|
Рассказывают, что в 1985 году дни проведения инаугурации президента Рональда Рейгана и финального футбольного матча совпали, и в Белом доме приняли решение провести лишь саму церемонию, а праздничные торжества и парад перенести на следующий день.
Конечно, это всего лишь красивая история (в тот день в Вашингтоне просто было очень холодно, и церемония состоялась в закрытой ротонде Капитолия), но в принципе такое вполне можно себе представить. Тем более что почти все американские президенты современности редко пропускали супербоул (Super Bowl). Журнал «Тайм» назвал день финала «самым большим тайм-аутом Америки». В этот день улицы страны пустеют: вся нация собирается у телевизоров.
Поединок года
В это воскресенье американцы на день забудут о Бараке Обаме, Бене Бернанке и кризисе. 1 февраля в финале сыграют «Аризона Кардиналс» и «Питтсбург Стилерз». Как говорят эксперты, «кардиналы» попали в супербоул вопреки всем ставкам и прогнозам. Это первый случай участия футболистов «Аризоны» в финальном матче. «Питтсбург» же — старейшая и наиболее часто побеждающая команда своей конференции: «Стилерз» играли в шести финалах и пять раз выигрывали. В данном случае вполне уместен излюбленный журналистский штамп: лучшая защита против лучшего нападения. В составе «Питтсбурга» на поле появится грозный квотербек Бэн Ротлисбергер, подписавший в 2008 году со «Стилерз» новый контракт на 99 млн долларов до 2015 года!
Однако нам в супербоуле интересны не столько традиции и предматчевый расклад, сколько финансовая составляющая. Ведь на таком грандиозном шоу кто-то обязательно должен хорошо заработать.
Как заработать 250 млн долларов за вечер
Прошлогодний супербоул шел в прямом эфире в 223 странах. Трансляция шла более чем на 30 языках мира, а матч можно было увидеть даже в Антарктиде, где он шел по специальному каналу для полярников. Да, конечно, американский футбол по популярности в мире сильно уступает европейскому, поэтому 90% смотрящих финал приходится на США. Зато в самих Штатах последний супербоул стал самым популярным спортивным мероприятием в истории Америки. Правда, известный рекорд 1983 года, установленный последней серией сериала Mash, собравшей у телеэкранов 106 миллионов человек, так и остался непобитым. Но если к американским болельщикам добавить 20–30 миллионов зрителей из других стран, то можно сказать, что новый рекорд все-таки состоялся. Кстати, в записи финал потом обычно смотрят еще более 2 миллиона американцев.
Теперь самое интересное. Стоимость демонстрации одного 30-секундного рекламного ролика в перерыве финального матча по американскому футболу составляет более 2,5 млн долларов. Прошлый финал, например, обошелся рекламодателям в 2,8 млн долларов за 30 секунд. В их число, кстати, вошли 37 компаний. Телеканал Fox, транслировавший поединок, выручил от рекламы 250 млн долларов за вечер. В сумме рекламные ролики продолжались 45 мин, сам же матч — 60 мин. Для сравнения: летом 2006 года на чемпионате мира по футболу в Германии первый канал немецкого телевидения запрашивал за показ 30-секундного рекламного ролика во время трансляции игр мирового первенства всего 320 тысяч евро (это — немецкий рекорд).
Но вернемся к супербоулу. Рекламодатели увидели отдачу от рекламы на счетчиках посещения своих сайтов. Если в день трансляции сайты рекламодателей собрали совокупный трафик примерно в 12 миллионов посетителей, то на следующий день он вырос до 16 миллионов.
Билетов нет!
Цены на билеты на супербоул такие же запредельные, как и рейтинги.
И хотя, казалось бы, в период финансового кризиса за зрителя нужно бороться, Национальная футбольная лига (NFL) в общем и супербоул в частности низкими ценами болельщиков не порадуют. Цены лишь немногим ниже, чем в прошлом году. По словам представителей команд, объяснение этому простое: спорт для американцев — хорошее убежище от проблем реального мира. Это в реальном мире, считают некоторые представители профессиональных лиг США, можно себя во много ограничить, а их бизнеса это не касается. Так или иначе, у так называемых спекулянтов (в Америке их называют «снимателями скальпов») билеты дешевле 1500 долларов найти сложно. При этом в кассах стадиона, где билеты могут стоить от 150 до 250 долларов (для Америки это очень приличная цена за просмотр спортивного шоу), они всегда расходятся задолго до начала игры. Впрочем, супербоул — событие, выходящее за рамки спортивной жизни. Даже использованный билет на финальный матч имеет свою цену. Билеты чемпионатов 40-летней давности, например, теперь скупаются коллекционерами по 20 тысяч долларов за штуку.
|nextpage|Кризис — не помеха
Кстати, о значимости американского футбола для США. В ноябре прошлого года NFL закрыла бреши в финансировании, получив кредиты на 1,4 млрд долларов (на четыре года) и на 460 млн долларов (на десять лет). Эти суммы были получены, несмотря на кризис. Деньги предназначены для выплат по контрактам игроков, а также расширения бизнеса. Национальная футбольная лига считается безопасным заемщиком. По информации Bloomberg, общий годовой доход от продажи прав на трансляции составляет около 3,5 млрд долларов.
Кстати
По одной из версий, американский футбол появился на свет 6 ноября 1869 года в Нью-Брансуике (штат Нью-Джерси). Команды Рутгерского и Принстонского университетов впервые сыграли в игру, похожую на современный американский футбол, совместив правила регби и европейского футбола (соккера). В 1873 году представители Колумбийского, Рутгерского, Принстонского и Йельского университетов сформулировали первые правила на основе правил соккера и создали Межуниверситетскую футбольную ассоциацию (IFA). Первым профессиональным игроком называют Уильяма Хеффелфингера, получившего 500 долларов от руководства Allegheny Athletic Association за игру против Pittsburgh Athletic Club в 1892 году. А уже в 1893 году Pittsburgh Athletic Club «подписал» хавбека Гранта Диберта на весь сезон. Это был первый профессиональный контракт в истории американского футбола.
На сегодняшний день самая дорогая реклама на планете — 90-секундный рекламный ролик компании Pepsi. В 2002 году в ролике компании снялась поп-певица Бритни Спирс. За полторы минуты производитель прохладительных напитков выложил 7,53 млн долларов. Ролик был сделан специально к финалу чемпионата по американскому футболу. Супербоул — традиционно один из неофициальных смотров американской рекламы (его можно сравнить с «Каннскими львами»).
Справка:
Супербоул появился в результате слияния Национальной футбольной лиги и Американской футбольной лиги. Это произошло в 1966 году. Одним из условий слияния лиг была игра между их чемпионами за право именоваться мировым чемпионом. Игру сначала хотели назвать «The Big One» («Номер один»). В результате остановились на шуточном Super Bowl. Название пошло от Rose Bowl Game, матчей команд в колледжей, которые проводились на стадионах в виде вогнутой чаши (Bowl). Предполагалось, что это будет временное название.
Upd (02.02.2009)
Аризона - Питтсбург - 23:27