«По сути, закон повышает статус Счетной Палаты как государственного органа занимающегося не только контрольно-ревизионной деятельностью, но и стратегическим анализом эффективности работы отдельных министерств и правительства в целом.
Напомню, что действующий Закон о Счетной палате был принят в 1995 году и для своего времени оказался очень прогрессивным. Именно он адаптировал бюджетную политику нашей страны под современные экономические реалии.
|
15 марта состоялось заседание комитета Государственной Думы по бюджету и налогам, на котором парламентарии продолжили работу над новой редакцией закона «О Счетной палате РФ». О значении этого документа и об изменениях, внесенных в его текст ко второму чтению, нам рассказал представитель комитета по бюджету и налогам, председатель подкомитета по денежно-кредитной политике, валютному регулированию и деятельности Центрального Банка депутат Государственной Думы Сергей Чижов.
В числе главных достижений реализации закона – создание централизованного механизма финансового контроля, блокирующего нарушения российского законодательства. И Счетная палата успешно справляется с этой функцией. Так, только за прошлый год ее экспертами проведено 370 контрольных и 132 экспертно аналитических мероприятий в 83 субъектах РФ. В результате возмещены неправомерно растраченные 2,1 миллиарда рублей из бюджетных средств, возбуждено 78 уголовных дел.
Но за 20 лет наша страна стала другой, и вместе с ней изменились и требования к оценке результатов политики государства. Сейчас перед нами стоит задача перехода к программному бюджету. Такой формат имеет ряд преимуществ – четко определенные результаты государственной политики, которых необходимо достигнуть, возможность стратегического – на 5-7 лет финансового планирования, привлечение средств бюджетов разных уровней. Уже сейчас число государственных программ достигает 50. В их формате финансируются такие важнейшие задачи, как развитие науки и промышленности, модернизация систем социальной поддержки граждан, образования и здравоохранения. Общий объем выделенных средств только в этом году превысит 1 триллион рублей. Принципиально важно не только контролировать законность их расходования, но и вести постоянный мониторинг эффективности, устранять возникающие недочеты.
Чтобы поддержать этот процесс, мы предлагаем подходы к работе Счетной палаты в части расширения ее практических возможностей по созданию единой системы государственного контроля. Эти задачи нашли прямое отражение в представленной сегодня новой редакции закона о Счетной палате. В числе главных новаций можно отметить ее новые полномочия в части получения информации о работе правоохранительных органов.
На сегодняшнем заседании комитета по бюджету и налогам мы работали над подготовкой документа ко второму чтению, по сути, «окончательной шлифовкой» отдельных моментов.
Так, мы поддержали инициативу наделить Счетную Палату правом самостоятельной подготовки предложений по формированию ключевых индикаторов социально-экономического развития РФ, на которые мы будем ориентироваться при разработке бюджетной политики.
Кроме того, введен ряд механизмов, обеспечивающих объективность и непредвзятость работы Счетной палаты. В частности, нами рекомендована к принятию поправка о том, что ее председатель, заместитель председателя и аудиторы не могут занимать свои должности более двух шестилетних сроков подряд.
Изменен и порядок избрания главы Счетной Палаты. Теперь кандидатов на эту должность будут представлять Президенту РФ думские фракции. Причем число претендентов должно быть не менее трех. Из них Президент должен будет выбрать одного кандидата, который, для вступления в должность, также должен быть одобрен большинством депутатов Государственной Думы. Напомню, что ранее выбор кандидатуры на эту должность находился исключительно в компетенции Президента.
Реализация этих инициатив будет иметь важное значения для создания единой системы государственного контроля и стратегического планирования, в которой будут задействованы Парламент, Правительство, специализированные исполнительные органы».