Сегодня в Воронежской области 282 комплекса фотовидеофиксации. Это, кстати, не так уж и много, есть регионы, где их гораздо больше. Игорь Алексеевич поясняет, что их количество может вырасти, но не потому, что кому-то так хочется, а в зависимости от числа мест концентрации ДТП.
– Работу по локализации этих мест мы ведем периодически, она для нас основная. Все приборы приобретаются региональными властями относительно и с учетом мест концентрации ДТП. На сегодня у нас по итогам прошлого года 53 места концентрации ДТП, а если взглянуть на динамику, на протяжении пяти лет у нас идет снижение количества таких мест. Так, на 2019 год было порядка 89 мест, сейчас уже 53, динамика явно положительная.
Основной массив этих мест приходится на областной центр, поэтому здесь и большее количество приборов. Причем приборы работают самые разные.
– Мы не зацикливаемся на одном производителе или каком-то одном виде правонарушения, мы рассматриваем всевозможные варианты относительно фиксации нарушений, стараемся постоянно пополнять группировку. Хочу заметить, все приборы принадлежат правительству области, то есть все это государственное – чтобы не было недопонимания – включая и так называемые треноги. Да, те, кто их выставляет, это сотрудники, которые работают по госконтракту, у них основная задача – это выставить прибор.
Кстати, интересное наблюдение: после того, как на том или ином участке появляется прибор фиксации и водители об этом узнают, количество аварий там очень быстро снижается.
– Для примера расскажу о пересечении улицы Кирова и 20 Лет Октября у цирка. Это очень сложный участок, на протяжении многих лет мы работали с этим местом. В 2019 году поставили туда прибор в тестовом режиме, работу его наладить было очень непросто, очень много особенностей у этого перекрестка. Первое время была погрешность, были моменты, когда за сутки происходило больше 25 тысяч фактов фиксации нарушений. Но, вот что говорит нам статистика по этому перекрестку: последние ДТП с погибшими на этом участке были зафиксированы в 2018 году. Первая половина 2019 года – были аварии с ранеными, а вторая половина, то есть когда установили приборы: даже ДТП с техническими повреждениями стало мизерное количество.
Кстати, не надо думать, что прибор легко обмануть, в ГИБДД с успехом находят тех, кто пытается скрыть номера и совершает правонарушения под камерами.
– Это очень сложный механизм, уличного исполнения, камера машинного зрения, это комплекс, который состоит из множества системников, там свои алгоритмы работы, он сертифицирован под определенный вид нарушений. Могу сказать, что за доли секунды он фиксирует десятки и сотни автомобилей на каком-то определенном участке. Вымеряет алгоритмы – въезд на перекресток, выезд с перекрестка, в комплексе получается весь объем информации для того, чтобы представить это в суд, если с чем-то водитель не согласен, – поясняет Игорь Никулин.
Да, погрешности бывают, но они минимальны, с учётом того, какой объем информации проходит через систему видеофиксации.
– В центре фотовидеофиксации имеется программное обеспечение, на котором работают сотрудники, это очень серьезная умная система, которая работает по всей стране. На этом программном обеспечении «Паутина» мы обрабатываем все правонарушения, которые к нам поступают. Фотоматериалы с пометкой «признак нарушения» попадают в наше ПО и здесь уже есть минимальный объем работы, который проводит сотрудник. На первоначальном этапе это предварительная обработка, сотрудники просматривают визуально. Потому что можно машиной управлять одной модели, а номер повесить с другой, у нас есть товарищи, которые этим занимаются, они думают, что это шутки, это весело, но когда их задерживают, все это становится печально.
Порой прибор может перепутать банально буквы «О» и «С», особенно если номер грязный. В этом случае нужно просто обратиться в Центр, например, через Госуслуги.
– Есть также сложные виды нарушений. Это перекрестки, там стоят ситуационные приборы, водитель может въехать с превышением скорости, нарушением разметки и еще на красный сигнал светофора. Получается сразу несколько видов нарушений. У нас такое на «выделенке» иногда бывает – въезжает, нарушает разметку, может еще с превышением прокатиться, а потом удивляется: «А как же так получилось, я же просто ехал, вот только друга своего рыбака высадить?». А вышло очень дорого.
Выделенная полоса для общественного транспорта уже стала в Воронеже обыденностью. А некоторое время назад она вызывала очень много возмущений. Причем как со стороны рядовых автомобилистов, так и со стороны водителей общественного транспорта.
– Почему мы по выделенной полосе приняли решение фиксировать разметку 1.1 (горизонтальная разметка 1.1 разделяет транспортные потоки противоположных направлений и обозначает границы полос движения в опасных местах на дорогах, границы проезжей части, на которые въезд запрещен, границы стояночных мест транспортных средств; линию 1.1 пересекать запрещается – прим. авт.), которая обозначает саму выделенную полосу? А ведь водители автобусов очень сильно этим недовольны. Но наше мнение такое – раз вам сделали выделенную полосу уважаемые товарищи, перемещаемся по этой выделенной полосе. Вы не поверите, у нас не меньше было возмущений с их стороны, чем от обычных водителей.
И да, если водитель автобуса попадает в поле зрения прибора фотовидеофиксации в момент нарушения разметки, его ждет штраф. Так же, как и автомобилиста, который решил прокатиться по полосе для автобусов.
– Мы идем по такой схеме, когда есть транспортное средство, брошенный автомобиль, он может объехать, когда действительно вынужден это делать, – это одно дело. Но вот я вам так скажу – 95% водителей автобусов это делают просто, чтобы собрать побольше пассажиров, объехать своего партнера, коллегу, выскочить и промчаться по этой полосе. И, конечно, можно сказать, что в этом плане порядок навели: то, что творилось раньше, и то, что мы видим сейчас, – разница огромная.
Кстати, по ночам камеры теперь проезд по «выделенке» не фиксируют. Но не надо думать, что они «не видят» нарушение разметки. То есть, ездить по «выделенке» ночью можно, но заезжать и выезжать только в разрешенных местах.
– Это сделано для уборки, приехали, убрали – всё. Мы делаем так, чтобы это было комфортно, удобно, чтобы участники дорожного движения у нас не страдали из-за того, что какие-то мы поставили «силки», и чтобы там было больше собрано. Наша позиция направлена не на то, чтобы собрать больше денег, несмотря на то что сумма, конечно, огромная – 1 млрд 800 млн.
Как работать со злостными нарушителями, в Центре видеофиксации тоже знают – для таких там есть отдельная схема. Им направляют письмо, но уже специальное, по почте, и приглашают для беседы. И вот уже во время разговора выясняют, почему человек регулярно совершает то или иное нарушение.
– Первая фраза от одного такого водителя была: «Я же оплачиваю, зачем вы прислали мне это?» Я вопрос задаю, мне интересно: «А почем вы вот по этому участку периодически проезжаете и нарушаете?» Он спрашивает: «Где?» То есть, он даже не знает, где он нарушает. Это минус нашим современным технологиям, что можно поставить автоплатеж, не осознавать, что там происходит, и платить, даже не вникая за что и почему.
Однако после того, как водителям объясняют, почему именно на этом участке стоит камера, сколько там было ДТП с погибшими, ранеными, многие начинают совсем по-другому смотреть на ситуацию.
– Знаете, мне приходилось работать в другом месте, где я оформлял сам ДТП, я видел это всё, в том числе аварии с жертвами, и, поверьте, там совсем другая история, относятся совсем по-другому: если бы я знал, я бы не выехал, я бы так не поступил здесь. Просто по большей части аварии происходят из-за излишней самоуверенности водителей.
Незаметно не пропустить пешехода у водителей больше не получится. В Воронеже установлены и работают камеры, которые фиксируют непредоставление преимущества пешеходу. Таких камер в городе 9.
– Даже здесь у нас водители пытаются спорить: ну, я же его не раздавил. Видите ли, в интернете очень много можно найти противоречивой информации и большинство ее направлено на то, что водитель всегда прав, ему допускается объезжать пешехода и так далее. Причем эта информация ничем не подтверждена, а мы ее разбираем на молекулы и стараемся человеку детально объяснить.
Так вот, чтобы не было разночтений, информация из первых уст: если пешеход находится от водителя с правой стороны на пешеходном переходе и уже переходит, водитель обязан ему уступить. Не объезжать, а именно уступить! Если он уходит, и он уже с левой стороны от машины – прибор это не фиксирует, можно спокойно проезжать. Однако если пешеход находится с левой стороны и движется в вашем направлении, вы тоже должны его пропустить.
Один из самых частых вопросов, которые задают водители: «Что делать, если за рулем моей машины был не я, а штраф пришел мне?» Игорь Никулин ответил нам и на этот вопрос.
– Нужно обращаться к нам, причем незамедлительно. Сделать это можно с использованием обычной почты, через сайт «Госуслуги» или сайт Госавтоинспекции. В этом случае у нас особый порядок привлечения к ответственности. Мы приглашаем собственника и того, кто управлял автомобилем, берем объяснения, переписываем, прекращаем делопроизводство и привлекаем к ответственности того, кто управлял.
Но это работает в том случае, если тот, кто был за рулем, не отказывается от того, что это был он. Во всех остальных ситуациях, ответственность ложится на собственника. И с очень большими проблемами сталкиваются автомобилисты, которые продают машину, но формально остаются ее владельцами. Если новый собственник не переоформил авто на себя, в базах данных ГИБДД оно будет числиться за прежним владельцем и все штрафы – и не только – будут приходить на него. Вплоть до того, что через суд с прежнего хозяина могут даже взыскать ущерб за ДТП с пострадавшими.
– По истечении 10 дней с момента продажи нужно связаться с собственником и сообщить ему, что если он не переоформит машину, вы прекратите регистрацию. Сделать это можно удалённо. И в этом случае к вам уже не будет никаких вопросов у ГИБДД. Дело же даже не только в штрафах, которые может «накатать» новый собственник. Просто представьте: вы доверяете автомобиль, кто-то им управляет, а вы несёте ответственность за то, что он им управляет. Это неправильно. И не забывайте: договор купли-продажи – хранить у себя, акт приема-передачи – тоже, пока не убедитесь, что машина переоформлена.
И все-таки, если штраф пришел ошибочно, можно ли его обжаловать? Да, причем сделать это довольно просто. Достаточно нажать специальную кнопку на сайте госуслуг.
– Бывают такие ошибки, как, например, перепутанные буквы, в этом случае все решается очень быстро, мы даже не опрашиваем водителя, потому что очевидно, что здесь сработала сама система не в пользу человека. Главное – обратиться, мы никого не мучаем.
А вот если пытаться обмануть прибор умышленно, это может привести к весьма печальным последствиям.
В конце нашей беседы мы, кажется, узнали самый надежный способ никогда не попасть в поле зрения приборов фотовидеофиксации – он очень прост: нужно всего лишь относиться с уважением к участникам движения и соблюдать правила.
– Я бы пожелал водителям в первую очередь взаимоуважения. Без этого никуда, когда друг другу люди уступают, когда уважают пешеходов – это очень хорошая практика. Если все будут ее придерживаться, всё будет хорошо, – резюмировал Игорь Никулин.
Видео: 36ON
Фото: личный архив Игоря Никулина
Автор: Анна Филатова