На прошлой неделе, 20 и 21 апреля, в воронежском академическом театре им. Кольцова во второй раз прошел экспериментальный проект СИТО. В этот раз молодым режиссерам из Москвы, Тюмени, Киева и Узбекистана предложили за пять дней поставить в столице Черноземья эскизы к спектаклям по сценариям известных российских режиссеров, которые так и не получили своего экранного воплощения
– И актеры, и режиссеры приходят в театр с огромным желанием работать, создавать что-то, чего раньше не существовало, менять мир. Но каждодневная работа очень быстро затягивает: бесконечные репетиции, подготовка премьер, гастроли – это все тоже здорово, но ты в какой-то момент забываешь, зачем ты вообще сюда пришел, – признается один из организаторов проекта режиссер Никита Рак. – И как в чеховской «Чайке», «становишься тем, кого ты презирал». Рутина – она убивает театр. И чтобы не застрелиться , чтобы начать вновь делать то, что ты так любишь, обновиться, в прошлом году и было придумано СИТО.
В 2016 году в работе театральной лаборатории были задействованы воронежские актеры и режиссеры, которые поставили сразу пять эскизов к спектаклям по пьесам Ивана Вырыпаева. Для показов задействовали не только сцены театра, но и прилегающие пространства: гардероб, фойе, трюм под сценой. После каждой читки зрители могли обсудить увиденное и проголосовать за понравившийся проект. Пьеса «Солнечные линии», набравшая большее количество положительных отзывов, должна была попасть в постоянный репертуар театра. Но пока этого не случилось. Права на постановку на данный момент находятся у московского «Современника».
В любом случае, СИТО («современные исследования театральных объектов») позволило буквально перевернуть привычную жизнь театра, расшевелить актеров, привлечь новых зрителей.
Повторить лабораторию было решено буквально в ночь после последнего показа. А чуть позже задумались и о том, чтобы проект расширить.
– В этот раз мы решили обратиться к теме неснятых сценариев известных режиссеров, рассказывает художественный руководитель академического театра им. Кольцова Владимир Петров.
Из тысяч работ, которые долгое время пылились на условных полках, руководство театра отобрало четыре сценария. Таким образом в программу проекта попали работы Геннадия Шпаликова «Девочка Надя, что тебе надо?», «Весна» Ренаты Литвиновой, «Мой брат умер» – неподисанный сценарий Алексея Балабанова и «Анна» Петра Луцика и Алексея Саморядова.
Ставить эскизы доверили молодым режиссёрам из Москвы, Тюмени, Киева и Узбекистана, выпускникам Центра имени Вс.Мейерхольда и школы-студии МХАТ. В качестве участников лаборатории вновь выступили актеры драматического театра. Им пришлось отойти от привычного графика работы и буквально за пять дней воплотить идеи режиссеров на сцене.
Организаторы проекта признаются, что если в прошлом году в большинстве своем был задействован молодежный состав, в этот раз обратились в том числе и к заслуженным артистам, для которых этот эксперимент стал испытанием на гибкость, открытость и умение работать с новаторскими идеями.
– Когда приезжаешь в новый театр, чувствуешь себя немножко дрессировщиком, который входит в клетку к тигру, – замечает одна из приглашенных режиссеров Елена Ненашева. – Я была взволнована тем, как же меня примут актеры. Представьте, первая же репетиция должна начинаться с того, что заслуженная артистка моет пол. Меня поразило, как быстро она включилась в работу, начала искать для себя смыслы. И тогда я поняла, что работать будет легко. Конечно, мы хотим сделать достойным показ для зрителей, но формат проекта предполагает и важность самого процесса подготовки. В этом театре все актеры очень открыты, любая твоя просьба находит отклик. Для формата лаборатории это очень важно.
Режиссерам тоже пришлось не просто. Так как материал для постановки был выбран заранее, ребятам только оставалась распределить сценарии между собой. В итоге, судьбу будущих спектаклей определил жребий. Как замечает Владимир Петров, умение работать с материалом, который тебе дают, а не который ты хочешь поставить – отдельное умение.
Первый эскиз, который увидели зрители на большой сцене, стал проект по сценарию Геннадия Шпаликова «Девочка Надя, чего тебе надо?». Он достался режиссеру Никите Бетехину из Тюмени.
– Когда нам предложили оторваться от работы над дипломными спектаклями и приехать в Воронеж, чтобы поучаствовать в такой лаборатории, были сомнения, – признается режиссер. – Но сейчас я понимаю, что это большой опыт. Я сплю по 4 часа, но каждое утро мне хочется идти в театр на репетиции. Каждое утро мы обсуждаем на кухне сценарии, как решить ту или иную сцену.
В основе работы сюжет об идейной «девочке» Наде – жене, матери и без пяти минут депутату, которая живет в безыдейной стране.
– В своей работе мне важно было услышать 74-ой год. Я пересмотрел фильмы режиссера, чтобы услышать эту интонацию. По сути, любой спектакль можно поставить в формате классики или же в формате иммерсивного (создающего эффект присутствия) театра, но на мой взгляд нужно отталкиваться в первую очередь от сюжета. Постановка должна быть о чем-то и для чего-то.
Язык кинематографа и язык театра сильно различаются. Порой показать все так, как задумывалось, не получается. Приходится искать новые решения, идти на компромисс, включать фантазию. Кто-то из режиссеров предпочитает оставаться в рамках «классического театра», кто-то экспериментирует со сменой площадок, кто-то – с техникой исполнения. В итоге работы получились настолько разные, что сравнивать их просто невозможно.
Показ «Весны» Ренаты Литвиновой и Глеба Алейникова, которую ставит киевский 25-летний режиссер Иван Комаров, назначен на 23.30. Зрителей приглашают в репетиционный зал на 4 этаже, где до этого никогда не было показов.
«История о подростке, который столкнулся с лживым миром взрослых» превращается в полтора часа сумасшедшего сюрреализма и психоделики. Понять сюжет удается с трудом, но оторваться от того, что происходит на сцене – невозможно. Хоррор с элементами драмы и налетом комизма – задать нужную атмосферу, которая буквально припечатывает к стенке и не дает отдышаться до самого конца – это очень сложно, но молодому режиссеру удается в хорошем смысле шокировать воронежцев.
Тимур Шарафутдинов – режиссер из Узбекистана преподнес на суд воронежской публике эскиз спектакля по сценарию Петра Луцика и Алексея Саморядова (прим. ред. – по их работам в разные годы были сняты фильмы «Окраины», «Лимита») «Анна». Эта история девушке, в один момент потерявшей все: любимого мужа, славу, богатство. За полтора часа показа, ей предстоит обрести новый смысл жить.
– Если мы говорим об иммерсивном театре как о пространственном решение, то это скорее моя история, – считает Тимур Шарафутдинов. – Мой сценарий – это мелодрама из 90-х годов. Сначала я думал о том, чтобы выбросить текст и вообще сделать свою ассоциацию на него, но потом решил, что это не честно: нужно услышать автора, попробовать понять и раскрыть именно его текст. Мне показалось интересным рассказать эту историю в каком-то необычном пространстве, посмотреть, как она будет звучать там. Поэтому для показа мы выбрали трюм под сценой.
А что из этого выйдет – решать зрителям. На выходе после каждой читки стоят два цилиндра: черный и белый, который и определяют, насколько увиденное пришлось по нраву.
Последний, недописанный сценарий Алексея Балабанова, автора культовых фильмов «Брат-1,2», «Жмурки» и «Груз 200» , «Мой брат умер», достался единственной девушке в команде приглашенных режиссеров Елене Ненашевой.
– У Балабанова все фильмы очень разные. Я бы сказала, что наш эскиз – это притча с элементами экшена. Это, действительно, очень глубокий текст, в котором много мостов. В процессе работы для каждого героя мы придумали философский архетип. Современный театр идет к междисциплинарности, и говорить о чистых жанрах уже странно. В нашем эскизе есть пластические решения, есть работа с медиа, с проекцией.
Так же, как и в прошлом году, зрители получили возможность обсудить каждую из увиденных работ и проголосовать за понравившуюся. Организаторы лаборатории не исключают, что эскиз, набравший большее количество зрительских голосов, очень скоро может появиться в репертуаре театра. Но здесь уже многое зависит и от самих режиссеров, которые после проекта отправились в Москву, доделывать свои дипломные проекты.
– Это так здорово, когда все ходят по театру и разговаривают не о какой-то фигне, а обсуждают сценарии, живут искусством, горят. Один из наших актеров, сначала отказавшись работать в таком напряженном графике, после разговора с молодым режиссером кардинально меняет свое мнение. Звонит в полнейшем восторге: «Это такой талантливый парень! Я буду с ним работать и постараюсь помочь!»
После того, как ребята уедут, я верю, что театр с этой новой энергией продолжит репетировать и создавать новые спектакли, – надеется Никита Рак.
И мы надеемся, что этот импульс, действительно, подарит нашему театру драмы новые смыслы и новые формы, а нам, чтобы это прочувствовать не придется в следующий раз лезть на чердак или сидеть на корточках в гардеробе.
СИТО - оно ведь сито не только для творческой группы, но и для зрителя.