В декабре 2014 года жительница Воронежа обратилась в суд с заявлением о признании недействующим приказ Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области «Об установлении предельных максимальных тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств на территории Воронежской области». Этот приказ предполагал, что перемещение машины нарушителя оплачивается за суммарный пробег эвакуатора от специализированной стоянки до места эвакуации и обратно на стоянку по стоимости 102 рубля за один километр пробега.
В феврале 2015 года суд выносит решение признать приказ недействующим. Это решение было обжаловано в Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской федерации. Но 22 июля 2015 года коллегия оставила без изменения решение областного суда.
Как пояснила прокуратура на своём сайте, с 22 июля владельцы автомобилей не должны платить деньги за эвакуацию автомобилей до тех пор, пока не будет установлен новый тариф.
Компании не спешили сворачивать свою деятельность и даже самовольно установили себе новые тарифы. Начались скандалы. Автомобилисты требовали отдать без взимания платы их машины, эвакуированные после 22 июля. Работу организации прекратили только 6 августа, когда от управления транспорта, которое контролировало ее деятельность, пришло письмо, разъясняющее, что взимание платы незаконно.
ООО «Центр организации движения» может начать работать по новому тарифу с 18 сентября, а ООО «Мега» с 26 сентября. Но это вовсе не означает возобновление массовой эвакуации. Работа по этим тарифам, по словам руководителей организаций, - это работа в убыток.
– Мы однозначно не сможем работать на таком тарифе, – говорит директор ООО «Центр организации движения», представившийся Альбертом Безгиным. – Мы показывали свои расходы, но нам сказали, что это слишком много. Попробуем недели две поработать по новому тарифу, и посмотрим, что будет.
– Всё это бесплатно. Нам никто не компенсировал расходы. Управление не хочет про это слышать, – возмущается директор организации. – Пытались объяснить, что мы выполняем важные задачи по обеспечению деятельности полиции, дежурим на всех городских праздниках, чтобы убрать мешающие проведению массовых мероприятий машины.
– Сидим, считаем, думаем, – говорит Павел Пчёлкин, директор ООО «МЕГА». – С прошлым тарифом, проведя оптимизацию, мы могли работать. Зарплату людям сокращать? Это не та мера.
– Мы заказывали провести расчёт у кандидата экономических наук, – говорит Геннадий Алексеев, представитель индивидуального предпринимателя, занимавшегося эвакуацией. – С прибылью 15% при сохранении нынешних цен на топливо, расходные материалы и запчасти тариф должен быть не меньше 250 рублей.
Если взять среднюю стоимость эвакуации в 2000 рублей, то в этом году компании получили от автомобилистов 28 миллионов 740 тысяч рублей. Директор ООО «Центр организации движения» не стал скрывать экономику компании. Месячные расходы около 1.5 миллиона рублей. Шесть эвакуаторов находятся в лизинге – это 600 тысяч рублей, зарплата 450 тысяч, топливо 200 тысяч, аренда земли 100 тысяч, ремонт машин 100 тысяч.
– Все почему-то считают, что это сверхприбыльный бизнес, но в мае мы заработали 34 тысячи рублей, – поясняет директор ООО «Центр организации движения». - Мне рассказали, что на планёрке у губернатора обсуждали, почему в Воронеже начали машины бросать в три ряда. Из правительства звонили в одну из компаний, спрашивали, когда начнётся эвакуация. Но мы с коллегами приходим к выводу, что нам проще отказаться от этого дела.
Конечно, к эвакуации автомобилей у горожан была масса претензий. По словам лидера общественного движения «Дорожный контроль» Вадима Серова, инспекторы часто проводили её с нарушениями, незаконно эвакуировали автомобили, и казалось, что между эвакуаторщиками и полицией есть договорённость брать как можно больше автомобилей, причем там, где это удобно, а не там, где они действительно создают помехи дорожному движению.
В Воронеже работают три комплекса автоматической фотофиксации нарушений, связанных с остановкой и стоянкой транспортных средств. В 2014 году ими было зафиксировано 38751 нарушение, а за 7 месяцев 2015 года 34903.
В ответе на наш запрос за подписью временно исполняющего обязанности начальника ГИББД по Воронежской области Евгения Шаталова сказано:
«К сожалению, практика показывает, что применение мобильных комплексов фотофиксации нарушений правил остановки и стоянки не оказывает должного влияния на правосознание граждан и, кроме назначения наказания и взимания штрафа, не позволяет эффективно повысить пропускную способность улиц и реально повлиять на безопасность участников дорожного движения. В то же время достаточно широкое применение эвакуаторов в последние годы в областном центре заметно повлияло на пропускную способность улиц, позволило повысить безопасность пешеходов и пассажиров общественного транспорта, отразилось на транспортной дисциплине всех участников дорожного движения».
За два года работы служб эвакуации автомобилисты перестали бросать машины, где вздумается. Оставлять город без эвакуаторов просто нельзя. Уже сейчас чувствуется, что многие автомобилисты перестали опасаться эвакуации. Если к зиме ситуация не изменится, коставленным где попало машинам добавятся ещё и горы снега вдоль проезжей части, которые коммунальные службы не всегда успевают убирать - и город снова станет в пробках.