Ямное и Новоживотинное под Воронежем останутся без света 17 апреля

Власти опровергли слухи о закрытии единственного медцентра в воронежском поселке

День очень активный, помните, сегодня вам нужно все или ничего. И это «все» обязательно получите.

Повышенный скоростной режим вернули на участок М-4 «Дон» под Воронежем

До рекордных 720 минут выросла безголевая серия воронежского «Факел» в РПЛ

Воронежская прокуратура нашла более 2000 нарушений при расселении ветхого жилья за 2 года

Воронежцам назвали текущую стоимость популярных пасхальных продуктов

Сезонные маршруты в Воронежской области возобновят работу с 19 апреля

Особое внимание сегодня стоит уделить финансовому сектору своей жизни. А если задумались о кредите, то будьте внимательны вдвойне

В Воронежской области на рабочей неделе потеплеет до +24 градусов

Гороскоп на 14 апреля: эмоциональные качели и тяга на подвиги

Сегодня можете без сомнений положиться на свою интуицию. Она знает, куда вас направить

В Воронеже исчезнут выделенные полосы для общественного транспорта справа

Если вчера помощи от окружающих ждать не стоило, то уже сегодня вы будете окружены вниманием. Главное, не забывать дарить его самому

Спасатели эвакуировали из загоревшейся многоэтажки в Воронеже 20 человек

Воронежская область 15 часов оставалась в зоне опасности атаки БПЛА

День весьма противоречивый, какие-то легкие задачи совсем не будут получаться, а вот нечто грандиозное вполне может реализоваться

Альтернативные площадки планируют искать в городе для создание сквера воронежского рока

Движение самокатов ограничат на Петровской набережной в Воронеже

Увы, но сегодня такие прекрасные устремления как «великодушие» и «служение на благо людей» уйдут на второй план. Над всем возьмет верх эгоизм 
 

Мороз до -5 градусов придет в Воронежскую области на рабочей неделе

Политтехнолог Роман Жогов в суде: «Это не обман, а роковое недоразумение»

Пьяный водитель иномарки в Воронеже сбил двух подростков на питбайке

Сегодня день пройдет довольно бодро, даром, что понедельник. А еще вас ждут долгие и насыщенные разговоры

Гороскоп на 4 апреля: привычные дела будут даваться сложнее обычного

Дожди и до +16 градусов: синоптики рассказали о погоде в первые выходные апреля

Минобороны: более ста беспилотников уничтожили над российскими регионами в ночь на пятницу

В Воронеже на проспекте Труда пассажирский автобус протаранил иномарку: есть пострадавшие

Росприроднадзор потребовал с физлиц более 12,8 млн рублей за свалку под Воронежем

Преступление и наказание. В Воронеже заступились за депутата, которому грозит 7 лет колонии

Город

В Воронеже Театр doc сделает «домашнее задание» по Гоголю

some alt text
26 и 27 мая московский театр документальной пьесы Театр.doc привезёт в Воронеж два своих спектакля. Интерактивный сторителлинг (искусство увлекательно рассказывать истории) «Гоголь. Домашнее» задание» пройдёт в двух частях по повестям Гоголя «Вий» и «Тарас Бульба» в книжном клубе «Петровский». Представления интересны тем, что выросли из проекта театрализованных уроков литературы в школе — совместной программы театра и двух департаментов Москвы (культуры и образования) «Шедевры классики для школьников». Портал 36on.ru расспросил режиссёра и актёра Алексея Богачука, почему Гоголя легко рассказывать, почему родителям такие проекты интереснее, чем детские спектакли в ТЮЗах, и почему за ними будущее.
 
Если помните, к нам уже приезжали московские артисты. В рамках детского проекта «Большая перемена» воронежцам рассказали про модный сегодня театральный жанр сторителлинг (искусство увлекательно рассказывать истории) и показали два спектакля. Главная особенность таких спектаклей — участие зрителей. Рассказчик завлекает зрителей в действии, приглашает их поговорить или даже сыграть. Воронежцы, кстати, смогут попробовать себя в роли одного из гоголевских персонажей. Но обо всём — по порядку.
 

Алексей Богачук

— Алексей, как появились театрализованные уроки в школе?
 
— Идея принадлежит Елене Греминой, директору Театра.doc. Мы договорились с департаментом образования и департаментом культуры Москвы о том, что хотим ходить по школам и делать русскую классику и её героев более близкими и понятными современным школьникам. Театральные уроки мы проводили в самых разных школах: это были и средние школы, и лицеи, и даже школы для мигрантов. Проект успешно продолжается.
 
Конкретно «Гоголь. Домашнее задание» играется на площадке Театра doc, в школе мы показывали его лишь однажды. Мы проводили специальные занятия для детей и параллельно проходили мастер-класс у датского режиссёра Яспера Андерсона (автора спектакля «Беовульф», показанного в Воронеже в рамках «Большой перемены», — прим. 36on.ru). Он приезжал в Москву, и мы проходили у него стажировку: учились делать спектакли-перессказы.
 
С «Тарасом Бульбой» мы участвуем на всех московских опен-эйрах. Мы выходим в большую толпу и рассказываем легенду о Тарасе Бульбе. Так было, например, на фестивале «Лучший город земли».
 
— Как создаются театральные уроки для школьников?
 
— Мы созваниваемся с учителями, спрашиваем, что они сейчас проходят по программе. Репетируем день-другой и идём в школу. Там мы либо показываем мини-спектакль, либо вместе с детьми разбираем материал. Школьники тоже готовятся, накануне читают материал.

Уроки идут на «ура». Дети просто счастливы. В конце они спрашивают, когда мы придём снова. Представьте: урок литературы с настоящими артистами! Им это очень интересно.
 

Кадр из спектакля по произведению Гоголя «Вий»

— Почему именно этот материал вы выбрали для спектаклей?

— Я всегда любил сборник «Миргород». Он меня притягивал. 
 
— У Гоголя, в том же «Тарасе Бульбе», есть достаточно жестокие сцены насилия, когда, скажем, Тарас Бульба с казаками идёт крушить польские деревни. Как вы их перессказали?

— Каждый спектакль идёт по часу. А «Тараса Бульбу» только вслух читать часов 11–12, конечно, мы много опустили. Но самые главные поворотные точки, сюжетный каркас, и в «Тарасе Бульбе», и в «Вие», мы оставили.
 
Оба спектакля цензурованы — возрастное ограничение +7. Все сцены насилия, какой-то расовой дискриминации мы убрали — мы даём жёсткие моменты на уровне сказки.
 
— Вы из Гоголя сделали сказку?

— Я считаю, что «Вий» — это сказка, а «Тарас Бульба» — это то, что было очень давно и больше похоже на легенду. Так что, да, материал позволяет рассказывать эти истории как сказку, но скорее это всё же легенды. Мы рассказываем легенды.
 
Спектакль «Тарас Бульба» на фестивале в Москве

— Гоголя сложно рассказывать?

— Очень легко. Он очень податливый. У него всегда яркий сюжет, герои, обстоятельства.
 
— Сторителлинг предполагает активное вовлечение зрителя. Как это решено у вас?
 
— Публика всё время занята. Всех зрителей в зале мы назначаем казаками. По нашей просьбе они делают какие-то движения, жестикулируют, шепчут. А одного из них мы приглашаем сыграть персонажа от начала и до конца спектакля. Желающие всегда находятся.
 
— Как это происходит? Вы даёте зрителю листы, по которым они читает текст?

— Нет, они говорят текст через нас. Артист шепчет зрителю-актёру текст на ухо и тот повторяет. Если участвуют сразу два зрителя, то позади каждого становится актёр и нашёптывает текст. Это всегда вызывает смех в зрительном зале. В Воронеже мы тоже будем приглашать кого-нибудь из зрительного зала. Готовьтесь!
 

Спектакль «Тарас Бульба» на фестивале в Москве
 
— То, что вы делаете, спектакли-пересказы, на ваш взгляд, это искусство или утилитарные, образовательные вещи? 

— Очень хороший вопрос. Я регулярно слышу от родителей: «Ходим на детские спектакли в ТЮЗ, и очень скучно: сидишь и спишь». Я могу ответить словами зрителей, которые подходят ко мне после спектакля. Они говорят: «Как здорово вы делаете! После вашего спектакля хочется открыть книжку и прочитать», и «Давно так не радовались в театре, не отдыхали всей душой: и поплакали, и посмеялись». Поэтому я считаю, что это искусство, которое не только образовывает, но и делает театр более интересным.
 
 — За такими проектами есть будущее? Можно предположить, что, через 10 или 20 лет такие театрализованные уроки в школах станут, если не частью учебной программы, то постоянным факультативом?

— Думаю, да, это возможно, но мне кажется, что это будет не через 10 лет, а уже сейчас происходит. В каждой школе есть театральный кружок. Другое дело, что масштабных проектов, вроде того, что делаем мы, не было. Театр.doc первопроходец в этом деле. И мы будем продолжать.

— Что нужно, чтобы такие проекты появились в регионах, в том же Воронеже?

— Нужно чтобы какой-то из профессиональных театров обратился с таким проектом в местный департамент образования или культуры. Было бы желание…
 
Фото предоставлены Алексеем Богачуком