— На полях учебника можно делать ссылки на методические разработки учителя и другие дополнительные материалы, Интернет-ресурсы, хранящиеся на школьном или Интернет-сервере, выдавать задание на уроке или на дом через заметки в электронном устройстве, — пояснили в пресс-службе Департамента.
С нового учебного года в 15 школах, гимназиях и лицеях Воронежской области занятия начинают переходить на новые технологии. Вместо обычных, бумажных учебников около 500 школьников уже скоро будут носить с собой электронные гаджеты. Возможно, постепенно все учреждения закупят новые устройства, облегчающие школьный портфель. И чем быстрее электроника будет дешеветь, тем скорее школы будут переведены на новый режим обучения.
Согласно вступившему в силу закону об образовании, со следующего учебного года абсолютно все учебники, которые используют российские школы, должны будут дублироваться в электронном варианте, чтобы у всех учреждений была возможность перейти на новые технологии. Принимать инновации или нет, каждый будет решать сам.
В эксперименте в этом году не участвуют школы областного центра. Новыми учебниками обзавелись учреждения в районах: три — в Борисоглебске, два — в Лискинском районе, а также школы и лицеи Россошанского, Хохольского, Репьевского, Новоусманского, Верхнемамонского, Каширского и Кантемировского районов. Предпочтение пока все же отдается именно районным школам, потому что они географически оторваны от крупных образовательных центров, а Единый госэкзамен сдавать им все равно придется.
Чтобы стать участником пилотного проекта, администрации учреждений подавали в региональный Департамент образования специальные заявки. Учитывалось не только их желание стать экспериментальной площадкой, но и наличие определенного количества гаджетов и финансовые возможности самих школ и районов области. Районными учреждениями уже закуплено 82 комплекта учебников, или 1045 экземпляров. Планируется еще закупить 399 комплектов, то есть дополнительно около 4800 экземпляров.
Новый учебник — это не просто электронный двойник бумажного варианта. В устройстве будет не только текст, но и аудио- и видеофайлы, возможность выполнения интерактивных заданий. В Департаменте образования Воронежской области видят массу преимуществ электронных учебников и рабочих тетрадей перед бумажными.
В пресс-службе ведомства пояснили, что благодаря нововведению школьные портфели станут легче, а вырубка лесов — менее масштабной.
Вдобавок, гаджеты «изнашиваются» разве что морально: заметки, которые можно делать на полях электронного учебника, легко стираются и не оставляют следов, поэтому фактически каждый раз школьник получает абсолютно новую, чистую книгу.
Новые гаджеты помогут ученикам быстрее находить нужную страницу или даже конкретное слово или предложение в тексте.
Особенно поможет нововведение на уроках естественных наук. Так, устройство позволяет проводить интерактивные лабораторные работы, которые вряд ли можно провести в обычных школьных условиях. Скажем, опасные химические и физические эксперименты.
Электронный учебник позволяет создавать индивидуальные траектории обучения детей — в зависимости от их способностей. Оценки за выполненную работу будут идти прямиком в журнал — тоже электронный.
Более того, в перспективе на 3-5 лет новые устройства помогут сэкономить от 5 до 40% средств, которые тратят школы и родители на покупку учебников. Только на первых порах придется привлекать дополнительное финансирование. Сейчас стоимость одного устройства составляет около 12 000 рублей.
В Департаменте считают, что само обеспечение учебными материалами станет проще: не нужно ждать поставки новых учебников, как это происходило с их бумажной версией, - их можно быстро заказать через Интернет, если в школу придут новые ученики из других учреждений. Это делается через электронный терминал «Азбука» — федеральную систему легального распространения электронных учебников. Автоматизированность системы сможет даже перераспределять учебники между школами в случае необходимости.
Наша область не первая в России, кто принимает участие в пилотном проекте. Первыми инновации в систему внедрили пять российских регионов еще в 2010 году. Один из лидеров по темпам развития новой технологии — республика Татарстан. Местные СМИ уже не первый год обсуждают плюсы и минусы проекта. Так, согласно сообщениям в прессе, практически все учителя недовольны тем, что у школьников появился постоянный доступ в Интернет — это сильно отвлекает детей от занятий. Учителям тоже трудно: многие работники образования не без труда переходят на новый, электронный формат. Сама система обучения тоже пока не доработана до конца: далеко не все учебники полноценно используют ресурсы, предлагаемые электронным устройством. Минус есть пока и у самих гаджетов: довольно часто ломаются.
По результатам первого учебного года в Департаменте будут решать, как и когда переводить на новый образовательный уровень другие учреждения. Возможно, уже в следующем году к эксперименту присоединятся новые школы. А пока воспитанники районных школ только начинают учиться: русскому, математике и тем, как пользоваться новыми приспособлениями.