Корреспонденты портала 36on.ru решили провести небольшой эксперимент и на собственном опыте попытались оценить преимущества «выделенок». А чтобы измерить «общую температуру» по городу, пообщались с другими пассажирами автобусов, водителями общественного транспорта и владельцами личных авто, которым, по идее, жить после нововведений как раз стало сложнее.
Новую дорожную разметку нарисовали по всему Московскому проспекту и дальше по Плехановской около месяца назад, что по идее должно было примирить владельцев авто с грядущей участью. Но после официального запуска «выделенок» и появления соответствующих знаков, побороть желание повернуть в полупустой крайний ряд пока получается не у всех. Первым днем официального запуска отдельных полос для маршруток, автобусов и троллейбусов стала суббота, 31 июля. И если в выходные ситуация на дорогах областного центра относительно спокойная, то рабочая неделя у большинства горожан начинается с «часа пик». В понедельник с утра на дороге неразбериха, многие автомобилисты привычно едут по полосе для общественного транспорта.
Почти аналогичная ситуация повторяется и вечером. Правда тут колеблющихся между «быстро добраться до дома» и «ехать по правилам» больше. Пробка в сторону Северного микрорайона начинается в районе Заставы, что для лета непривычно. Автобусы действительно едут по довольно разгруженной крайней правой полосе, а вот для автомобилистов оставшихся рядов явно не хватает.
– У меня дорога на работу теперь занимает минут на 15 больше, чем раньше, – жалуется воронежец Александр. – И это пока детей не надо в школу отвозить. С сентября нам с семьей что, в 6 утра выезжать придется? Так что мне такие нововведения не по душе. Что так в пробках стояли, что так будем, только еще дольше. И ладно, если бы автобусы действительно только по одной полосе ехали, так они все равно обгоняют друг друга и перестраиваются из ряда в ряд. В итоге на дороге настоящий дурдом!
Очень многие автомобилисты посчитали такую привилегию для общественного транспорта несправедливой. Поэтому в первую рабочую неделю на дорогах Воронежа становится привычной картиной сложные маневрирования владельцев авто между автобусами и маршрутками, а потом парализующее всех вокруг возвращение в свой ряд, в надежде, видимо, избежать штрафов.
– Выделенные полосы для нас скорее все-таки благо, – говорит водитель автобуса №5 Александр. – Меньше перестраиваний из ряда в ряд, по идее – меньше нервов и меньше аварий. Главное всем к этому привыкнуть. Вон, смотри, еще один лезет вперед паровоза – кивает водитель на нарушителя за окном – сейчас чуть дернется и дальше пешком все пойдете. Я автомобилистам воронежским не завидую. Стояли, и будут стоять. У самого сил никаких нет еще и свои выходные проводить за рулем в заторах. Кстати, – добавляет Александр, – про благо – это чисто мое мнение. Лично знаю несколько недовольных: говорят, работа стала более монотонной из-за «выделенок» и какой-то еще более механической. В одной полосе особенно не погоняешь, – смеется опытный водитель над более молодыми коллегами.
Передвигаться на автобусе стало приятней. Постоять приходится перед светофорами разве что. Тут в ряду кроме общественного транспорта прибавляется сердитых автомобилистов – перестраиваться для поворота в крайние ряды – то есть на «выделенку» – им разрешено.
Ближе к середине недели автомобилисты вроде бы немного привыкают к нововведениям. Зайдя в автобус около «Гостиницы «Брно» в шесть вечера до остановки «универсам «Северный» удаётся доехать за 25 минут. В автобусе №90 полупустой салон и при движении хоть какое-то подобие ветра. В жару воронежский общественный транспорт (увы, даже новые автобусы) напоминает пыточные. Судя по надписям на стеклах, это тот самый автобус с кондиционером. Окна нараспашку, полезные технологии в воронежской действительности не работают.
На следующий день повторяем эксперимент уже на юркой «105-ой». Рекорд: 13 минут и можно садиться ужинать после рабочего дня. Вспоминая осенне-зимние пробки, в которых стабильно проводишь около часа, по телу пробегает неприятный холодок.
Начало одиннадцатого. Автобус №5А. Желающих уехать из центра много – сесть некуда, внутрь салона приходится протискиваться. Едем с улицы Кирова в сторону Северного. Около остановки «Гостиница «Брно» водитель кажется засыпает. Стоит около 7-10 минут (!). Ситуация повторяется около «Детского мира»: сначала официальная остановка с посадкой-высадкой пассажиров, а потом «привычная» – пару-тройку светофоров перед перекрестком Плехановская-Кольцовская. Тут водителям автобусов словно медом намазано. Только после Политеха дело идет шустрее. Итог: 40 минут. По абсолютно пустым дорогам можно было бы и побыстрее, знаете ли.
– О подобных случаях следует сообщать в ЕОГПП, они организуют мониторинг. Вообще перевозчики могут быть оштрафованы за несоблюдение сводного расписания, – пояснили нам в мэрии.
Кстати, на такси дорога от цирка до памятника Славы в такое время заняла бы 5-7 минут максимум.
– Работать в «часы пик» проще стало, – рассказывает водитель такси Сергей. – Раньше старался заказы из центра в Северный или там, на Шишкова, вообще не брать. На этом не заработаешь, а только нервы попортишь. Сейчас – проще. Нужно конечно скидку делать на то, что пока лето, ситуация на дорогах намного лучше. Посмотрим что к концу месяца будет, когда понаедут абитуриенты-студенты на своих тачках.
Власти к жалобам автомобилистов скорее остаются равнодушны. «Выделенки» – это еще один стимул для горожан пересесть из личных авто в общественный транспорт. Иначе справиться с трафиком на дорогах не выйдет.
– По предварительному анализу в первые дни после введения выделенных полос на улице Плехановской и Московском проспекте время в пути на общественном транспорте в часы пик из центра города до Северного жилого микрорайона сократилось в два раза: с 55-65 до 25-30 минут, – рассказали нам в пресс-службе мэрии. – Увеличивается она и на всех остальных участках, где организованы выделенные полосы. На улице Остужева и Северном мосту, где выделенные полосы появились в прошлом году, по подсчётам специалистов, средняя скорость прохождения указанного участка городским пассажирским транспортом в пиковое время выросла на 10-15 км/ч.
Во всех крупных городах, в первую очередь, повышается привлекательность общественного транспорта, в том числе, за счет организации выделенных полос на магистральных улицах. Это позволяет упорядочить движение общественного транспорта и значительно увеличить провозную способность этих участков, поскольку позволяет провозить гораздо больше людей за тот же период времени (один автобус занимает столько же места, сколько два автомобиля, но везет не 1-2 человек, а от 50 до 100 в зависимости от его вместимости). Более того, автобусы работают целый день и постоянно перевозят пассажиров, тогда как абсолютное большинство личных автомобилей едут только утром до работы и вечером – обратно, а в течение дня автомобиль, как правило, стоит на проезжей части. Стоит учитывать, что большинство воронежцев ежедневно пользуются именно общественным транспортом, а не личным автомобилем – поездки на городских автобусах каждый день совершают около 70% горожан.
Поинтересовались у общественников, что они думают об отдельных полосах:
Слышал массу возмущений о том, что на автомобиле теперь стало ехать дольше. Но автомобилям преимуществ никто не обещал. Суть «выделенок», что у людей появляется выбор: дольше, но с комфортом в автомобиле или быстрее, но с меньшим комфортом в автобусе. Раньше такого выбора не было, в пробке стояли и те, и другие. Стоять в пробке удобнее в авто, поэтому ОТ ежегодно терял пассажиров, авто становилось больше и это только усугубляло трафик. Теперь у нас есть шанс эту тенденцию сломать. Но получится или нет – узнаем через пару месяцев. И ещё добавлю: в идеале «выделенка» должна быть не в правой полосе, а по осевой, там где раньше ходил трамвай. Надеемся, что со временем получится обустроить ее именно там.
Штраф за проезд по выделенной полосе для автомобилистов составляет 1500 рублей. Водителей автобусов власти в свою очередь обещают штрафовать за выезд на другие полосы.