26 и 27 мая московский театр документальной пьесы Театр.doc привезёт в Воронеж два своих спектакля. Интерактивный сторителлинг (искусство увлекательно рассказывать истории) «Гоголь. Домашнее» задание» пройдёт в двух частях по повестям Гоголя «Вий» и «Тарас Бульба» в книжном клубе «Петровский». Представления интересны тем, что выросли из проекта театрализованных уроков литературы в школе — совместной программы театра и двух департаментов Москвы (культуры и образования) «Шедевры классики для школьников». Портал 36on.ru расспросил режиссёра и актёра Алексея Богачука, почему Гоголя легко рассказывать, почему родителям такие проекты интереснее, чем детские спектакли в ТЮЗах, и почему за ними будущее.
Если помните, к нам уже
приезжали московские артисты. В рамках детского проекта «Большая перемена» воронежцам рассказали про модный сегодня театральный жанр сторителлинг (искусство увлекательно рассказывать истории) и показали два спектакля. Главная особенность таких спектаклей — участие зрителей. Рассказчик завлекает зрителей в действии, приглашает их поговорить или даже сыграть. Воронежцы, кстати, смогут попробовать себя в роли одного из гоголевских персонажей. Но обо всём — по порядку.
Алексей Богачук
— Алексей, как появились театрализованные уроки в школе?
— Идея принадлежит Елене Греминой, директору Театра.doc. Мы договорились с департаментом образования и департаментом культуры Москвы о том, что хотим ходить по школам и делать русскую классику и её героев более близкими и понятными современным школьникам. Театральные уроки мы проводили в самых разных школах: это были и средние школы, и лицеи, и даже школы для мигрантов. Проект успешно продолжается.
Конкретно «Гоголь. Домашнее задание» играется на площадке Театра doc, в школе мы показывали его лишь однажды. Мы проводили специальные занятия для детей и параллельно проходили мастер-класс у датского режиссёра Яспера Андерсона (автора спектакля «Беовульф», показанного в Воронеже в рамках «Большой перемены», — прим. 36on.ru). Он приезжал в Москву, и мы проходили у него стажировку: учились делать спектакли-перессказы.
С «Тарасом Бульбой» мы участвуем на всех московских опен-эйрах. Мы выходим в большую толпу и рассказываем легенду о Тарасе Бульбе. Так было, например, на фестивале «Лучший город земли».
— Как создаются театральные уроки для школьников?
— Мы созваниваемся с учителями, спрашиваем, что они сейчас проходят по программе. Репетируем день-другой и идём в школу. Там мы либо показываем мини-спектакль, либо вместе с детьми разбираем материал. Школьники тоже готовятся, накануне читают материал.
Уроки идут на «ура». Дети просто счастливы. В конце они спрашивают, когда мы придём снова. Представьте: урок литературы с настоящими артистами! Им это очень интересно.
Кадр из спектакля по произведению Гоголя «Вий»
— Почему именно этот материал вы выбрали для спектаклей?
— Я всегда любил сборник «Миргород». Он меня притягивал.
— У Гоголя, в том же «Тарасе Бульбе», есть достаточно жестокие сцены насилия, когда, скажем, Тарас Бульба с казаками идёт крушить польские деревни. Как вы их перессказали?
— Каждый спектакль идёт по часу. А «Тараса Бульбу» только вслух читать часов 11–12, конечно, мы много опустили. Но самые главные поворотные точки, сюжетный каркас, и в «Тарасе Бульбе», и в «Вие», мы оставили.
Оба спектакля цензурованы — возрастное ограничение +7. Все сцены насилия, какой-то расовой дискриминации мы убрали — мы даём жёсткие моменты на уровне сказки.
— Вы из Гоголя сделали сказку?
— Я считаю, что «Вий» — это сказка, а «Тарас Бульба» — это то, что было очень давно и больше похоже на легенду. Так что, да, материал позволяет рассказывать эти истории как сказку, но скорее это всё же легенды. Мы рассказываем легенды.
Спектакль «Тарас Бульба» на фестивале в Москве
— Гоголя сложно рассказывать?
— Очень легко. Он очень податливый. У него всегда яркий сюжет, герои, обстоятельства.
— Сторителлинг предполагает активное вовлечение зрителя. Как это решено у вас?
— Публика всё время занята. Всех зрителей в зале мы назначаем казаками. По нашей просьбе они делают какие-то движения, жестикулируют, шепчут. А одного из них мы приглашаем сыграть персонажа от начала и до конца спектакля. Желающие всегда находятся.
— Как это происходит? Вы даёте зрителю листы, по которым они читает текст?
— Нет, они говорят текст через нас. Артист шепчет зрителю-актёру текст на ухо и тот повторяет. Если участвуют сразу два зрителя, то позади каждого становится актёр и нашёптывает текст. Это всегда вызывает смех в зрительном зале. В Воронеже мы тоже будем приглашать кого-нибудь из зрительного зала. Готовьтесь!
Спектакль «Тарас Бульба» на фестивале в Москве
— То, что вы делаете, спектакли-пересказы, на ваш взгляд, это искусство или утилитарные, образовательные вещи?
— Очень хороший вопрос. Я регулярно слышу от родителей: «Ходим на детские спектакли в ТЮЗ, и очень скучно: сидишь и спишь». Я могу ответить словами зрителей, которые подходят ко мне после спектакля. Они говорят: «Как здорово вы делаете! После вашего спектакля хочется открыть книжку и прочитать», и «Давно так не радовались в театре, не отдыхали всей душой: и поплакали, и посмеялись». Поэтому я считаю, что это искусство, которое не только образовывает, но и делает театр более интересным.
— За такими проектами есть будущее? Можно предположить, что, через 10 или 20 лет такие театрализованные уроки в школах станут, если не частью учебной программы, то постоянным факультативом?
— Думаю, да, это возможно, но мне кажется, что это будет не через 10 лет, а уже сейчас происходит. В каждой школе есть театральный кружок. Другое дело, что масштабных проектов, вроде того, что делаем мы, не было. Театр.doc первопроходец в этом деле. И мы будем продолжать.
— Что нужно, чтобы такие проекты появились в регионах, в том же Воронеже?
— Нужно чтобы какой-то из профессиональных театров обратился с таким проектом в местный департамент образования или культуры. Было бы желание…
Фото предоставлены Алексеем Богачуком