Сергей Чижов: «Белые» пятна законопроекта об образовании будут устранены ко второму чтению»
Госдума приступает к рассмотрению законопроекта-долгожителя «Об образовании», работа над которым велась три года. Он призван прийти на смену двум базовым законодательным актам – «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», которые были приняты в 1992 и 1996 годах соответственно.
Профильный комитет Госдумы поддержал вновь разработанный Правительством России законопроект, который сохраняет базовые принципы и нормы, закрепленные действующим законодательством об образовании и оправдавшие себя на практике, в том числе в части государственных гарантий реализации прав в сфере образования, права выбора образовательной организации и получения образования в соответствии со склонностями и потребностями, обучения на родном языке, государственно-общественного характера управления образованием, правовых гарантий обеспечения доступности и качества образования.
Этот законопроект касается каждой семьи, потому не удивительно, что на этапе общественного обсуждения он вызвал огромный интерес со стороны как педагогического сообщества, так и родителей школьников, российских студентов, аспирантов и всех, кто занимает активную гражданскую позицию: на предварительном этапе от них поступило более 25 тысяч поправок, многие из которых были учтены при доработке документа, – сказал депутат Государственной Думы, член фракции «Единая Россия» Сергей Чижов. – Несмотря на то, что за период обсуждения, проект закона претерпел существенные изменения, вокруг него возникло немало спекуляций. К примеру, что образование становится платным. Поспешу развенчать этот миф: образование было и останется бесплатным. |
А вот затраты на образование будут расти: в 2016-2020 годах расходы консолидированных бюджетов на эту отрасль превысят 20 триллионов рублей.
Это не меньше того, что предлагали авторы альтернативного правительственному законопроекту «О народном образовании»: в этом документе предлагалось указать, что ежегодно финансирование образования будет не менее 7 процентов валового внутреннего продукта. Документ, к слову, был отклонен, так как противоречит нормам действующего законодательства.
Отдельный пункт посвящен в принятом законопроекте об образовании оплате труда педагогических работников посвящен:ее размер будет зависеть от квалификации педагога, результативности труда, а также наличия почетных званий, государственных и ведомственных наград. Но при этом зарплата не может быть ниже средней по экономике региона. Сейчас данная норма законодательно не закреплена. Хотя руководство страны и Воронежской области взяли ее на вооружение. К слову, к концу нынешнего года зарплаты учителей воронежских и районных школ составят в среднем 17 300 рублей в месяц. Это будет соответствовать уровню среднемесячной зарплаты работников в целом по экономике Воронежской области.
Наряду с достижениями законопроекта, остаются в нем и «белые» пятна. Одно из них – положение небольших сельских школ. В Воронежской области из 883 функционирующих сегодня общеобразовательных учебных заведений почти 40 процентов являются малокомплектными. И такой порядок цифр характерен не только для нашего региона, но и для других субъектов Российской Федерации, например, для Томской области. И если в городах есть возможность обеспечить детям качественное образование, то как сделать это в сельских районах, где стоимость ученика доходит до 150 тысяч рублей в год? На это, безусловно, следует обратить внимание при подготовке проекта федерального закона об образовании ко второму чтению.