- Я всегда любил цветы. В детстве собирал их в лесу, делал разные букеты. Позже поступил на биофак ВГУ, закончил его и продолжил учёбу в аспирантуре. Но нужно было где-то работать. Мне хотелось работать с цветами, и так я стал флористом в 2003 году.
Первым проектом, в котором мне посчастливилось участвовать, был магазин «Цветы» на остановке «Работница». Я считаю, что это первый магазин европейского уровня в Воронеже. С этого началась моя профессиональная деятельность.
- С 2003 года начал учиться у европейских мастеров в международной школе флористов-дизайнеров «Николь» в Москве, которая дает образование очень высокого уровня. Программа предусматривает начальную ступень подготовки флористов, дает понимание, как нужно работать, и определяет профессиональные ступени, освоив которые, вы становитесь мастером-флористом.
Обучение в этой школе, как и в любом европейских заведениях, длится от пяти до семи лет, по окончании выдают диплом международного образца.
В России это считается дополнительным образованием, в отличие от Европы, где серьезное занятие флористикой требует получения полноценного высшего образования. У них вообще исторически сложилось, что выпускник сначала работает подмастерьем, помощником флориста, чтобы познать азы работы.
В школе «Николь» у нас преподавали настоящие мэтры, к примеру, Петер Хесс. Это были профессионалы уровня «бог».
Затем я попал в школу супругов Марии Бозе и Петера Хесса в Базеле. Там дают классическое европейское образование флориста. Я посещал их мастер-классы. К сожалению, для академического обучения у меня не было ни времени, ни финансовых возможностей. Такое образование стоит очень больших денег.
- Откровенно говоря, идеи изначально не было. Конечно, хотелось работать, но в команде профессионалов. На тот момент она у нас, в принципе, сложилась – еще во время работы в первом магазине. Мы были достаточно сплоченной командой. Через некоторое время мы создали новый проект - студию флористики и дизайна «Etcetera». Но в силу разных жизненных обстоятельств мы не смогли долго работать вместе.
«Etcetera» как бренд осталась под руководством собственника, а все остальные партнеры ушли из флористики. В том же 2009 году я начал собственный проект. И с того времени мы достаточно успешно существуем.
- Мне приятнее, когда ее называют просто цветочным магазином: это звучит более понятно.
Наше основное отличие - это профессионализм. Я работаю здесь постоянно, мой уровень опыта и навыков объективно высокий. Подтверждается это и временем существования нашей компании на рынке.
Второе отличие - качество предлагаемых цветов и интерьерных аксессуаров. У нас прямые контакты с производителями из Голландии и Дании, то есть с людьми, которые выращивают цветы.
Все закупается через аукцион, но иногда, благодаря личному общению, появляется возможность взять у производителей какое-то количество цветов бесплатно, чтобы сделать так называемый «промоушн». В этом случае мы оплачиваем только транспортные расходы.
Два года назад у нас был такой проект с производителем цветов каллы и пионы. Пять лет назад эти цветы были не очень популярны. Но мы занялись их популяризацией, стараясь привить любовь людям к пионам. И у нас получилось.
Кроме того, мы предлагаем цветы с гарантией. Они стоят дольше других. Некоторые виды роз могут стоять в вазе, сохраняя свежесть, до трех недель.
- Общаемся с представителями профессиональной среды, посещаем различные выставки, где всегда есть возможности наладить контакты. Они все доброжелательны и очень любят продукт, который производят - свои цветы.
Они готовы даже какое-то время бесплатно поставлять их, и мы оплачиваем только логистику. Причем это не обыкновенные цветы: некоторые розы, например, которые мы продаем, были выбраны брендами «Dior»,«Chanel»,«Lancome» в качестве фирменных цветов.
- Большинство людей, которые продают цветы в России, используют стандартную схему: у них есть менеджер, который покупает цветы у крупных оптовых компаний, расположенных в Москве, или у мелких воронежских оптовиков. То есть, в отличие от нас, в схеме присутствуют еще два дополнительных шага между производителем и конечным потребителем.
Мы же закупаем цветы напрямую, причем иногда их специально для нас срезают, и тот, кто приобретает букет, является, по сути, вторым человеком после нас, в чьих руках эти цветы были. Из-за того, что у нас нет промежуточных звеньев, мы можем осуществлять лояльную ценовую политику.
- Стараемся с сезонными. Но есть цветочный «пул», который у нас всегда в наличии. Сейчас, конечно, понятие сезонности в цветочном бизнесе нивелировано, потому что компании хотят получать прибыль постоянно, и поэтому выращивают в теплицах цветы круглый год.
Но понятно, что в сезон, когда природные условия подходящие, у растений больше всего сил, и эти месяц или два в году они будут самыми лучшими.
В это время мы стараемся заказывать уникальные цветы, которые никогда больше в течение года не выращивают.
Еще мы работаем с любыми травами и цветами, которые имеют яркий аромат, за исключением лилий. Лилия известна достаточно навязчивым ароматом, и мы используем их очень редко, только по просьбе заказчика. Мы создаем необычные букеты, которые при внешней скромности радуют своим ароматом.
- Из ароматных – тубероза. Масло туберозы считается одним из самых дорогих в мире. У туберозы есть интересная особенность: интенсивность испарения аромата достигает максимума после 19 часов. Это такой ночной цветок, у которого очень сладкий чарующий аромат.
Еще у нас есть глориоза – это цветок лианы с неярко выраженным ароматом, похожий на лиану ваниль.
Мы используем достаточно много полевых цветов, которые не запрещено собирать, например, ландыши или пролески. У нас есть знакомые бабушки и дедушки, которые специально по нашей просьбе выращивают такие цветы для нашего магазина.
- По большей части, это люди с высокими эстетическими требованиями, кто ценит качество наших букетов и тот подход к работе, который мы демонстрируем.
Конечно, есть и корпоративные клиенты. В основном, это представительства европейских компаний в Воронеже, хотя в последнее время таких было не очень много.
Мы сотрудничали с компанией «Агротек-Гарант», одним из лискинских агрохолдингов.
Помимо этого, мы являемся представителями швейцарской компании «Интерфлора» – это старейшая всемирная служба по доставке цветов. У них очень строгие правила отбора партнеров, и мы гордимся тем, что с 2009 года таковыми являемся.
Я лично являюсь представителем этой компании с 2003 года. Это позволяет нам доставлять букеты в Воронеж практически из любой точки мира. Если же букеты заказывают в нашем городе, то мы и отсюда можем отправить букет практически куда угодно.
«Интерфлора» - компания с серьезными стандартами и принципами. Ее сеть охватывает не только крупные города, но и маленькие деревушки, в которых, возможно, есть всего один маленький цветочный магазинчик, но он обязательно будет представителем «Интерфлоры».
- Месяц назад мы проводили мониторинг по всем цветочным магазинам города, и можем сказать, что на большую часть цветов цены у нас ниже. Хотя аналогичных нашим цветов нет, только какие-то похожие растения других производителей.
У нас есть эксклюзивные позиции, которые в Центральном Черноземье вы нигде не сможете купить, да и в Москве только в нескольких точках. На них цены объективно выше.
Та же ситуация с цветами от дорогих производителей. Вы же не можете купить духи «Шанель» за копейки.
У людей сформировалось мнение, что если качественно – обязательно дорого. А это не так. И иногда возникает когнитивный диссонанс: они просят букет за 500 рублей, получают его и говорят, что упустили полжизни, потому что боялись к нам обращаться, думая, что мы им не по карману.
- Мы предпочитаем собирать сад, как конструктор, чтобы не ждать, пока через пятьдесят лет маленькое деревце превратится в то, которые вы видите на картинке сада Ван Гога. Мы такое дерево и сажаем, чтобы вы сразу могли наслаждаться этой красотой. Также ландшафтное направление у нас предполагает создание романтических патио, озеленение балконов и террас.
- До сих пор у нас такого не было. Мы тратим много времени и средств на то, чтобы обеспечить цветам оптимальные условия хранения, которые рекомендует производитель. Это начинается с того, что цветы к нам едут в контейнерах со специальным раствором. Для каждого вида растений необходим свой раствор, который питает их, ведь они находятся без почвы - им нужно чем-то питаться. Это удлиняет их жизненный цикл. У нас цветы тоже бережно обрабатываются. Самое главное, как ни странно, чистота. Чистота в цветочном магазине должна быть на самом высоком уровне, потому что, как правило, короткая жизнь цветов зависит от бактерий, которые присутствуют в вазе.
- В России много флористов мирового уровня. Не могу сказать, что профессиональный уровень европейцев выше. Но в Европе нет такой шаблонности, как у нас. Люди очень любят свое дело, очень в него вовлечены, и благодаря этому ты получаешь услугу вместе с теплотой…
Везде бывают исключения, естественно. В России, к сожалению, цветочный бизнес нацелен на заработок. Считается, что это мегаприбыльная затея. Поэтому пока в России занимаются преимущественно коммерческой флористикой – продажей цветов. А флористика как искусство – то, что мы стараемся показывать людям – все еще на стадии развития.
Кроме того, в Европе люди вообще больше любят цветы, покупают их не только собираясь в гости, но и для дома. В Европе проходит огромное количество цветочных мероприятий, показов, мастер-классов. На это есть спрос, а, значит, есть и уважение к флористам.
- Ни на секунду. Я полон идей. Очень хочется, чтобы цветы сопровождали людей не только во время праздников, но и в обычные дни. Красивые композиции из цветов – это не только красиво, но и вполне доступно. Надеюсь, что мы сможем доказать это всем.
Материал подготовлен для портала улучшения делового климата в Воронежском регионе ВЛАСТЬ-БИЗНЕС.РФ