«Шашечки» наголо
Городские таксисты на этой неделе на особом контроле.
Сотрудники управления ГИБДД проводят профилактическое мероприятие под условным названием «Автобус - легковое такси». Ситуация с безопасностью на пассажирском транспорте -- стабильно тяжелая.
Счетчик включен
- Каждая авария с участием такси или маршрутки сразу вызывает резонанс в обществе. Люди охотно пользуются услугами такси. А зачастую выходит, что они доверяют свою жизнь неизвестно кому, -- рассказывает Анита Проняева, инспектор по пропаганде УГИБДД. - Сегодня мы будем останавливать такси и проверять исполнение шоферами федерального законодательства, которое было изменено в этом году.
Напротив торгового центра в Северном районе стоят два экипажа ДПС. Кроме инспекторов на месте работают члены рабочей группы Торгово-промышленной палаты. Представители группы прекрасно владеют информацией. Дэпээсники то и дело подбегают к ним за советом.
«Клев» начался. Инспектор останавливает темный «жигуленок». Водитель выходит из машины с документами в руках. Девушка на переднем сиденье тоскливо смотрит в окно.
- Где «колпак» с шашечками? -- спрашивает инспектор.
- А это что? - водитель показывает на желтую табличку с пятью черными квадратами.
- Это не по ГОСТу. Колпак должен быть оранжевым, а не желтым, красным или белым. Шашечек должно быть восемь. Размер каждой -- 32 миллиметра. А где специальная разметка на боку?
Водитель растерянно хлопает глазами.
- Где путевой лист, где счетчик? Личная карточка водителя? - продолжал сыпать вопросами инспектор. У «бомбилы» ничего из перечисленного не было. «Весь набор нарушений этого водителя тянет на штраф в 5 тысяч рублей», -- резюмировал инспектор.
- Водитель явно не работает на какую-либо фирму. Соответственно, путевого листа у него быть не может. А в нем обязательно должна стоять пометка о том, что шофер перед выходом на линию осмотрен врачом. Кроме того, должна быть подпись выпускающего механика, подтверждающего, что автомобиль в исправном состоянии. И заполняется этот лист перед каждым выходом на дорогу. А мы вот сегодня остановили человека, у которого в графе «дата» написано -- «март-2011 -- март-2012». Поразительная наглость! -- говорит Андрей Петров, член рабочей группы ТПП.
Еще 10 минут -- и новый нарушитель, не поставивший в машине счетчик. «Если автомобиль движется по заранее оговоренному маршруту с фиксированной оплатой, то счетчик необязателен. Но нужно иметь какой-то прайс-лист. А у этого водителя ничего нет», -- объясняют специалисты. Еще одно нарушение -- использование радиостанции для связи с диспетчерами без специального разрешения.
У следующего таксиста не все в порядке с документами. Нет ни личной карточки водителя, ни трудового договора.
- Да кто ж все эти правила придумывает? Покажите мне шофера, который соблюдает каждый пункт! -- воскликнул раздосадованный водитель.
- Почитайте федеральный закон № 69. Там все прописано. Мы за вчерашний день остановили 10 машин, у водителей которых не было ни единого недочета, -- парировали инспекторы ДПС.
- Неужели так сложно все делать по правилам? -- спрашиваю у Петрова.
- А как это сделать, если ты, к примеру, обычный работяга с завода? Работаешь с 9.00 до 17.00. А потом вечером или ночью выезжаешь подрабатывать. Чтобы иметь путевой лист со всеми необходимыми отметками, нужно работать в фирме. А в фирмах нормированный рабочий день, определенный план. Так что у нашего абстрактного работяги один выход -- зарегистрировать себя частным предпринимателем, нанять врача, механика и ездить в сутки, сколько захочет. Зарабатывать по-честному можно. Но это хлопотно, -- ответил представитель ТПП.
Не заводится
В Воронеже около 70 таксомоторных фирм, из них лишь 10, по словам специалистов, работают по правилам.
- У большинства этих фирм диспетчеры сидят в других городах -- Омске, Ростове, Нижнем Новгороде. Как они будут проверять своего водителя? Как убедятся, что его автомобиль исправен? Им абсолютно все равно. Они хотят лишь денег. Из-за этого и получаются ситуации, как в старой шутке: «Водитель такси проснулся после удара об дерево», -- грустно улыбаются члены рабочей группы.
Останавливают еще один автомобиль. Все документы в порядке. Но бросается в глаза, что салон машины не чище свинарника. Тут инспекторы ДПС бессильны. Да и часто ли пассажиры обращаются с жалобами по такому поводу?
- Обращаться стоит, - говорит Петров. - Если вы испачкались в машине или в ней сильно пахло бензином, жалуйтесь в Роспотребнадзор. Если машина приехала слишком поздно -- в департамент промышленности и транспорта. Привлечь таксиста к ответственности несложно. Просто мало кто знает, куда и по какому поводу обращаться за помощью.
Инспектор снова поднимает жезл.
- Где путевой лист? - спрашивает.
- Я только еду за ним в фирму, - отвечает водитель.
- Тогда снимите «колпачок». Как только ставите его - вы считаетесь исполняющим обязанности.
Соседний экипаж тем временем насчитал у одного из шоферов пять нарушений. «Оформим протокол», -- улыбается инспектор.
Останавливали мы и маршрутки. У каждого из шоферов, к удивлению инспекторов, все было в порядке. Рейд заканчивался. Дэпээсники поблагодарили всех за помощь и, попрощавшись, сели в машины. Не успели мы отойти, как инспектор окликнул нас и виновато попросил: «Не заводится. Подтолкните, а?».
Другие материалы автора читайте на сайте газеты "Воронежский Курьер".