Не так давно, лет 20-25 назад отдых за рубежом могли позволить себе далеко немногие. А лет 30-35 назад выезд за территорию России был разрешен только избранным. Сейчас 21 век, давно рухнул «Железный занавес», давно канули в века те времена, когда Европа была только несбыточной мечтой для среднестатистического россиянина. По данным статистики несколько миллионов российских туристов ежегодно пересекают границу РФ, чтобы воочию лицезреть чудеса и красоты заграничных государств.
Отдых на берегу Средиземного или Красного моря сейчас стал доступнее и предпочтительнее местной речки или озера. В зависимости от количества денег, времени и желания вы можете посетить такие места, где не ходила нога человека или рождалась сама история.
Туризм - высокорентабельная и быстроразвивающаяся отрасль. Теперь представьте себе, какие доходы имеют туроператоры, организовывающие туры в разные уголки нашего необъятного мира. Да, многие туроператоры берут деньги не просто так, а за организованную профессиональную работу. Но, тем не менее, как и в любом бизнесе бывают форс-мажоры и непрофессионализм или преступная халатность работников туризма. Как и в любом бизнесе за эти ошибки надо платить. Ведь человек, желающий отдохнуть, за свои деньги хочет получить качественный продукт, без всяких там внезапных задержек рейсов, замен забронированного отеля, без хамства со стороны гидов, без отравлений и разборок за свои права с работниками отеля. Конечно, всего предугадать невозможно, у каждого туриста свое субъективное мнение об отдыхе и о качестве обслуживания. Бывали ситуации, когда многие туристы, выезжая за рубеж, вели себя не вполне адекватно и могли позволить себе хамство, нецензурные выражения в адрес все тех, кто пытается организовать им отдых.
Все это разовые ситуации. Но, к сожалению, в настоящее время, особенно в таких странах как Турция, Египет стали грубо нарушаться права туристов, в частности относительно забронированного отеля. Сколько бывало случаев, приезжают туристы с намерением отдохнуть в одном отеле, с подтверждающими бронь документами, а его вынуждают либо на все время отдыха переехать в другой отель, худшего качества, либо провести там несколько ночей.
Хочу обратиться ко всем туристам и турагентствам - в России создан прецедент!
Высший арбитражный суд впервые вынес решение, по которому туроператор должен будет заплатить агентству или туристу компенсацию за размещение туристов в другом отеле.
Президиум Высшего арбитражного суда 27 мая постановил оставить в силе решение Арбитражного суда Москвы от 20 марта по иску туристического агентства "Экспресс-тур" к туроператору "Отдыхай". В октябре 2004 года турагентство продало туристам путевки в Прагу, но их поселили не в указанном отеле в Праге, а в пригороде. Отдыхающие через суд взыскали с "Экспресс-тура" более 71 тыс. руб. компенсации, и турагентство подало иск к "Отдыхай" о взыскании 71 тыс. 114 руб. в связи с ненадлежащим исполнением договора купли-продажи туристского продукта от 01.01.2004, говорится в материалах суда. Арбитражный суд рассмотрел дело в пользу агентства, но Девятый арбитражный апелляционный суд и Федеральный арбитражный суд Московского округа отменили это решение. Высший арбитраж встал на сторону агентства.
Ранее турагентства старались не обострять отношения с туроператорами и не обращались в суд. Вышеуказанный прецедент должен повысить качество услуг и защитить всех выезжающих на отдых от произвола со стороны туроператоров. Это реальная возможность привлечь оператора к ответственности за допущенные им нарушения.
Хотелось бы дополнить, что турист может напрямую обращаться в суд о взыскании к туроператору, минуя турагентства, вед турагентства, по своей сути только посредники в реализации тур продукта, сформированного и исполняемого туроператорами. Основанием для компенсаций является неисполнение турфирмой своих обязанностей по перевозке и размещению туристов. Финансовые выплаты также должны осуществляться, если турист в ходе путешествия обнаружит "существенные недостатки" в предлагаемых ему услугах, в том числе недостаточное обеспечение своей безопасности.