить место, чем в нынешней ситуации отправиться на поиски новой работы с более выгодными условиями.
Еще одна интересная тенденция, которую спровоцировала пандемия: ускорение перехода в онлайн.
Если раньше работодатели боялись, что сотрудники, переведенные на «удаленку» не будут справляться со своей работой, то сегодняшняя ситуация показывает, что многие специалисты, работая из дома, даже более эффективны. Поэтому не исключено, что после кризиса многие работодатели могут пересмотреть свой подход к офисной работе.
Впрочем, здесь стоит учитывать, что в стрессовый период сотрудники также боятся потерять место, а значит стремятся максимально показать свою полезность для компании.
О наиболее пострадавших отраслях и их будущем
Наиболее пострадавшие от «коронавирусного» кризиса отрасли – это гостинично-ресторанный бизнес, туризм, event-индустрия, индустрия красоты и фитнес.
– В Черноземье очень развита event-индустрия, – отмечает Алена Манохина. – И сотрудники этой отрасли пострадали в числе первых. Мы говорили о том, что часть мероприятий можно перенести в онлайн, но проблема в том, что этот формат никогда не принесет таких доходов, как офлайн-мероприятия. Конкуренция в этой отрасли после кризиса возрастет, и это уж факт.
Также закрылись спортивные клубы, салоны красоты и парикмахерские. В этих сферах наблюдается рост резюме, а вот вакансий пока становится меньше.
Кстати, нужно отметить, что есть и те, кто получил некий «профит» от сложившейся ситуации. В их числе сферы продуктового ритейла, логистики и онлайн-услуг. Некоторые работодатели даже подняли зарплаты своим сотрудникам, вынужденным трудиться в сложившихся условиях. Нужно понимать, что многие «контактные» профессии из-за угрозы заражения COVID-19 стали для соискателей менее привлекательными.
О работе во время пандемии
Работодателям пришлось максимально быстро адаптироваться к сложившейся ситуации, которая, помимо прочего, стремительно меняется.
– Первое, с чем мы столкнулись, это необходимость обезопасить наших сотрудников, – рассказывает заместитель генерального директора по персоналу ГК «Молвест» Сергей Потапов. – Пока у нас в компании нет ни одного случая заражения.
Специалистов обеспечили необходимыми средствами индивидуальной защиты (перчатки, маски, антисептики). Перед началом рабочего дня всем измеряют температуру.
Особенно тяжело было первые две недели, когда все ушли на всеобщую самоизоляцию, отмечает спикер. Во-первых, многие сотрудники были вынуждены ехать на работу (прим. ред. – компания входит в число предприятий с непрерывном циклом) на общественном транспорте, что уже накладывает определенные риски. Во-вторых, из-за того, что автобусы ходили по расписанию выходного дня, работникам было сложно успевать вовремя. В связи с этим было принято решение обеспечить работников транспортом.
Также возникли проблемы и с поиском новых сотрудников. Впрочем, сейчас ситуация улучшилась, считает Потапов. Поток желающих сократился, но он все же есть. Кстати, часть собеседований сейчас проходит онлайн, а перед трудоустройством соискателей просят пройти тест на COVID-19 (прим. ред. – оплачивает тест компания).
– Сейчас мы вынуждены создавать кадровый резерв, – отмечает спикер. – Чтобы справиться с ситуацией, если люди начнут заражаться. Мы должны найти сотрудников на временные вакансии, успеть обучить их.
Об оптимизации процессов
Как рассказывает директор и сооснователь компании «Новые медицинские технологии», врач-эксперт Росздравнадзора Игорь Тюркин, в медицинских центрах падение потока клиентов составило от 50 до 70%. Связано это не только с тем, что все несрочные обследования люди решили перенести до лучших времен, но и с указанием властей, которые призывают оказывать помощь только с формулировкой «по жизненно важным показаниям». То есть, условно, если у человека сахарный диабет, он может попасть на повторный прием к эндокринологу, а если пациент решил пройти курс физиопроцедур – это можно отложить.
– Нами был принят ряд решений для оптимизации процессов. Среди них – налаживание договорных отношений с арендодателем. Абсолютное большинство арендодателей пошли нам навстречу: кто-то полностью отменил аренду, оставив только оплату коммунальных услуг, кто-то снизил плату до 70%. Также было приостановлено открытие новых центров, закупка нового оборудования, расширение штата и разработка новых IT-проектов. Мы договорились об отсрочках платежей ключевым поставщикам.
О переходе на удаленную работу и возвращении в офис
HR-менеджер DSR Corporation Ирина Чернышова отмечает, что сложившаяся ситуация оказалась своеобразным вызовом для всех отраслей, в том числе и для IT.
Специалисты DSR Corporation перешли на удаленную работу. Организовать этот переход удалось максимально безболезненно, обеспечив сотрудников всем необходимым. Различные совещания, собеседования, встречи с заказчиками и раньше в ряде случаев проходили онлайн.
– Нам удалось создать условия, при которых наши инженеры продолжают работать эффективно и чувствуют себя комфортно, – отмечает Ирина Чернышова. – Мы провели опрос и спросили наших сотрудников, хотят ли они продолжить работать удаленно. Здесь мнения разделились. Среди плюсов удаленной работы сотрудники нашей компании называют более долгий сон, возможность больше времени проводить с близкими, не тратить деньги на бензин и, самое важное, экономить время на дорогу и сборы на работу. А вот среди минусов чаще всего говорят о том, что работа из дома требует большей самодисциплины.
Переводить сотрудников на удаленную работу на постоянной основе в компании не планируют. После того, как эпидемия закончится, специалисты вернутся в офис.