Начнем с того, что я не имею никаких долгов. Впрочем, как и тысячи других людей, которых, тем не менее, достают коллекторы:
- На мой мобильный телефон неоднократно звонят ваши сотрудники и спрашивают господина Табакова. Я его не знаю, не знала и очень хочется не знать в будущем. Я убедительно прошу ваших сотрудников убрать мой телефон из базы, они мне обещают, а на следущий день все повторяеся снова. Телефоны, с которых мне звонили: +7 (910) 489-23-16, +7 (910) 489-28-56, +7 (910) 489-36-19, 800-200-70-40. Прошу разобраться и принять меры.
- Уважаемые коллекторы данной организации! Не беспокойте более моего ребенка своими телефонными звонками. Номер, на который вы звоните, больше не принадлежит вашим должникам. Это мое последнее предупреждение.
Поначалу я подумал, что ошиблись номером. Тем более, что первый, с кем я разговаривал, не объяснил, почему звонит именно мне. Во время второго звонка я понял, что сим-карта, приобретенная мной, раньше использовалась неким Алексеем, который, как я узнал впоследствии, набрал кучу долгов в разных банках.
У сотовых операторов есть практика избавления от «мертвых душ». Неиспользуемый телефонный номер, с которого компания не получает прибыль, через несколько месяцев передается другому пользователю. Вот только на него по-прежнему звонят знакомые предыдущего абонента. Я, как новый владелец, вынужден был объяснять томным девицам и корешам "Лехи", что он не сможет с ними встретиться.
Сложнее всего это оказалось объяснить коллекторам. Господа из "Национальной службы взыскания" делали вид, что понимали меня, но звонки продолжались. Этот номер использовался только для исходящей связи, на него звонили человека два-три. Так что можно было просто выкинуть его. Но я пошел на принцип, да и журналистский интерес проснулся.
Хамство и раскрытие тайны
Мне стало интересно, до чего дойдет мое общение с коллекторами, не понимающими простой ситуации. Тем более, что таких, как я, в одном Воронеже тысячи и тема очень животрепещущая. Вернее, треплющая нервы.
С нервами у меня все в порядке, и я решил неспеша использовать разные тактики, чтобы изучить реакцию коллекторов и выяснить, можно ли вообще от них отвязаться?
Для начала я выбрал подчеркнуто вежливое общение. В таких агентствах работают "люди по объявлению", и реакция была совершенно разной - от недоверия к словам...
Но звонки после "пометок" продолжались. Создавалось впечатление, что господам из службы взыскания абсолютно по барабану, что они разговаривают не с должником. Главное - поставить пометочку: "Звонила. Отказ. Называется другим именем". И все. Поиск настоящего должника никого не интересует.
Кстати, до того, как наше общение вошло в привычку, как минимум дважды просьбы вернуть долг сопровождались неадекватными эпитетами и рисованием странных перспектив. Так как в то время записей разговоров я не вел, цитат не привожу. Однако у НСВ есть записи, и, надеюсь, они проведут работу со своими сотрудниками.
Их просьбы представиться я, разумеется, игнорировал. По закону гражданин обязан представиться только по просьбе правоохранительных органов. Просьбы неких неизвестных голосов по телефону, назойливо требующих мои персональные данные, меня не интересуют.
А вот то, что они очень часто забывали представляться сами - это зафиксированное нарушение с их стороны.
Сергей Шлабович
Необходимо доказать, что звонивший человек действительно сотрудник агентства. Жалоб на подобные действия сейчас очень много. Единственное, что я могу посоветовать - написать заявление в полицию. Там могут возбудить дело об административном правонарушении. Но, опять таки, нужно доказать, что они либо угрожали вам, либо оскорбляли.
По словам звонящих, им нужно было знать, кто с ними разговаривает, чтобы сообщить очень важную информацию. Действительно, если речь идет о персональных данных и о денежном долге, то передавать информацию кому попало не стоит, не так ли?
Для этого каждый раз коллекторы хотели, чтобы я сообщил не только свое имя и фамилию, но и дату рождения. Однако в очередной раз они отвлекли меня от разговора с другим человеком, и просто решили, что я "представился Алексеем Сергеевичем". И нарушили тайну! Девушка поведала незнакомому ей человеку на другом конце провода сколько, когда и у какого банка занимал должник:
Как ясно из разговора, сотрудница НСВ не удосужилась проверить, должник ли с ней беседует, и поняла, что совершила ошибку. Впрочем, виду не подала, посоветовав обратиться к юристам. Что я и сделал.
Сергей Шлабович
- Несколько лет назад в Госдуме обсуждались поправки в законодательство, запрещающие сообщать информацию о должнике третьим лицам. Но, к сожалению, сегодня закон не ограничивает кредитора в этом. То есть формально они не нарушили закон, сообщив данные и сумму долга постороннему лицу.
Попытки заставить коллекторов отстать - разговор с зеркалом
Получив в общении со звонящими достаточно материала для статьи (не УК, а пока журналистской), я написал руководству компании НСВ о своей проблеме. Заодно и официальный комментарий будет, так как напрямую общаться с журналистами в НСВ не очень хотят. Как объяснил специалист по связям с общественностью НСВ Василий Нантай, уж очень много журналистов заранее нацелены на негатив. Что ж, господа из НСВ, вы сами задаете тон таким публикациям.
В итоге представитель компании посоветовал написать претензию на сайте. Тогда, как он обещал, звонки прекратятся. На сайте, кстати, и так написано, что звонки прекратятся, если сообщить о том, что должник незнаком. Судя по тому, что на практике это не работает, цена обещаниям известна.
Через несколько дней пришло электронное письмо, где меня уверили в прекращении неудобств. Тем временем звонящие не унимались.
- Здравствуйте, вы Алексей Сергеевич?
- Я много раз говорил вам, что нет. Давайте, я скажу, что это я, тогда вы перестанете звонить?
- Конечно, нет.
- А что мне сделать, чтобы звонки прекратились?
- Можете сменить номер телефона, но...
- Спасибо, не хочу.
Несмотря на заверения, что мне больше звонить не будут, цирк продолжался. Однако по бесплатному (вот спасибо!) номеру заверили, что телефона уже нет в базе:
- Да, мы в курсе, что этот номер не принадлежит должнику. Он уже исключен из списка для обзвона.
- Но на него по-прежнему звонят.
- Наверное, это техническая ошибка.
- Так исправьте ее!
- К сожалению, сегодня выходной, специалистов нет на месте.
- Любопытно, почему же в выходной мне по-прежнему звонят?
- Могу сказать вам, что в понедельник я еще раз передам в службу безопасности, что этот номер - неконтактный.
Вот так: для того, чтобы донимать десятки тысяч посторонних людей чужими долгами, у НСВ время есть. А как исправить ошибку - так выходной.
Как решить проблему
Сергей Шлабович
- Несовершенство законодательства не позволяет привлечь коллекторское агентство к ответственности за то, что они беспокоят вас звонками. Вообще, лучший вариант поведения в подобной ситуации - написать заявление в адрес кредитора с указанием ваших данных и сообщить, что номер телефона не принадлежит должнику, а принадлежит вам.
В итоге после многочисленных обращений в коллекторское агенство звонки прекратились. Для того, чтобы понять бессмысленность своих действий, сотрудникам НСВ потребовалось выслушать меня по телефону, прочитать электронное письмо и ознакомиться с заполненной претензией на своем сайте. Дело растянулось на несколько месяцев, за которые собирался материал и изучалась реакция. Читателям посоветуем начать с последнего пункта: написать официальную претензию на сайте той компании, представители которой вас донимают. Именно это, как мы выяснили, единственное правильное решение проблемы. А уж если вас оскорбили или вам угрожали по телефону, сразу пишите заявление в полицию.
P.S.
Я все же дождался официального комментария от НСВ. Впрочем, он никак не касается их нарушений во время звонков. Зато они описали механизм своей работы и сами дали советы читателям портала 36on.ru: ООО «НСВ» работает на основании агентского договора, заключенного с клиентом (в вашем случае, видимо, это банк). Банк передает в наше агентство контактные данные должников, которые вышли в просрочку, и эти данные содержатся в кредитном договоре каждого должника. Наша работа заключается в напоминании должникам о необходимости погасить задолженность. Как правило, агентства работают с долгами от 60-100 дней просрочки, в этом году более половины переданного в работу объема составляет задолженность более 360 дней. Это говорит о том, что значительная часть должников сознательно берет кредит, понимая, что оплачивать его не станет (хотя, конечно, есть большая часть населения, чье экономическое состояние ухудшилось в условиях кризиса).
Многие должники, выходящие на просрочку, избавляются от сим-карт. Номер при этом, естественно, остается в базе банка как контактный. Далее сотовая компания перепродает номер другому лицу, и это совершенно законно. Поэтому новому владельцу карты могут звонить коллекторские службы либо банк непосредственно. Сотовая компания не уведомляет другие организации о том, что у карты новый владелец. Более того, если в сотовую компанию сделать подобный запрос, они его удовлетворять не станут.
Еще раз оговорюсь, что по агентскому договору коллекторская компания обязана уведомлять должника об имеющейся задолженности именно по тем номерам, которые передал банк. В договоре банк гарантирует, что данные номера являются контактными и принадлежат должникам.
Если третье лицо приобрело сим-карту и ему звонят сотрудники нашей компании, нужно написать претензию (через сайт НСВ, facebook, на общий ящик электронной почты, указанный на сайте, можно подать жалобу через сайт НАПКА). Отдел урегулирования претензий ставит отметку о том, что этот номер не принадлежит должнику. Удалить номер физически из базы мы не имеем права, данный кейс будет отправлен банку с пометкой о невозвращенной задолженности.