Вероятно, сегодня вам предстоит некое соперничество. В целом, день неплох, хоть и будет наполнен определенными переживаниями

Суд в Кемеровской области поместил под стражу обвиняемых в убийстве лискинцев

Из-за ОРВИ закрыли на карантин классы в двух школах Воронежа

Девять человек погибли на железных дорогах Воронежской области
 

На Вогрэсовском мосту в Воронеже увеличат количество полос для борьбы с пробками

Воронежская прокуратура проверит «креативные» предложения по борьбе с бездорожьем от главы села

Лесотехнический университет загорелся в Воронеже

Подрядчиков на два городских маршрута ищут в Воронеже

17 снарядов взорвали в Воронежской области 

Воронежцев предупредили о новой схеме мошенников с доставкой цветов и подарков

В Воронеже на проспекте Патриотов и Кольцовской сегодня отключат светофоры

День будет интересным. Во-первых, в отличии от предшествующих двух суток, наконец, обойдется без провокационных ситуаций, а во-вторых, сегодня ваша жизнь непременно изменится в каком-либо аспекте
 

Численность госслужащих сократят в Воронежской области на 10%

Мэр рассказал о сроках запуска в Воронеже электробусов и новых троллейбусов

Воронежцу попалась монета с «Ежиком в тумане»

Труп 70-летнего мужчины нашли в сгоревшем в воронежском селе доме

Сегодня определенно стоит следовать этому совету из детской книги, ведь провокаторы будут подстерегать на каждом шагу
 

Фейковые листовки с информацией о ядерных ударах распространяют в Воронеже

Перебои с телевещанием ожидаются на юге Воронежской области

В Воронеже приступили к подготовительным работам перед реконструкцией Центрального стадиона профсоюзов

Воронежский проект «Бетонные сады» получил архитектурный «Оскар»

Мэр рассказал о сроках запуска в Воронеже электробусов и новых троллейбусов

Специалисты устранили утечку на Московском проспекте в Воронеже

На атомной станции в Нововоронеже включат сирены 21 ноября

Николай Саврун может покинуть пост главного прокурора Воронежской области

Неизвестные напали с ножом на экс-тренера воронежского «Факела» Вадима Евсеева

Температурные качели ждут воронежцев на рабочей неделе

Сегодня звезды дадут шанс пересмотреть некоторые сферы своей жизни. Только вот прозрение наступит после не самых приятных событий

День перед Полнолунием будет полон неожиданностей и нестабильности. Но вот бытовые вопросы сегодня будут решаться как по щелчку
 

В Воронеже власти отказались от новогодних салютов

Интервью

Актёры из Москвы в Воронеже: «Нам уже не интересно материться со сцены»

Оба актёра играли в трёх спектаклях детского фестиваля «Большая перемена», который в эти дни идёт в Воронеже. Это спектакль «Копы в огне» (читайте о нём в материале Анастасии Сармы), «Страшная месть» по Гоголю и «Царевна-лягушка».
 
— Сначала про «Копов в огне»: как появилась идея сделать из взрослого спектакль детский? Ведь обычно происходит наоборот.
 
Алексей Розин (в спектакле «Копы в огне» играет копа Яблонски):
 
— С 1 июня действует закон о запрете ненормативной лексики в произведениях искусства. А в нашем спектакле было очень много мата. Мы его убрали. Такие вещи, как, например, наркотики, заменили на «джо-молекулу», чтобы не смущать детей. При этом взрослым всё понятно. Сам сюжет остался прежним, кардинально мы ничего не изменили.
 
— Спектакль останется «взрослым»? Или этот эксперимент ограничится рамками фестиваля «Большая перемена»?
 
Илья Барабанов (в спектакле «Джигурдаморис»):
 
— Детям до 14 лет не имеет смысла на него ходить. Мне кажется, обычным  «спектаклем для детей», он не станет.
 
 
— Понятно, это просто новый закон так на вас подействовал.
 
Илья Барабанов:
 
— На самом деле, и у нас тоже назревало. Мы стали взрослеть, и нам стало резать слух. Понятно, когда в песне есть это слово и оно зарифмовано, его трудно выкинуть. Но когда в речи, это  грязь.
 
Алексей Розин:
 
— Детям этот спектакль тоже должен быть интересен: в сюжете заложен эпос.
 
 
 
— Я смотрела интервью создателей спектакля с Минаевым. Они рассказали, что спектакль во всех городах принимают очень хорошо. Однако в Сочи была гробовая тишина.
 
Алексей Розин:
 
— Ну, Сочи вообще своеобразный город. 
 
— В Воронеже в зале было много детей. Как вам реакция зала?
 
Алексей Розин:
 
— Вчера был прекрасный приём. Нас давно не встречали таким количеством аплодисментов: хлопали после каждого трека, после каждого номера.
 
На следующий день артисты «Копов в огне» разъехались, а Барабанов и Розин остались, чтобы показать воронежцам совершенно другую постановку — спектакль мастерской сторителлинга Центра имени Вс. Мейерхольда «Страшная месть» (это вторая повесть из второй части цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя).
 
Сторителлинг — искусство увлекательно рассказывать истории. Это синтез сказительства, баек у костра, стендапа.
 
Само название состоит из английских слов story (рассказ) и tell (говорить), поэтому стиль игры предполагает повествование. Для России этот жанр новый. Первая школа сторитреллинга появилась в Екатеринбурге в 2012 году. Артисты Центра Мейерхольда обучались ему под руководством Елены Новиковой у датчанина Йеспера Андерсена.  
 
В Воронеже в рамках фестиваля «Большая перемена» проходит мастер-класс по сторителлингу (итогом будет готовый спектакль, который покажут 5 ноября в главном корпусе Академии искусств на проспекте Революции) и показывают сразу два спектакля («Страшная месть» и «Царевна Лягушка»).
 
 
Пересказ в Воронеже «Страшной мести» выглядел так.
 
Два  мужика в майках, кедах и с бородами, вышли к зрителям. Те сидели на обыкновенных офисных стульях. У Барабанова и Розина они тоже были — по одному на каждого. Вот и весь реквизит. Плюс магнитофон с музыкой, «для погружения в атмосферу».

— Уважаемые зрители, мы хотим рассказать вам историю, но сначала вы должны погрузиться в атмосферу, — сказал Илья и нажал «плэй».
Звучит «Там вдали за рекой» —  популярная советская песня о сражении отряда будённовских войск в ходе Гражданской войны. Сторителлинг тем и хорош, что позволяет вытворять (в хорошем смысле) такие штуки: сочетать текст Гоголя с советской песней.
 
 
 
 
— Ну, что? Погрузились? Тогда мы сейчас расскажем вам историю, — говорят актёры. Пересказ Гоголя напомнил мне, как я сама общаюсь с друзьями в Фейсбуке, при встрече. Вот как это было «на сцене»:
— Однажды на пороге появляется отец Катерины, хотя они не искали его, объявления не развешивали…
 
— Катерина говорит: «Я сердцем чувствую». Ну, в те времена это был железный аргумент.
 
— Поехали они по Днепру в Киев. Ну, как они ехали, в книжке прочитаете (актёры усаживаются на офисные стулья и имитируют греблю, — прим 36on.ru) .
 
— В те времена люди с нечистью встречались часто, и потому знали, как с ней себя вести.
Посмотрите на видео, как это было:
 
 
Когда спектакль закончился, я задала актёрам несколько вопросов.
 
— Почему вы выбрали именно «Страшную месть»?
Илья Барабанов:
 
— Нам просто нравится эта вещь. В сторителлинге у тебя, прежде всего, должна возникнуть потребность что-то рассказать, чем-то поделиться. Чем? У тебя должно что-то внутри созреть.
 
 
 
— В этом жанре можно пересказывать только классику или любое произведение?
 
Алексей Розин:

— А в этом жанре вообще нет произведений. Это мы пошли таким ходом, что за основу взяли литературный текст. Этот текст не самый известный. Но тут приключения, экшены, — нам понравилось.  
 
Илья Барабанов:
 
— Это не совсем пересказ. Это наше видение. Если прочитать оригинал, то там нет некоторых наших сцен, события стоят в другом хронологическом порядке. Мы пишем свою пьесу, это творческий процесс.
 
 
 
 
— Как создаётся текст для такого спектакля?
 
Илья Барабанов:
 
— Сначала мы записываем друг друга на диктофон. Пишем любую ерунду. Потом  отметаем всё лишнее. А потом создаётся художественный текст. На ходу. Он обязательно проверяется на людях. Лучше это делать на своих знакомых и друзьях. У нас была лаборатория сторителлинга, и поэтому мы проверяли свои тексты друг на друге. Потом ты понимаешь, что надо убрать, что —  сократить, что по-другому показать. И потом от выступления к выступлению текст оттачивается. Мы постоянно что-то меняем — это «живой» материал. Если пошёл кураж, мы по ходу можем импровизировать. Но основа, текст, от которого мы отталкиваемся, сохраняется.
 
— То есть вы, как и в традиционном театре, учите текст перед выходом.
 
Алексей Розин:
 
— Да, конечно. Хотя я давно в него не заглядывал. Когда открываю, обнаруживаю массу  сюрпризов. Много вещей написаны намного ровнее и интереснее, чем то, как мы показываем.
 
Илья Барабанов:
 
— Но не живее. Там более литературный слог.
 
 
 
 
— Вам в каком жанре интереснее работать? В традиционном или в таком, как сторителлинг?
 
Илья Барабанов:
 
— Нам и то, и другое интересно. В сторителлинге интересен контакт со зрителем. Здесь не может быть такого, как на сцене, когда ты в костюме, горит свет, и ты не видишь зрителей. В традиционном театре более жёсткие рамки, хотя и там мы позволяем себе различные импровизации.  Тут же очень важно общаться, видеть глаза. Да, в какие-то моменты мы начинаем включаем «четвёртую силу» по обыкновенным правилам театра. Но, вообще, мы рассказываем.
 
Алексей Розин:
 
— Да, нельзя сказать, где интереснее. Это разные инструменты взаимодействия со зрителем и разные ощущения.
 
— Я ожидала, что вы будете выдёргивать кого-то из зала и вовлекать в действие, но этого не произошло.
 
Илья Барабанов:
 
— Есть и такие сторителлиры, но мы так не делаем. Не потому что не хотим. Конкретно в этой истории мы не нашли моментов, когда можно задействовать зрителя.
 
Алексей Розин:
 
— Я недавно смотрел выступление какого-то шотландского маэстро.  Он пожилой такой, с пузом, всё время потел. Ходил, что-то рассказывал. И вдруг подходит к девушке в зале, поднимает свою футболку и надевает ей на голову. Ну, это было…  я не знаю. И такие бывают «интерактивы».
 
 
 
 
— Как вы думаете, сторителлинг «пойдёт в массы»?
                                                                                                                             
Алексей Розин:
 
— Этот жанр используется не только в театре, но и в бизнесе, который пытается искать какие-то нестандартные решения. И в этом смысле сторителлинг — модное явление.
 
— А театру это зачем понадобилось?
 
Алексей Розин:
 
— А театру тоже надо идти вперёд.
 
Илья Барабанов:
 
— Да нет, скорее, это актёрам понравилось.
 
 
 
— Возможно, больший контакт со зрителем понравился?
Алексей Розин:
 
— Ты как актёр становишься полностью независим от того, дали тебе роль или нет.
 
Илья Барабанов:
 
— Ты сам себе и драматург, и режиссёр, и актёр.
 
Алексей Розин:
 
— С другой стороны, большому академическому театру это тоже нужно. Он сейчас испытывает сложности в этом отношении.
 
Илья Барабанов:
 
— Но я не могу представить, чтобы в большом театре ты вышел и так стал бы общаться со зрителем. Это камерный, клубный формат. Те, кто сидит на задних рядах, вообще ничего не получают, потому что нет такого контакта, как с теми, кто на первых.
 
Алексей Розин:
 
— Что такое сторителлинг? Это искусство рассказывать истории. Ещё, наверное, пещерные люди сидели у костров и рассказывали.      
 
Илья Барабанов:
 
— В сторителлинге главное, чтобы включилось ваше воображение. У вас должна возникнуть картинка. Мы-то ничего не показываем, мы только рассказываем.
 
 
Алексей Розин:
 
— Я помню, у меня так в детстве было, когда только начали появляться видеомагнитофоны, и те, кто видел, приходил и рассказывал: «А он как выскочит!». Я так «посмотрел» много фильмов. С Джеки Чаном, например.
 
Илья Барабанов:
 
— Я так первый раз «смотрел» про Фредди Крюгера. Мы потом играли в него, делали из перчаток и пластиковых бутылок когти, хотя сам фильм я тогда ещё не видел.
 
Фото Юлии Репринцевой и Андрея Парфёнова