В конце масленичной недели представители благотворительного фонда «Доброта» в очередной раз посетили коррекционный детский дом в Боброве. Как и обещали ребятам в свой прошлый приезд, привезли много вкусных подарков. Чтобы как полагается проводить зиму: песнями, танцами, задорными конкурсами и горячим чаем с блинами
Основатель фонда, депутат воронежской городской Думы Александр Жуков - человек слова: раз обещал, значит обязательно все исполнит. Так, буквально на прошлой неделе он со своими помощниками уже посещал бобровский детский дом. Завез маленьким подопечным одежду, обувь, сладости (нужно же ребят и побаловать). Дети тогда рассказали о подготовке к празднованию 23 февраля, о Масленичной неделе. Не могли не пригласить своего «старого» друга Александра Алексеевича и его сына Ярослава на традиционные проводы зимы.
И недели не прошло, а воронежские гости вновь в Боброве. Приезжать с пустыми руками не в правилах представителей «Доброты», тем более, что повод вполне однозначный. Как можно на Масленицу и без блинов?
К традиционному угощению берут вкусности: сахар, сметану, огромную банку варенья. Хватит на всех.
- А еще мы с собой порошок стиральный взяли, - замечает Александр Алексеевич. Действительно, праздник праздником, а будни по расписанию. - Постороннему человеку может показаться удивительным, но его здесь постоянно не хватает. Помогают кто чем может. Вообще мы закупили 300 килограмм, но пока везем 150. Остальное передадим в самое ближайшее время. И еще одежды привезем в следующий раз.
Ребята встречают гостей во дворе: уже вовсю готовятся к празднику.
В программе сегодня традиционные песни и задорные танцы, конкурсы на силу и ловкость, смекалку и умение находить выход из нестандартных ситуаций.
И пяти минут не проходит, как серьезные воронежские гости вовсю танцуют с ребятами и широко улыбаются. И в «ручеек» успевают сыграть, и сделать общее фото с ребятами на фоне традиционного чучела (это, кстати, непросто: приходится залезть на снежную гору внушительных размеров).
За разговорами и веселыми конкурсами время летит незаметно: всех зовут пить горячий чай со сладкими угощениями. Ребята гостям не дают потеряться, провожают во внутренний дворик, где слышится аромат свежеиспеченных блинов. Рассказывают последние новости:
- А Александр Алексеевич уже обещал к нам на выпускной приехать, - делится радостью одиннадцатиклассник Андрей. Мальчик уже давно дружит с депутатом: не упускает возможности похвастаться успехами в учебе, попросить совета. С нами делится планами: поступать планирует в 12-ое училище (прим. ред. - Профессиональное училище № 12, что на улице Серова). - Я узнавал, ваш фонд тоже его курирует, так что мы будем продолжать видеться. Приезжайте в гости!
Выпускники тщательно скрывают свое волнение перед изменениями, которые наступят в их жизни меньше чем через полгода. Но оно есть. Попадая вот в такие дома-интернаты ребята оказываются практически оторванными от внешнего мира и, как следствие, к нему не готовыми. А программ адаптации для детей фактически не существует.
По закону, выпускникам интернатов положена квартира, в некоторых случаях – дополнительные льготы. Но даже этого минимума добиться непросто.
- Была у нас подопечная, которая почти не могла ходить, - вспоминает Александр Алексеевич. - Дали ей квартиру, мало того, что пустую, так еще и от общественного транспорта идти полтора километра мимо кладбища. Вот кто так делает? Мы ей помогли обустроиться: привезли мебель, телевизор я ей из своего кабинета отдал, чтобы хоть что-то было у нее. Но это все такие крохи, - вздыхает депутат.
Статистика, которая ведется среди выпускников, увы, не самая приятная: всего 10% ребят добиваются достойной жизни. Кто-то скажет, что дети, выросшие в казенных учреждениях уже озлоблены на мир, не приспособлены. Но по факту огромная степень вины лежит на системе, которая существует как будто «для галочки».
На сегодняшний день в интернате более 70 ребят. Когда-то их было около двухсот. Но тогда подняли денежные выплаты на содержание усыновленных детей, ребят и «разобрали». Ненадолго, к сожалению. Двигали «опекунами» вовсе не искренние побуждения, а чистейшая корысть.
- Прошло совсем не много времени, и детей начали забирать из семей обратно, в детский дом, - рассказывает Александр Алексеевич. - Видели бы вы, кто их усыновлял: алкоголики, которые ребенка готовы продать за бутылку водки. Тут такие истории были, что и вспоминать страшно.
А хорошие люди берут ребят в семьи, увы, не так часто. Осложняется все и тем, что в бобровом интернате многие дети с теми или иными особенностями в развитии, им нужен особый уход, больше внимания.
Пока взрослые заняты серьезными разговорами, малыши уплетают блины, умильно пачкаются в сметану и варенье, которое вряд ли часто видят, заливаются смехов на вопрос «Вкусно ли?». Хочется верить, что в дружных интернатовских «семьях» (жизнь в детском доме строится по принципу «квартир», где соседствуют старшие и младшие ребята), под присмотром старших «братьев» и «сестер», строгих, но любящих воспитателей, им живется неплохо. Но что будет дальше?
Разумеется для того, чтобы полностью устранить укоренившуюся проблему потребуются годы, продвижение программ адаптации, социализации, поддержка не только материальная, но и моральная. Пока весь этот непосильный груз лежит на плечах энтузиастов, благотворительных фондов, да и просто волонтеров, которые приезжают на выходных поиграть и пообщаться с ребятами.
Александр Алексеевич, который и сам много лет назад начал помогать детским домам по зову сердца, таких людей очень поддерживает.
- Никто не требует от нас невозможного. Но вместо того, чтобы сидеть и жаловаться всем на жестокость мира, на собственное бессилие перед его несовершенством, нужно начинать двигаться ему навстречу. Достаточно совсем маленького шага, доброго дела - совсем небольшое денежное пожертвование, пара часов, проведенных с ребятами - и тогда мир обязательно станет лучше. В этой ситуации не нужно сочувствовать, нужно действовать.
На правах рекламы