Напомним, что первая «выделенка» заработала в Воронеже осенью 2020 года – тогда она появилась на Северном мосту и улице Остужева. В конце июня прошлого года специальную разметку нанесли на ВоГРЭСовском и Чернавском мостах. Примерно через месяц после этого новые правила были введены на улице Плехановской и Московском проспекте. Автомобилисты оказались недовольны нововведениями, пассажиры общественного транспорта, напротив, оценили эффект от выделенных полос – передвигаться по городу стало куда комфортнее.
Несмотря на требования закона, некоторые водители предпочли не соблюдать правила. Таких горожан стали штрафовать сотрудники Госавтоинспекции, но о массовом привлечении автомобилистов к ответственности речь не шла. Исправить ситуацию могла лишь автоматизированная система контроля, предполагающая, в том числе, установку камер видеонаблюдения.
Если с покупкой и монтажом устройств проблем никаких не было, то с работой системы видеофиксации нарушений возникли трудности. Чиновники не раз отмечали, что для ее полноценного функционирования необходимо создать базу автомобилей, которым разрешено использовать выделенные полосы, – это маршрутки, школьные автобусы, спецтехника, такси и так далее. После этого «система заработает», говорили представители власти.
Соответствующий список планировалось передать в Центр фотофиксации ГИБДД для того, чтобы водителей разрешенного на «выделенках» транспорта не штрафовали. Именно с проблемами, возникшими при создании соответствующего реестра, и связано затягивание сроков, при этом «на неопределенный срок», считает источник 36on.ru.
Он объясняет, что, по сути, необходимо не только подготовить списки, но и ежедневно обновлять их, а делать это в ручном режиме проблематично. По мнению эксперта, с этой задачей могла бы справиться специальная компьютерная программа – для постоянной актуализации сведений и их передачи в полицию по защищенным каналам связи, чтобы к персональным данным воронежцев у посторонних доступа не было. Пока же в Воронеже такой системы нет. Разработка подобного сервиса может занять не один день и даже месяц.
– Для автоматизированной работы комплексов требуется электронный ежедневно обновляемый реестр транспорта, который имеет право без штрафа ездить по выделенной полосе. Судя по опыту других городов, указанный реестр должен быть сформирован на основании нормативного акта органов региональной власти, и также должен существовать регламент, предписывающий порядок включения и исключения транспорта из реестра. Также сама база, по идее, должна быть защищена спецсредствами, иметь правовой и аттестованный статус, позволяющий интеграцию с ГИС СПО «Паутина» (сервер, сеть, статус ГИС, аттестация под КС-2, постановка на учет в ФСТЭК), – пояснил источник.
По его мнению, автоматические штрафы за проезд по выделенной полосе в Воронеже введут нескоро:
– Мой прогноз: до конца года все формальные стороны решены не будут. При этом подвешенным остается вопрос: зачем потратили десятки миллионов на новые комплексы фотофиксации выделенной полосы?
В пресс-службе мэрии не стали отрицать, что проблемы с обеспечением нормальной работы системы действительно есть. Но они сейчас активно решаются, заверили в администрации. Вместе с тем, когда именно автомобилистов начнут массово штрафовать за проезд по «выделенкам», пока не известно.