Проект научного коллектива нацелен на расширение зоны отдыха для жителей города без ущерба лесному массиву. Ориентировочные сроки реализации проекта - шесть-семь лет. По мнению ученых, парк должен строиться на базе уже существующих лесных насаждений.
В состав парка «Воронеж» должны быть включены пригородные леса, Усманский бор, Воронежский государственный заповедник и Воронежское водохранилище.
- В настоящее время проблема отступления леса перед антропогенным натиском города заметна каждому внимательному горожанину. Если оставить всё так как оно есть, то в течение жизни одного поколения, в результате чрезмерной рекреационной нагрузки на дубравы Правобережья и возникновения традиционных гарельников в сосняках Левобережья лес отступит на два-три километра с заметной деградацией по глубине, - пояснил Дмитрий Щеглов, профессор, разработавший проект оптимизации сосуществования города и леса. - По данным только одной постоянной дубравной пробной площади учебно-опытного лесхоза ВГЛТУ очевидно, что всего за шесть лет интенсивной городской застройки района улицы Морозова площадь существующей тропиночной сети увеличилась в семь раз.
Проект начался с задания по ускорению протока озера на 15–20%. Но в отличие от других аналогичных проектов, в основу которых легло углубление дна водохранилища, проект парка «Воронеж» подразумевает углубление только естественных притоков водохранилища.
Рентабельность проекта ВГУ подтверждают и их коллеги:
- Я считаю проект создания национального парка «Воронеж», разработанный учёными ВГУ, весьма привлекательным с экологической и эстетической точек зрения. Мне трудно оценить без конкретных цифр финансовую выгоду проекта, но в любом случае уже отказ от масштабных работ по углублению дна должен позволить сэкономить определенную сумму. Идея использовать затопленное естественное русло реки Воронеж кажется мне вполне логичной и способной принести желаемый эффект с наименьшими финансовыми затратами, - поясняет доктор биологических наук Сергей Мамихин.