Рок-фестиваль «Чернозём» может вернуться в Тамбов

Молодого водителя BMW оштрафовали за дрифт под окнами домов в Воронеже

Разбитые пробирки с кровью на дороге напугали воронежцев

Воронежцев попросили не пугаться сирен сегодня днем на левом берегу

В Воронежской области подорожали сосиски, помидоры и чай. 

Жара до +26 градусов ожидается в Воронеже в выходные

Боец из Воронежской области погиб в зоне СВО
 

В Воронеже у «Максимира» заметили много пожарных машин: из ТЦ эвакуированы десятки человек

В Воронеже в выходные потеплеет до +27 градусов

Последствия падения БПЛА в Воронеже показали на фото. На месте работают специалисты.

Свет и воду отключили в двух районах Воронежа

В Воронеже сотрудница тренажёрного зала нашла подработку и потеряла 225 тысяч рублей

Поездка пенсионеров в воронежской маршрутке закончилась в больнице

В Воронеже начала обваливаться многоэтажка на Шишкова

Что делать при обнаружении упавшего БПЛА или его обломков, рассказал воронежцам губернатор

Мэр рассказал о последствиях ночной атаки БПЛА в Воронеже

Над Воронежской областью ночью сбили три метеозонда

Полиция нашла воронежца, убравшего заграждение на дамбе Чернавского моста

На двух воронежских улицах приостановят подачу воды 18 апреля

Почти у половины автобусов в Воронеже истекут сроки эксплуатации в 2025 году

Мэр пригласил воронежцев проголосовать за объекты благоустройства

 

Стало известно о новых выделенных полосах в 2024 году в Воронеже
 

О тревожных сиренах сообщили жители Советского района Воронежа

Экс-главу Россошанского района отказались выпускать из СИЗО

Прыгнул под колеса: фура сбила мужчину на воронежской дороге
 

Шесть воронежских маршрутов временно изменят схемы движения

 

Двое сирот не могут получить жильё и ютятся в квартире с бабушкой в Воронежской области
 

Десять бывших мигрантов заключили контракт с Минобороны в Воронежской области

День сегодня, наперекор ретромеркурию, будет довольно позитивным. Лишь под вечер в пространстве появится энергия конфликтов.

Пытавшегося поджечь избирательный участок воронежец получил 140 часов обязательных работ

Компании 4822

Трудности социализации

some alt text
Социальная адаптация людей с особенностями в развитии – вопрос, на который общество уже много лет не может найти единственно верный ответ, если он в принципе существует. Будем честны, методики, которая бы позволила человеку с тяжелым расстройством аутического спектра или синдромом Дауна не зависеть от окружающих не существует. Тем временем процент малышей с различными нарушениями неуклонно растет, бьют тревогу специалисты. Представители благотворительного фонда «Доброта» во главе со своим основателем, депутатом воронежской городской Думы Александром Жуковым побывали в коррекционной школе №31 для детей с ограниченными возможностями здоровья, где обсудили со специалистами технологии обучения и перспективы работы с особенными ребятами
 
Об индивидуально подходе к ученикам и специальных программах образования
 
– Образовательный процесс в нашей школе и ей подобным во многом зависит от того, какие к нам приходят дети,– рассказывает директор школы №31 Марина Новикова. –  Скажем, двадцать-тридцать лет назад здесь также учились ребята, отстающие в развитии, с аутизмом, синдромом Дауна и другими заболеваниями. Но их расстройства были проще: им легче давался учебный процесс, они быстрее социализировались, в конце-концов они были сильнее физически. Тогда в школе функционировали столярная мастерская, слесарная, швейная, – вспоминает Марина Ивановна. – Нам пришлось ликвидировать последнюю мастерскую два года назад, и переключиться на подготовку младшего обслуживающего персонала. Сегодня у нас учатся дети, среди которых подобные специальности не могут быть востребованы, а занятия на специальном оборудование для них – могут быть опасны.
 
 
Подобная тенденция связана не только с тем, что малышей с особенностями в развитии за последние годы стало больше. При чем существенно. Но и с тем, что из нормативных документов, которыми руководствуются представители учебных заведений, пропало понятие «необучаемости». Следуя логике законодателей, учиться в школе должен каждый ребенок, вне зависимости от степени тяжести его заболевания. А как он с этим будет справляться – это уже задача для педагогов. В некоторых случаях для ребят может быть предусмотрен «индивидуальный образовательный план», который позволяет немного корректировать процесс, подстраивать его под особенности ученика.
 
 
После этих нововведений воспитанников в коррекционных учреждениях прибавилось.  Сегодня в школе 160 учеников, 50 из них – на надомном обучении. При этом, сетуют представители учебного заведения, взять всех желающих они уже не в состоянии, места не хватает. 
 
В коррекционные школы детей направляет Департамент образования. Их решение основывается на заключении медико-психологической комиссии, в котором теперь прописывают не только диагноз, но и необходимое ребенку сопровождение, рекомендуемую учебную программу.
 
О призвание и профессии
 
Среди воспитанников учебного заведения ребята с умственной отсталостью, которая может сопровождаться ДЦП, нарушениями опорно-двигательной системы, расстройством аутического спектра, синдром Дауна и другими заболеваниями.  В классах бывает и 10, и 12 деток, к каждому из которых преподаватель обязан найти индивидуальный подход.
 
 
– Сейчас я пойду на урок в восьмой класс, где у меня 4 ученика, – рассказывает Марина Ивановна. – Ни один из них не говорит, не выходит на диалог. Но за время работы мы учимся понимать ребят. 
 
Например, один ребенок может выучить определение прилагательного, другой – только прочитать его, третий будет знать, но не скажет, потому что контакты с внешним миром отбирают слишком много энергии. Попадаются детки, которые не любят, чтобы до них дотрагивались, но и в одиночестве, в классной комнате во время перемены, их оставлять нельзя, кто-то очень легко впадает в состояние тревоги, другие практически не реагируют на то, что происходит вокруг. Подобная атмосфера давит психологически, поэтому многие молодые специалисты из коррекционных школ уходят. Если уж говорят, что работа учителя – это призвание, то работа с особенными детьми – настоящий подвиг.
 
– Изучение математики, русского языка или любых других наук  для нас не самоцель, – замечает Марина Ивановна. – Обучение в коррекционной школе – это прежде всего развитие высших психических функций ребенка: внимания, памяти, мышления, социальной адаптации (жизненной компетенции).
 
Поэтому помимо уроков, для ребят предусмотрена и внеучебная программа. Чаще всего ребят приводят в школу к половине девятого и находятся здесь до 3-4 часов дня. Сначала уроки: каждый по 40 минут, как и в обычной школе (от 3-4 для малышей и 6-7 для старшеклассников), после – реабилитационные занятия по ритмике и психо-коррекции, занятия с логопедом, с дефектологом, а еще кружки, на которых лепят из теста, учатся играть на ложках и собирать оригами. Время от времени готовятся к праздникам: учат песни, танцуют, кто как может.
 
 
– Я не могу сказать, что наши ребята совсем оторваны от мира. Мы проводим общешкольные мероприятия, на которые к нам приходят гости из дружественных учебных заведений (прим. ред. – и школьники, и студенты-волонтеры, и военные, и пенсионеры). Такие мероприятия очень способствуют социализации. И даже если ребенок находится на надомном обучение, и приходит только на такие праздники, это ему уже многое дает.
 
Не смотря на учебный план, который предполагает определенное количество учебных часов ( прим. ред. – кстати, равное как для надомников, так и для тех, кто посещает учебные заведения), для некоторых ребят такой график оказывается слишком напряженным – тогда занятость пересматривают: снимают некоторые уроки, меняют количество выходных.
 
О специалистах
 
Помимо постоянного присмотра педагогического коллектива, некоторым воспитанникам коррекционных школ необходимо постоянное сопровождение тьютора (от англ. – наставник, помощник) или ассистента-помощника. Такие специалисты находятся с ребенком на протяжение всего его пребывания в школе: сидят рядом на уроках, помогают в столовой, следят на переменах. У одного тьютора может быть до пяти подопечных.
 
– Здесь довольно сложная ситуация, – признается Марина Ивановна. – К тьютору предъявляются серьезные квалификационные требования: это должен быть человек с высшим образованием и двумя годами педагогического стажа. Находиться в школе нужно практически весь день, а зарплата при этом –не большая. Вы сами понимаете, что с такими условиями труда очереди из желающих у нас нет. 
 
Вот и приходится преподавателю брать на себя дополнительные обязанности: не потому что надо, а исключительно по доброте душевной. Волонтеры тоже помогают, но к их выбору в школе подходят с осторожностью. Добровольцы не несут ответственности за детей, и, надо признать, чаще всего не имеют необходимой квалификации. 
 
О перспективах и необходимостях
 
Благодаря поддержке благотворительных фондов, общественных организаций и правительственных программ (прим. ред. – наиболее заметная в последние годы «Доступная среда»), школы и реабилитационные центры региона относительно укомплектованы. Только относительно: где-то не хватает специализированного оборудования, где-то специалистов, где-то банального ремонта.
 
 
Сотрудники признаются: нет единения в системе. Психологи перекладывают ответственность на преподавателей, и так далее, конструктивный диалог и поддержка подчас отсутствуют.
 
При этом от сплоченной работы людей, задействованных в сфере, зависит жизнь маленьких подопечных. При относительно серьезных нарушениях говорить о полном выздоровление не приходится. Остается не опускать руки и делать все возможное, чтобы не произошло регресса (а такое случается, в подростковом возрасте или при сильных потрясениях, даже при смене привычной обстановки).
 
– Ко мне недавно обратилась мать-одиночка из Ростова-на-Дону. У нее 9-летняя девочка с тяжелыми нарушениями. Так вот, мама услышала, что в Воронеже есть коррекционная школа, которая использует какие-то специальные методики работы с аутистами, и уже собралась переезжать. Она все спрашивала меня «Ну она ведь заговорит?»
 
Люди, долгое время работающие в этой сфере знают, что чудес не бывает. При постоянных занятиях, при должном уровне реабилитации, при поддержке близких людей можно справиться с нарушениями только до определенного уровня. А это значит, что методики адаптации и социализации, система обучения для особенных ребят, должны совершенствоваться. И важен здесь опыт не только соседних регионов, но и других стран, считает основатель фонда «Доброта» Александр Жуков. Только вместе мы сможем добиться существенного прогресса.