С нового года изменились правила прохождения техосмотра, но облегчат ли он жизнь воронежским автолюбителям, еще большой вопрос. К примеру, сейчас в Воронеже ощущается нехватка бланков техталонов нового образца.
Новый закон о техосмотре, вступивший в силу с нынешнего года, уже вызывает много вопросов и у автовладельцев, и у операторов техосмотра. По идее процедура должна упроститься и облегчить жизнь всем, кто в ней участвует. Только вот на деле все пока не так просто. Январь – традиционно «мертвый сезон» для станций техосмотра, поэтому проблемы еще не так ощутимы. Но что-то будет перед Пасхой, когда из гаражей и прочих мест зимовки выведут своих железных коней автолюбители области? Есть вероятность, что придется вновь цитировать Виктора Черномырдина: «хотели, как лучше...».
На станции техосмотра на Обручава,3, куда отправились корреспонденты «ВК» в минувшую среду, мастера мирно прогуливались по территории гаража. За час при нас обслужили всего три авто. Водители, с которыми мы поговорили, вроде бы радовались нововведениям: «документов надо собирать меньше, все быстрее и дешевле, чем было». Но говорили те, что проходили саму процедуру техосмотра. Автолюбители же, кто томились в ожидании получения талона, уже были менее оптимистичны и менее словоохотливы. А в первый день после новогодних каникул, говорят, и операторы и автовладельцы были чуть ли не на грани истерики. Одна из причин - вместо прежних 39 пунктов, обслуживающих область, станций техосмотра работало лишь 11: положение об аккредитации пунктов техосмотра были опубликованы только 27 декабря, соответственно аккредитоваться успели немногие.
Те, кто рискнули начать свой год с прохождения процедуры техосмотра (в основном водители такси), «убили» на процедуру весь день. К примеру, на Обручева, 3 с 9 утра до 8 вечера с грехом пополам смогли пройти техосмотр лишь 35 автомобилей. При том, что операторы продлили свой рабочий день на два часа. «Работы именно у нас прибавилось вдвое, а то и втрое, - говорит начальник пункта техосмотра Валерий Хальзов. – Всю информацию приходится набивать вручную, при том дважды. Мы должны вносить данные о страхователе в специальную автоматизированную систему, а также сверять предоставленные сведения с имеющимися в базе, которая часто зависает и не отвечает на запросы. Информации, которую приходится вносить много, на мой взгляд, даже слишком. К примеру, требуется марка шин автомобиля, пробег и т.д. Думаю, что это - трудности становления, со временем все станет проще. К слову, уже во второй день приема мы смогли обслужить 62 автомобиля, правда, на работе опять пришлось задержаться на два часа. Надеемся, в скором времени мы сможем уложиться в рабочий график и обслуживать до 80 автомобилей ежедневно».
Новшества, напомним, коснулись одного из главных принципов техосмотра. Если раньше для прохождения ТО надо было иметь действующий полис ОСАГО, то теперь иной порядок: сначала надо пройти техосмотр и лишь затем в случае успеха - подписывать договор об ОСАГО со страховщиком. Кроме того, если еще вчера техосмотр входил в компетенцию ГИБДД, с нового года курировать процесс начал Российский союз автостраховщиков (РСА), который в нашей стране уже отвечает за ОСАГО.
Непосредственно владельцам новых машин можно забыть о прохождении ТО до тех пор, пока авто не исполнится три года. Хозяева легковушек возрастом от трех до семи лет должны появляться на пунктах техосмотра раз в два года, а обладатели «почетных пенсионеров» (более семи лет) – каждый год. Теперь при проведении техосмотра не проверяются данные спидометра и не обязательно наличие аптечки. Важно и то, что отныне инспекторы ГИБДД не должны проверять у водителей наличие заполненных талонов ТО. Правда, талон могут спросить у водителей, выезжающих за границу: в Европе свидетельство о технической исправности машины является обязательным документом.
На сегодняшний день техосмотр в Воронеже можно пройти на семи станциях, и еще 21 работает в районах области. В ближайшем будущем число пунктов должно вырасти до 39. Кстати, начавшиеся было разговоры о том, что техосмотр стоит баснословных денег, - миф. Постановлением облправительства его максимальная величина для легковых машин - 330 рублей. Раньше сумма была почти вдвое больше – 560 рублей. Помимо этого отменены некоторые документы, без которых раньше ТО пройти было нельзя. Например, медицинская справка. Однако у воронежских операторов возникла другая загвоздка. Бланки техосмотра получили далеко не все. «Новых бланков в настоящий момент для всей России отпечатали всего около миллиона - признался нам Валерий Хальзов, директор компании, проводящей ТО. – Но до апреля будут действенны талоны старого образца».
Как стало известно «ВК» и 36on.ru, в некоторых станциях, где закончились и старые бланки ТО, и не поступили новые, вместо них выдавались на руки акты технического осмотра машин. Но далеко не все страховщики решаются выдавать по ним полюсы обязательной автоггражданки. С другой стороны, понимая трудности некоторых автолюбителей, представители страховых компаний пошли им на встречу и, фактически, на нарушение закона. Новую страховку выдают при предъявлении талонов техосмтора старого образца, но действующих хотя бы до февраля-марта. Хотя по новому положению, полюс ОСАГО можно приобрести только в случае, если до очередного ТО автомобилю еще, минимум, полгода. Владельцы авто, конечно, благодарны страхователям за понимание, но переживают, что в случае аварии, при желании, можно оспорить законность такого полюса.
Светлана ТАРАСОВА, печатную версию материала читайте в газете "Воронежский Курьер".