В настоящее время основным трендом развития информационных технологий для бизнеса является переход документооборота, систем работы с клиентами к новейшим разработкам в области облачных технологий. Они входят в обиход малого и среднего бизнеса, например, виртуальные АТС, системы взаимодействия с клиентами и т.д.
Основная особенность облачных технологий – единая служба поддержки, распределенные вычисления и практически неограниченная функциональность, легко масшабируемая под клиента. Это приложения, управляемые облачным провайдером на его стороне. Клиент получает доступ к программному обеспечению с помощью интернета от поставщика бизнес-приложения, он не несет затраты на установку и дальнейшую поддержку работоспособности оборудования и программного обеспечения (ПО). Директора и системные администраторы больше не думают о том, как обновить ПО, расширить IT-инфраструктуру, как обеспечить работу без перебоев 24/7; конфиденциальность информации; защиту от атак хакеров и прочее.
|
|
В наше время нововведения охватывают все сферы деятельности, влияют на процессы хозяйствования, изменяют социально-экономические отношения в обществе. Развитие инноваций становится необходимой и естественной формой существования любого региона, обеспечивая его жизнеспособность. Поэтому одним из ключевых факторов социально-экономического развития региона является активизация инновационной деятельности, - писал недавно губернатор Алексей Гордеев в своем блоге на портале Агентства по инновациям и развитию. |
Многие компании Воронежской области и Черноземья в целом оценили преимущества облачных технологий и начали активно его использовать. Тем более развитие процесса информатизации – не просто требование времени. Это одно из приоритетных направлений работы облправительства. Не удивительно, что инновационные компании в сфере информационных технологий охотно приходят в регион. Недавно в Воронеже открылся MANGO OFFICE - компания, специализирующаяся на предоставлении облачных сервисов.
Для предприятий среднего и малого бизнеса в России объем рынка облачных услуг на 2013 год составил 20,5 миллиардов руб. Согласно расчетам Parallels SMB Cloud Insights™, рынок будет расти в ближайшие три года до 55,6 миллиардов руб. В него войдут: сервисы хранения данных, системы для обмена сообщениями, продукты для бухгалтерского учета. Пока же наиболее востребованным и «понятным» сервисом в этом сегменте является «Виртуальная АТС». По отчетам профильных аналитиков, примерно 80% компаний малого и среднего бизнеса не используют АТС, у 17% нет стационарного телефона, а 40% небольших компаний России ведут свой бизнес с помощью мобильной связи. Однако существует простое решение с огромным функционалом – виртуальная АТС на базе облачных технологий. Она позволяет пользоваться всем базовым функционалом «Обычной цифровой АТС» – статистикой вызовов, облачным хранилищем, различными сценариями обработки вызовов, алгоритмами распределения звонков в группе, автосекретарем, перенаправлением звонков по расписанию, конференцией. Оплата за городской номер в Воронеже равна 150 руб. ежемесячно, а приобретение SIP-телефона с основными функциями обойдется от 2,9 тысяч руб. Расходы на техническую поддержку и консультационную отсутствуют. Облачность подразумевает применение функций по принципу конструктора. Клиент выбирает те опции, которые считает необходимыми на определенном этапе развития бизнеса и оплачивает только их.
Компании, успевшие оценить облачные технологии, стали доверять им больше и шире использовать. По данным Геннадия Романенкова, руководителя MANGO OFFICE в Воронеже, показатель ARPU (средний счет абонента), в декабре 2013 года превысил 3,5 тысячи руб., хотя был 2,7 тысячи руб. годом ранее, а до этого вовсе составлял 1,5 тысячи руб. Все чаще компании используют облачный Центр обработки вызовов («Виртуальная АТС»). В апреле прошлого года это бизнес-приложение было выведено на рынок, дав тем самым возможность улучшить продуктивность работы с плотным потоком звонков.
По мнению экспертов, именно малым компаниям выгоднее всего применять облачные приложения, позволяющие решать функциональные и сложные задачи с минимальными финансовыми затратами. Средние и малые предприятия являются драйвером сегмента рынка. Но это не значит, что облачные системы - неэффективный инструмент для крупного бизнеса. Территориально распределенные крупные компании, с их помощью, объединяют свои филиалы в единую сеть, удешевляют связи, повышают прозрачность и контроль работы сотрудников.
66% российских компаний среднего и малого бизнеса пользуются как платными так и бесплатными онлайн-приложениями. В этом плане наша страна не уступает развитым рынкам облачных услуг США или Германии. Аналитики прогнозируют, что через несколько лет веб-приложения для бизнеса начнут стремительно набирать популярность. К началу 2016 года, данный рынок в России может достигнуть примерно 28 млрд руб. Не менее перспективным эксперты считают рынок непосредственно Воронежской области.
Применение облачных технологий приводит к экономии IT-бюджета компаний от 10 до 50%, так как они не требуют узкоспециализированных навыков. Сегодня далеко не все предприятия могут содержать высококвалифицированных специалистов, а облачные бизнес-приложения дают возможность решать функциональные и сложные задачи при минимальных финансовых затратах.
«Облака» обеспечивают безопасность хранения данных, путем их стабильной репликации и дублирования. Именно поэтому, в случае сбоя, данные легко восстановить. Елена Турбина, директор по развитию корпоративного бизнеса ОАО «Вымплеком» (бренд «Билайн») утверждает, что их компания гарантирует заказчикам бесперебойную работу центра обработки данных (ЦОД) 99,9% времени. Новейших технологические разработки, предназначенные для развития и поддержки инфраструктуры различных компаний, развивают и крупнейшие операторы связи, среди которых «Дом.ru», тот же «Вымпелком», МТС, «Ростелеком». Все они имеют в своем арсенале различные «облачные» решения: от виртуальных АТС до систем работы с клиентами (CRM).
По словам Елены Турбиной, в их компании приложение для бизнес-клиентов Microsoft Office 365 является наиболее успешным SaaS-сервисом. Она считает, что использование облачных услуг позволяет сократить затраты небольших компаний. Дескать, им больше не нужно вкладываться в дорогое оборудование. Подписки для малого бизнеса Small Business Premium и ее обычную версию составляют около 80% от всех подключений оператора.
Руководитель пресс-службы ОАО «Ростелеком» в воронежском филиале, Екатерина Петрова поясняет, что облачные услуги позволяют существенно уменьшить разовые затраты компаний на организацию инфраструктуры. Так затраты на эксплуатацию сокращаются практически в три раза. Например, если внедрять CRM-системы для пяти пользователей, в первый год затраты компании составят примерно 120 тыс. руб., а если внедрять аналогичную облачную систему, инвестиции - не более 45 тыс. руб. за первый год.
Геннадий Романенков считает важнейшей задачей популяризацию облачных технологий в бизнес-среде в различных регионах: «Воронежская область один из наиболее динамично развивающихся субъектов, в котором работают компании, понимающие важность технологических инновационных решений». Прежде чем открыть филиал в Воронеже, компания изучала местную бизнес-среду, осуществляла мониторинг конкурентов, оценивала открытость и готовность предприятий к внедрению инноваций. По словам господина Романенкова, MANGO OFFICE намеревается занять больше 50% рынка Воронежа в сегменте виртуальных услуг за счет комплексной поддержки предприятий на всех этапах их жизненного цикла.
Участники рынка сходятся во мнении, что одним из самых развивающихся секторов рынка IT являются как раз облачные технологии. Их сегмент показывает рост в 60%. Ориентация общемировой IT-индустрии на облачные технологии очевидна. Они удобны и показывают свою эффективность. На западе, проникновение облачных сервисов значительно выше, чем в России, но и спрос на облака в нашей стране еще впереди.