— Продажа PDF-версии никак не связана с продажами бумажной газеты в киосках и супермаркетах и, думаю, никак на них не повлияет, поскольку бумажная версия и PDF-версия нацелены на разные аудитории.
— Мы исходим из того, что среди аудитории, которая читает «МОЁ! Online» в Интернете, не так много постоянных читателей бумажной версии, а ведь содержание газеты и портала «МОЁ! Online» отличается кардинально – это два разных СМИ. Так что для нас это ещё и возможность познакомить Интернет-аудиторию с нашей газетой. Как мы и предполагали, на PDF-версию сразу появился спрос, продажи уже начались. Вот что написал нам один из покупателей: «Мне не терпелось прочитать про свою похудевшую подруженцию, а пойти в киоск возможности нет, дочка в данный момент спит. Поэтому магазин ВК для меня оказался очень кстати».
— Совсем недавно сеть «ВКонтакте» представила новый инструмент для групп, который называется «Товары». Группа портала «МОЁ! Online» имеет больше 70 тысяч подписчиков, поэтому мы подумали: а почему бы и нам не опробовать новый «ВКонтактовский» сервис и не предложить что-нибудь нашим подписчикам? А что мы ещё можем продавать, если не газету? Поэтому любой воронежец, кому лень идти за свежим номером газеты в киоск, теперь может воспользоваться нашим предложением и купить PDF-версию «МОЁ!», которая является точной копией бумажной версии, но представлена в электронном виде.
— На серьезные продажи PDF-версии мы не рассчитываем, это, скорее, дополнительный сервис для наших читателей, который не требует от редакции никаких усилий. Кроме того, для нас это возможность протестировать спрос на такую услугу и опробовать возможности нового инструмента «Товары» «ВКонтакте», узнать, насколько он будет удобен и востребован нашими подписчиками. Ведь через розничные сети мы продаём под брендом «МОЁ!» ещё и сопутствующие товары — коллекции книг, DVD-фильмов, игрушек и т.п.
— Наш опыт по продаже PDF-версий газеты «Коммуна» скромный. Отчасти потому, что специально это направление не развивали, не вкладывались в него. Впервые спрос на PDF-версию появился, как мне помнится, лет десять назад: московские агентства начали интересоваться: а можно ли подписаться на такую версию издания? Естественно, мы ответили, что да, можно. Долго думали над ценой, а потом решили, что она не должна перебивать стоимость печатной версии, конкурировать с нею. То есть осознанно поставили цену на электронную версию выше цены подписки на печатное издание. Решили: если читателю требуется продукция именно в таком виде, то он всё равно её купит (цена менялась со временем, сейчас она составляет 300 рублей в месяц; для сравнения: подписка на бумажную версию газеты «Коммуна» на второе полугодие 2015 года составляла 592,20 рублей). Появились первые подписчики, к примеру, агентство «Медиалогия» в Москве, некая фирма в Ростове-на-Дону. Специальных площадок для продаж не использовали: обращаются люди по электронной почте, им выписываем счёт, после его оплаты по указанным адресам отправляем PDF. Все очень просто! Причём подписаться можно с любого момента. Обычно оформляем сразу на год, чтобы лишний раз не возиться с бухгалтерскими документами.Помню несколько эпизодов общения с подписчиками: рекламное агентство в Москве, выполняющее заказ солидной федеральной компании, очень сильно удивилось нашей цене. Она им показалась слишком… маленькой! Мы-то думали, что и так большую сумму за подписку заломили.Подписчик в Воронеже на мой вопрос, зачем он выписывает дорогую электронную версию, если с таким же успехом может получать газету по более низкой цене в Воронеже в день выхода, объяснил свое решение так: «Электронную версию — один экземпляр — я загружаю в свою локальную сеть, все сотрудники могут ее просматривать. А если выписывать газету, то потребуется несколько экземпляров, что в итоге будет дороже».
Тем не менее, количество экземпляров электронной подписки, несмотря на наши попытки активно продвигать её и рекламировать, держится примерно на одном уровне все эти годы — всего около десяти подписок.Думаю, что дело не в том, что мы плохо рекламировали и продвигали. Электронная подписка — это отдельный канал распространения печатной версии. У него свой особый потребитель. Такую подписку выбирает тот, для кого она в таком виде более удобна для пользования. Например, для каких-то удаленных от Воронежа информационно-аналитических, мониторинговых структур газета «Коммуна» требуется вечером, накануне дня выхода, — они её заказывают и получают. Да, этот момент существенный — подписчик электронной версии получает доступ к газете еще до того, как она начнет печататься. Важный момент именно этот — быстрый по времени доступ к газете: не нужно ждать, когда ее доставит неспешная российская почта.Представить себе, что житель отдаленного воронежского села, в котором медленно работает Интернет, будет выписывать электронную версию газеты «Коммуна» или районной, или какой-то другой, могу с большим трудом. В таком виде газета ему просто не нужна!Ждать большого роста от этого вида распространения нельзя хотя бы потому, что для большинства российских читателей — более 70 процентов (это показывают результаты опросов ВЦИОМа) — всё же предпочтительным источником получения информации остается печатная версия. Поэтому говорить о политике «полного перехода в Интернет», по крайней мере, сейчас ещё преждевременно. Печатная пресса имеет массу своих преимуществ, о которых её конкуренты из электронных СМИ стараются не вспоминать. Хотя позиции печатной прессы, ее выживаемость в нынешних условиях серьезно зависят от двух вещей — стоимости распространения и стоимости бумаги. А еще больше — от общего положения дел в экономике, состояния рекламного рынка, благосостояния наших читателей.
Свежий выпуск газеты. На обложке коллаж: губернатор, главы района и администрации.