Если обычный — даже самый суровый — россиянин плохими дорогами возмущается, то джипер — наслаждается их полным отсутствием. Обычный — ругается на коммунальщиков, не убирающих снег, джипер — ищет места, где снега этого по самые … ребра, ну, или двери машины — кому как больше нравится. А еще джипер очень любит грязь! И чем больше, тем лучше. Ее должно быть много, очень много, она должна быть черной, вязкой, глубокой и как можно более грязной. В грязи к концу поездки должна быть не только машина — причем, как внутри, так и снаружи — но и сам джипер. Если джипер вернулся домой чистым, это вызовет кучу вопросов, а то еще и, чего доброго, подозрений.
Наличие дороги для джипера — фактор малозначимый. Выезжая покорять просторы великой Родины, он просто выбирает направление и далее действует по обстановке.
50 км/день
В апреле в Центральной России условия для джиппинга идеальные. Особенно с учетом того, каким в этом году в Воронежской области было начало весны — все помнят то небывалое количество снега, которое выпало в середине марта. Любители внедорожного туризма из клуба 2DA 7 апреля решили предпринять попытку проехать, как они сами это называют, «по грунтам» 80 километров от Рыкани в Новоусманском районе до Боброва. Забегая вперед, можно сказать, что маршрут в итоге пришлось сократить — разлившийся Икорец рядом с селом Юдановка полностью скрыл мост, а искать его в темноте под водой, рискуя не только машинами, но и, возможно, жизнью, не решились даже бесстрашные джиперы.
Стартовав около 10 часов утра, потратив немного время на дружеские приветствия и стравливание колес, колонна выехала наконец на бездорожье. Шесть автомобилей — от видавшего виды ГАЗ-69 до новенького «Патриота» на огромных колесах — принялись штурмовать бескрайние поля.
— Клуб, как таковой, появился около года назад, — рассказывает один из его основателей Филипп Тюнин, — Мы хотели поездить по области, посмотреть природу, новые места, пройти новые препятствия и решили создать небольшой свой клуб, в котором было бы направление внедорожного туризма. Ездим не только вблизи Воронежа, но и дальше по области, ездили в Грузию, кто-то из наших ребят ездил на Кольский полуостров. В этом году, возможно будет перевал Дятлова, что-то еще. Есть мероприятия одного дня, мы прокладываем маршрут и по нему едем 100-120 километров, есть маршруты на 2-3-4 дня.
Путь по бездорожью от Рыкани до Юдановки в этот раз занял целый день. Машины застревали в снегу, вязли в грязи. При форсировании брода едва не утонула «Нива». Ее достали УАЗом, высушили, и она продолжила путь. В город джиперы вернулись поздно ночью, такими, какими и должны быть водители внедорожников — грязными, усталыми, но абсолютно довольными собой и тем, как они провели день.
Из суеты городов
У каждого из тех, кто увлекся внедорожным туризмом, причины для этого были свои. Кто-то хотел испытать самого себя в нелегких условиях бездорожья, кому-то, возможно, не хватало в жизни экстрима, кто-то просто любит находиться как можно дальше от города.
— Моё увлечение бездорожьем неразрывно связано со стремлением попасть в места, куда не так-то просто добраться, посмотреть красивые виды, уединиться на природе. Раньше это удавалось сделать на своих двоих или на велосипеде, но с появлением семьи пришлось всерьёз задуматься о больших финансовых вливаниях в собственный автомобиль, чтобы мы все вместе могли с комфортом добраться туда, куда нам захочется, — рассказывает Евгений Сухочев, джипер, а в обычной жизни, онкологический хирург, — В нашей области полно подобных мест. Не обязательно ехать за тысячи километров в малознакомые страны, чтобы посмотреть то, что видели уже тысячу раз с самого детства на картинках или по телевизору. Порой, рассказывая о потаенных уголках области, чувствуешь себя первопроходцем: не все знают иногда о бревенчатом мостике через реку Усманка, о фактически единственной в области древней деревянной церкви под Новой Усманью, о том, как алеет солнце над меловыми горами в августовском рассвете.
В том числе и поэтому они покупают машины, которые могут ехать там, где нет дорог. Вкладывают в них немалые деньги. И уезжают. Туда, где нет надоевшей городской суеты, шума, а есть только четко поставленные задачи — задачи проехать, вытащить товарища, по возможности при этом, сохранив машину, хотя бы в относительной целости. Для новых и новых поездок.
Вне дороги все равны
В составе клуба нет разделения по социальному статусу и уровню дохода. И машины в клубе самые разные — по стоимости, возрасту и подготовленности. Есть, конечно, минимальные требования к автомобилю, без которых он просто остановится на первом же препятствии и дальше не пойдет, что создаст определенные трудности для остальных участников поездки, поскольку раненых джиперы не бросают.
— Состав клуба сформировался, но примыкают новые люди, которым также хочется немного расширить свой кругозор, сначала с опаской, но потом они понимают, что, если у тебя есть внедорожник, ты может отдыхать по-другому, — отмечает Филипп, — Иногда, конечно, для подготовленных автомобилей препятствия не так сложны, как для стоковых машин, но все равно мы их протаскиваем, они все равно едут с нами в колонне. Просто перед выездом мы оговариваем минимальные требования по машине, чтобы не было такого, что человек за нами не успевает. Конечно, мы не бросим его и будем его за собой тащить, но это, возможно, его машину выведет из строя, задержит колонну, создаст некоторые возможные неудобства, человек должен рассчитывать на то, пройдет ли его машина эту трассу.
Безусловно существует некая градация сложности маршрутов, но, как объясняют сами джиперы, если водитель не боится повредить или поцарапать машину, в принципе, непреодолимых препятствий нет. Даже если автомобиль не может пройти где-то самостоятельно, ему помогут другие. Вплоть до того, что машину без шноркеля — вынесенного вверх воздухозаборника, необходимого для форсирования бродов — протащат с заглушенным двигателем на тросе через глубокую воду внедорожники, у которых это устройство есть.
Вопрос скорее в другом — готов ли владелец этой машины, к тому, что у него в салоне может быть воды по самые сиденья, может прийти в негодность музыкальное оборудование, случаться какие-то еще неприятности?
Дорога — не самоцель
Наблюдать за этими мужчинами крайне увлекательно. Со стороны кажется, что самое интересное для них — это как раз вытаскивать из грязи — снега, глубокой лужи — свои мощные автомобили. Что главное удовольствие — загнать внедорожник в самую непроходимую грязь, чтобы потом общими усилиями его оттуда достать. Некая первобытная мужская тяга к преодолению трудностей, возможность, которой сейчас в обычной городской жизни многие из них лишены.
— Будничная суета разлагает человека. Вся его суть - это открывание нового, покорение трудностей. Благодаря этому мы стали такими, какие есть. Внедорожник является неким инструментом, помогающим прикоснуться к нашей сути и вырваться из оков рабочих дней, хотя бы на несколько часов, — делится Евгений Сухочев.
Для них важна работа в команде. Оказавшись в условиях бездорожья, они понимают, что рассчитывать могут только на себя и того, кто рядом, кто подставит плечо, точнее, в данном случае, закрепит лебедку и не бросит в болоте или глубоком снегу.
— В первую поездку по бездорожью я выехал года четыре назад. У меня был старенький «Гранд Чероки», я его подготовил, как мне тогда казалось, правильно. И в первую же поездку загнал его в болото по самые сиденья… Сразу стало понятно, что эта не та машина. Продал, купил другую, которая тоже оказалась не та, но уже ближе, — рассказывает Филипп.
Сейчас у него УАЗ, подготовленный для серьезного бездорожья — жесткий довольно капризный, но, тем не менее, послушно выполняющий требования хозяина. Не исключено, что рано или поздно и его заменит другой автомобиль, но пока Филипп ласково называет его «Уазка» и почти не злится, когда из него внезапно вытекает в снег весь тосол.
Романтика, как она есть
В свои выезды джиперы практически не берут пассажиров. Если человек и едет с ними не за рулем, он такой же член команды, как и все остальные — он полезет в снег или будет исследовать глубину брода. Речи о том, чтобы поставить джиппинг на коммерческие рельсы клуб сегодня не ведет совсем.
— Люди все разные, у всех свое представление об отдыхе, которое может сильно отличаться от нашего представления. Когда мы едем, мы четко знаем, на что мы идем, чего мы ждем от этой поездки, - поясняют в клубе.
То есть, проще говоря, случайных людей здесь нет. Люди приходят и им либо нравится и они остаются, либо не нравится и они понимают, что это не для них.
А еще владельцы подготовленных внедорожников готовы прийти на выручку тому, кому это необходимо. Зимой они предлагали руководству СМП совершенно бесплатно вытаскивать увязщие в глубоком снегу автомобили скорой помощи. Но, к сожалению, инициатива так и осталась не востребованной, хотя скорые в снегу застревали и не раз. Видимо, слишком привыкли все рассуждать по принципу, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Зато неоднократно пригодилась их помощь водителям обычных легковушек, буксующих в снегу. Были и случаи, когда приходилось вытаскивать машины, вылетевшие с трассы на гололеде.
Видео: Александр Леонтьев.