28 апреля в Воронеж приедет легендарная певица Ольга Кормухина. Портал 36on.ru воспользовался случаем и поговорил с популярной исполнительницей о том, что такое рок для неё, почему современный шоу-бизнес она считает колхозом, а себя чувствует сталкером.
«Русского рока не существует»
— На пике карьеры вы оставили сцену, желая в уединении найти путь к Богу. Спустя некоторое время муж Алексей Белов вернул вас на сцену. Вместе с ним вы спели в Сочи на Олимпиаде, а совсем недавно выступили на митинге-концерте «Мы — вместе» в честь воссоединения Крыма и Севастополя с Россией. Сейчас общество расколото на два лагеря. В связи с этим вопрос. Рок — это всегда протест? Что такое рок для Вас?
— Рок — это всегда протест, только важно, против чего или против кого. Для меня это протест против серости, косности, неправды, зла в настоящем его смысле, потому что равнодушие это тоже зло, и, конечно, протест против своих недостатков. Для меня, например, работа над песней это процесс борьбы самой с собой. Стараюсь брать такой материал, к которому пришлось бы тянуться. Есть хорошая фраза: «Очаровав на сцене, не разочаруйте в жизни».
«Надо биться не за количество публики, а за её качество»
— Что такое рок для Вас в широком смысле?
— Рок-музыка — это продолжение классики. Если вы отрешитесь от понятия «русский рок», которого, я считаю, не существует (рок либо есть, либо его нет), и обратитесь к творчеству прогрессивных мировых групп, то услышите того же Рахманинова, Стравинского, Мусоргского. И удивительно, насколько они востребованы в мире именно среди рокеров, и насколько они совершенно забыты у нас. Это главная проблема.
У нас рок отрубили вместе с перестройкой. Самая главная перестройка произошла в умах и душах людей. И, естественно, она перво-наперво отразилась на культуре. Подход «кассовый коллектив» или «кассовый артист» убивает не просто искусство и культуру, он убивает нацию. Что значит кассовый? Кассовыми всё равно останутся водка и табак. Ну, давайте соревноваться с табаком и водкой в кассовости. Я всегда говорю: надо биться не за количество публики, а за её качество. С настоящей публикой, той, которая культурно-образована, и я буду человеком оставаться, и буду расти вместе с ней. Я для неё пою. С дешёвой публикой и я дешёвкой стану. Я говорю жёсткие вещи, но это правда.
«Лундстрем — первый министр у королевы музыки»
— Расскажите про Олега Леонидовича Лундстрема. Каким был в общении? Чем он Вас удивил или поразил?
— Аристократ!
Он задал очень высокую планку для меня. Я ему безумно благодарна. Я себя чувствовала Лизой Дулитл (героиня пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион», легшей в основу фильма «Моя прекрасная леди» — прим. 36on.ru). А он был в какой-то степени Пигмалионом.
Самое поразительное его качество — он никогда не кричал и не повышал голос. Но мог сказать так, что ты начинал искать пятый угол. Равных по внутренней силе, причём эта сила чувствовалась в его спокойствии, не было и нет. В плане отношения к внешним проявлениям профессии, внутренней, рабочей дисциплине,— это всё заслуга Олега Леонидовича. Работа, музыка, — для него это было всё. Он был первым министром у королевы музыки. И это было круче, чем десятки вшивых королей, которых я встречала потом.
Для меня он остался эталоном. Так и стоит на пьедестале, до которого не дотянулся никто, даже рядом не смог встать. Он был не просто руководителем музыкального коллектива — он был вершителем судеб. Рядом с ним стоять было и страшновато, и радостно: ты чувствовал свою причастность к чему-то большому, великому, настоящему.
Мне, с одной стороны, трудно с этим идти по жизни, а, с другой стороны, мне это помогает сохранить себя в той обстановке, в которой приходится работать. Современный шоу-бизнес — это колхоз, где понятие «культура»заменили понятия «бизнес» и бабло».С этим смириться очень трудно, я никогда не смирюсь. Но имея перед глазами такие примеры, как Лундстрем, Образцова, которые даже в этом болоте сохраняли высоту, ты выживаешь сам. Это очень воодушевляет и даёт силу.
«Дорасти до земли»
— Писали, что на острове Залит вы осваиваете вождение трактора. Получилось? Вы вообще любите заниматься землей?
— Я отвечу, как ответил один мудрый человек, которого я очень уважаю. Он занимается воспитанием детей. У него летний лагерь, там собраны очень хорошие педагоги и воспитатели, они работаютс трудными подростками. Он находится в Подмосковье, в достаточно престижном месте, рядом находятся дома и дачи новых русских. И вот прибились к ним дети этих новых русских и говорят: «А вы сами на земле работаете? А у нас родители нанимают людей». Он рассказывает: «Я ответил. Не задумываясь “Ваши родители ещё не доросли”. У этих детей аж челюсти упали».
Достоевский писал: «Человек, особенно русский, тогда человек, когда он на земле». Земля очень много даёт. Она даёт чувство уверенности, защищенности, правды, любви. Если ты вкладываешь любовь в землю, она тебе возвращает плодами.
Я вот что заметила. Я стала реже появляться на острове. Хороший человек смотрит. Но растения, деревья ведут себя уже по-другому. И земля другая стала. Она, знаете, как истосковавшаяся женщина. Я когда приезжаю. Чувствую, как она мне кричит: «Ты меня забросила!». Хотя за ней ухаживают. Но вот меня нет, и любви моей тоже. А раньше, когда я там безвылазно жила, ко мне даже местные приходили полюбоваться на мой огород. У всех жёлтые огороды, а у меня изумрудный стоит!
«Я чувствую себя сталкером»
— В автобиографии Вы пишите, что сейчас видите себя режиссёром. Уже есть какие-то мысли? Какое кино Вы бы хотели снимать? И, главное, о чём?
— О вечном. Такое кино, чтобы, как говорится, не прибавить, не убавить.
В детстве я впервые увидела фильм «Андрей Рублёв». И больше с тех пор ничего лучше этого я не видела. В этом фильме всё. Это такая мощная проповедь, что даже ребёнок понимает, чувствует такую щемящую боль за этих людей. Тарковский как-то сумел заложить в юную душу одним этим фильмом какие-то очень правильные понятия.
Этот фильм — Сталкер. Я сама иногда себя чувствую сталкером. У меня такое чувство, что я провожу людей в некую зону. Я давно говорю: «Следите за своими желаниями». Этот мир создан таким образом, чтобы человек жил не для себя. Тогда он будет счастлив.
«Главное — не разочаровать»
— Чем будете удивлять Воронеж?
— Главное — не разочаровать. А удивлять — дело второе.
28 апреля, Ольга Кормухина и Алексей Белов в сопровождении Рязанского Губернаторского Симфонического Оркестра, Град Event-Hall, 19:00
Фото © Марина Захарова