Что общего у пасхальных яиц, шапочки для бассейна и балалайки? Обратимся к фактам:
- В середине 90-х годов Группа Компаний «Руян» выбросила на российский рынок новый продукт – краски для пасхальных яиц. В первый же год без всякой рекламы было продано около 10 млн. наборов. Сегодня эти краски можно купить в любом магазине.
- На одном из последних тренингов, выполняя домашнее задание, один из участников - топ-менеджер, пошел в шапочке для бассейна на родной завод и работал в ней 3 часа до начала занятий. Если учесть, что за это время он провел несколько переговоров, то легко понять его впечатления: "Потрясающе! Я все могу! И как я до этого жил?!"
- Питерская компания «Петроимпорт», известная как владелец бренда «Моя Семья», зарегистрировала целый ряд товарных знаков по классу пищевые продукты - консервы, кондитерские изделия и пр. Пока продукты с упомянутыми ниже названиями не выпускаются, но если они поступят в продажу, то потребитель наверняка среагирует на «Авоську», «Милые штучки», «Челюскинцев» или «Буржуина». Особый полет фантазии - «Чтобы было», «Овсов его фамилия», «Слоноёж», «Лосебык», «Наша Маша», «Отрезанный ломоть» и, наконец,
«Мартын с балалайкой»
Новый продукт, нестандартное поведение, броское название, приковывающее внимание, - все это разные проявления креативности. «Creation» с английского - «сотворение мира, создание, творение». Соответственно, русская калька креативности - «творческость», или научным языком - «способность к конструктивному и нестандартному мышлению и поведению, умение творчески решать известные задачи».
Бытует мнение, что креативность - привилегия узкого круга профессий – литераторов, музыкантов, художников. («Моей рукою водил Бог!») Остальным достается серая проза бытия. Обидно! Но разве не творец любой родитель, решающий в день десятки задач, которые ставит перед ним ребенок? Или домохозяйка, колдующая над изысканным рецептом на кухне? Или менеджер, чья среда – неопределенность, принципиально не поддающаяся алгоритмизации? Мы считаем, что креативность не имеет границ для своих проявлений. («В первосортном супе больше творчества, чем во второсортной живописи».) Это способность, потенциально присущая, пусть в разной степени, каждому человеку. А значит, ее можно развивать. Тренинг креативности, разработанный в 1993 году был призван решить эту задачу.
Милые штучки
Креативность есть в каждом. Но как эту потенцию сделать актуальной? И почему «почки творчества» у одних расцветают пышными цветами, а у других так и остаются невостребованными? Причина первая – стереотипы.
Мы живем в огромном и сложном мире, полном возможностей, но и опасностей. Чтобы не попасть в ловушку, человек ходит тропинками, которые старательно натаптывает с детства. (Можно называть это привычками, стереотипами, суть от этого не меняется.) В результате бесконечный мир суживается до размеров коридора, тоннеля, в котором человек ощущает себя комфортно и безопасно. «Тоннель реальности» - виртуальная конструкция, но реальность и толщину его стен сможет ощутить каждый, кто попытается повторить поступок нашего героя в шапочке.
Трагедия стереотипов в том, что без них нельзя. Они экономят нам массу времени и энергии. (Жизнь превратится в сплошной кошмар, если придется задумываться над тем, как чистить зубы, печатать на компьютере, переключать скорости в автомобиле.) Но и с ними нельзя тоже. Ведь любой стереотип из прошлого.
В современном бизнесе основные шансы находятся в будущем, за пределами привычного. («Конкуренция – это развитие позитивной контрастности».) Прорываться туда приходится, ломая преграды. И часто эти преграды в нашей голове.
Слоноёж
Другим барьером креативности является неуверенность в себе. Креативность и воля – близнецы сестры. Мало придумать супер-идею, нужны смелость и мужество воплотить ее в жизнь. Ненаписанную книгу не прочтет никто. Самолет, оставшийся в чертежах, не взлетит никогда. Нереализованная бизнес-идея не принесет ни копейки. И снова борьба. Теперь не только с собой, но и с окружающими, их здравым смыслом. «Аппараты тяжелее воздуха летать не могут!» - говорили братьям Райт. «Автомобиль бесперспективен с коммерческой точки зрения», - ответили Генри Форду, когда он обратился в банк за кредитом.
Креативная идея меняет картину мира не только ее автора, но и сотен, а порой и миллионов людей. И это вызывает естественное сопротивление. Психологическая защита – тоже реальность, не менее серьезная, чем стереотипы. («Мир должен быть устойчив!») Проблема в том, что мы живем в крайне неустойчивом и изменчивом мире. Для того, чтобы осознать скорость этих изменений, достаточно просто оглянуться на 20 последних лет. Мы жили в другой стране, с другим социальным строем и даже с другим названием.
Овсов его фамилия
Получать удовольствие от неопределенности, доверять себе, постоянно изменяться, оставаясь самим собой – вот сверхзадача Тренинга креативности. Исследования и практика показали, что именно с него имеет смысл начинать любой цикл тренинговых программ. Изменения, происходящие с участниками, носят генерализованный характер и затрагивают многие сферы их жизни.
Все это в целом позволяет изменить глобальную установку «мир – опасность», на другую, более конструктивную – «мир – возможность», полнее использовать шансы, которые щедро дарит нам жизнь. («Край света за каждым углом».)
Чтобы было
На февральском 2003 года Тренинге креативности одна из участниц предложила простую и изящную идею – продавать воздух. Кто же его купит?!
А теперь представьте, что в конце мая в день трехсотлетия города Вы идете по Дворцовой набережной, мимо Зимнего дворца, и Вам предлагают красивый флакон с сургучной пробкой и сертификатом на гербовой бумаге – «Воздух Санкт-Петербурга».
Кстати, он до сих пор в продаже …
Новак Алексей,
тренер – консультант