Сегодня рынок франчайзинга предлагает бизнес на любой вкус. Но гарантирует ли покупка франшизы коммерческий успех? Давайте разберемся с плюсами и минусами популярной формы предпринимательской деятельности.
Под франчайзингом понимают владение чужим бизнесом на правах аренды. Для того чтобы получить такую возможность, требуется заключить договор с франчайзером (владельцем того бизнеса, в котором вы заинтересованы) и приобрести франшизу — право на продажу продукта или услуг этой компании, а также на использование всех компонентов, необходимых для ведения бизнеса: бизнес-модели, бренда, товарного знака, секретов производства и пр.
Считаем преимущества
Не секрет, что успешен тот бизнесмен, который нашел правильный подход к клиенту, знает его потребности и как их удовлетворить. Именно поэтому, прежде чем начать свое дело, требуется понять, кто является вашей целевой аудиторией, и, отталкиваясь от этого, уже создавать свое торговое предложение. Самостоятельно определить характеристики потенциальных потребителей (возраст, пол, материальный статус, интересы) не так просто, поэтому чаще всего приходится заказывать маркетинговое исследование у специалистов.
Совсем по-другому складывается ситуация, если вы приобретаете франшизу. Франчайзер предоставляет вам инструкции по ведению бизнеса, где в том числе прописывает подробные характеристики клиента, а значит, вы получаете готовый портрет потребителя и можете верно спрогнозировать, когда, где и с какой целью он обратится за вашим товаром или услугой.
С первых дней появления вашей организации на рынке у вас уже будет хорошая репутация и узнаваемое имя. Все действия по раскрутке бренда уже осуществил франчайзер, а значит, вы существенно сэкономите на рекламе. Также не нужно будет заниматься созданием и регистрацией товарного знака.
Вам не придется набивать шишки, осваивая новое занятие или специфику производства. В интересах франчайзера максимально быстро ввести вас в курс дела, поэтому вы получите от него все необходимые консультации, обучение и техническую поддержку на старте работы. Кроме того, за вас будут решены все вопросы, связанные с поиском поставщиков, и вы не столкнетесь с неблагонадежным контрагентом, т. к. франчайзеры внимательно следят за тем, кто именно осуществляет необходимые поставки.
Итак, вместе с франшизой вы получаете на руки четко выверенный план действий, готовую схему для продвижения продукта или услуги, пользуетесь раскрученным именем и сформированной репутацией среди потребителей, а также налаженными связями с партнерами. Другими словами, с самого начала вы обладаете тем, что другие нарабатывают годами.
Ищем минусы
Часто предприниматели закрывают глаза на некоторые отрицательные моменты, которые есть при ведении бизнеса по франшизе. Тем не менее знать о них надо.
Во-первых, принимая чужую бизнес-идею, от своих мыслей и соображений по развитию дела придется отказаться. Франчайзеры устанавливают ограничения на принятие каких-либо серьезных решений, связанных с ведением бизнеса, а от вас ожидают лишь четкого выполнения написанного. К примеру, это может касаться выбора поставщиков. Нередки случаи, когда франчайзеры настаивают на приобретении товаров только у определенных фирм, которые выставляют самую высокую цену на рынке.
Во-вторых, для открытия бизнеса потребуется больше денег, чем вы думали. Цена франшизы — это далеко не все ваши траты. Снимать помещение, покупать или брать в аренду оборудование, оплачивать услуги по подбору персонала вы будете дополнительно за свой счет.
В-третьих, вы можете столкнуться с трудностями, если захотите расторгнуть договор с франчайзером, который может установить определенные ограничения. Например, после выхода из франчайзинговой системы вы какое-то время не сможете основать бизнес такого же профиля. Это своего рода попытка франчайзера защититься от прямого соперничества на рынке.
С чего начать
Если вы всерьез решили заняться своим делом, начинайте с базовых шагов. Итак, вы выбрали специализацию вашего бизнеса. Обязательно исследуйте профильный рынок на той территории, где планируете работать. Это позволит на берегу определить, есть ли у вас перспективы или даже не стоит прикладывать свои усилия и пора обратить внимание на другое направление.
После этого тщательно подойдите к выбору франчайзера. Конечно, в этом вопросе многое решает субъективное мнение: нравится ли вам продукт или услуга, «ваше» это или нет. Но, безусловно, есть и ряд объективных параметров, которые следует учитывать, делая свой выбор в пользу определенной компании или продукта.
Узнайте все, что касается финансовой стороны дела:
- на каких условиях приобретается франшиза
- каковы будут размеры выплат
- предполагаются ли инвестиции во франшизное предприятие и в каком размере.
Выясните ключевые организационные моменты:
- что включает в себя франчайзинговый пакет,
- что входит в обучение от франчайзера,
- как организована работа с поставщиками,
- какие ограничения установит франчайзер,
- на каких условиях можно будет выйти из бизнеса.
Все вышеперечисленное должно быть зафиксировано в договоре, поэтому с особым вниманием изучите, как в нем обозначена следующая информация:
- Что представляет собой предмет договора или франшиза.
- На какой срок заключается договор (если ничего не указано — считается, что на 5 лет). Проверьте, чтобы срок действия договора не превышал срока действия вашего права на товарный знак.
- Что входит в перечень прав и обязанностей сторон (в этом пункте должна быть указана и система поддержки от франчайзера).
- В какой форме франчайзер будет получать вознаграждения. Это может быть паушальный платеж (фиксированная разовая плата), роялти (периодические платежи), процент от выручки, наценка на оптовую цену товаров, предоставляемых правообладателем для перепродажи, либо совмещение перечисленного (например, одновременная выплата фиксированных разовых и периодических платежей).
- Какие ограничения установит франчайзер (например, реализация продукции и услуг по установленным ценам, ограничение территории для выполнения работ или продажи товаров).
- Каковы условия прекращения договора (они могут быть как вполне приемлемыми, так и полностью вас не устроить).
Не забудьте, что после заключения договора его необходимо зарегистрировать в Роспатенте.
Замечательно, если остальные юридические документы вы сможете проверить вместе с профессионалом, который подскажет, какие вопросы важно решить на берегу. Например, когда дело дойдет до свидетельства о регистрации товарного знака, не забудьте выяснить, какие права на ТЗ получите вы.
Для того чтобы принять окончательное решение в пользу франчайзера, наведите справки о том, как давно компания на рынке и насколько успешно функционируют его франшизные предприятия. Вы можете напрямую обратиться к последним и выведать подробности о франчайзере и совместной работе с ним.
Советы начинающим франчайзи
Прежде чем покупать франшизу, убедитесь, что сможете арендовать подходящее помещение, иначе рискуете попасть в ситуацию, когда бизнес уже есть, а разместить его негде — хорошие места быстро разбирают. В договоре проверьте наличие условия об исключительном праве осуществлять свою деятельность на конкретной ограниченной территории. В противном случае «в один прекрасный день» вы можете увидеть на соседнем здании точно такую же вывеску, как у вас.
В качестве системы налогообложения выбирайте один из спецрежимов: ЕНВД или патент (они наиболее простые) или УСН (она наиболее выгодна). Если вы на УСН и платите налог с доходов, уменьшенных на величину расходов, то вознаграждение франчайзеру в виде определенной суммы от выручки вы можете учесть в расходах. В то время как сделать это с паушальным платежом или периодическими взносами не получится.
Дело в том, что Налоговый кодекс РФ включает в закрытый перечень расходов только затраты на приобретение «изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ для электронных вычислительных машин, баз данных, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), а также указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора».
Помните, что в определенных ситуациях успех вашего бизнеса не будет связан ни с франчайзером, ни с ярким брендом или замечательным месторасположением. К примеру, предприятие в сфере услуг — это прежде всего качество обслуживания, а значит, успех или провал вашему бизнесу обеспечат люди, которые там работают. Именно поэтому наибольшее внимание вам нужно будет уделить подбору и обучению персонала.
Если же вы собираетесь открыть предприятие общественного питания, то здесь в основе успеха — надежность франчайзера, а также соблюдение вами всех правил и инструкций. Не забывайте, что открытие бизнеса всегда затратно. И, как уже было отмечено выше, кроме покупки франшизы на ваши плечи ляжет и другая финансовая нагрузка: помещение, оборудование, реклама и т. д., поэтому тщательно взвешивайте свои возможности на берегу.
На правах рекламы