Наталья Крашенинникова из поселка 2-го участка имени Докучаева Таловского района вытащила из горящего дома восьмилетнюю Арину и пятилетнего Матвея. Но ничего героического в своем поступке Наталья не видит. «Так поступил бы каждый», - уверена 37-летняя женщина. Пока спасала соседских ребятишек, в ее доме сгорело все до последней тряпицы. «Какая мелочь, - машет рукой Наталья, - главное, дети живы».
В поселке 245 человек. Молодых и вовсе по пальцам можно пересчитать - большинство пенсионеры Докучаевского опытно-производственного хозяйства. Когда загорелся дом Шабановых, Крашенинниковых и Воробьевых, чуть ли не все село пришло на помощь. Тушили всем миром, а потом дали кров погорельцам, несли еду, одежду, деньги. Пожары в тех местах не редкость. Дома-то кругом старые, деревянные, нет-нет да и полыхнет. Поэтому каждый хорошо себя представляет на месте погорельцев, тьфу-тьфу, конечно. И окажись кто-нибудь из них рядом с горящим домом, где заперты дети, вряд ли кто-нибудь побоялся бы ранить руки или предпочел бы спасать свое добро… Но оказалась Наталья Крашенинникова.
«4 августа с утра я отвозила соседку в больницу, там ей ставили капельницу, - рассказала Наталья, - а ближе к обеду вернулась домой и решила заняться закрутками. Наш дом трехквартирный - в нем три семьи - наша, Воробьевых и Шабановых. На всех шестеро детей. Но один из детей Шабановых уехал в тот день вместе с родителями. Около полудня я возилась на кухне с банками и вдруг слышу какой-то треск, потом запах неприятный пошел. Вышла на крыльцо, чтобы посмотреть, что случилось, а меня волной черного дыма отбросило назад. Дома было двое моих детей - 11 и 13 лет, я их схватила, кое-как отыскала документы, и босиком мы выскочили на улицу. Детям отдала документы, приказала бежать к соседям, вызывать пожарных. Сама понеслась к Воробьевым, подумала, что Наташа укладывала спать свою двухлетнюю Настю - время-то послеобеденное. Она откликнулась, говорит: я тут в сарае и дочь со мной. Кричу: «Мы горим!». Все так быстро развивалось, черный дым уже весь двор заволок. Наташа заголосила: «У нас машина во дворе с полным бензобаком!». Первым делом мы на руках вытолкали со двора ее «четверку» - боялись, что рванет, и я побежала к соседским детям».
Родители Аришы и Матвейки в тот день уехали по делам -- отчим работать на рынок, а мама -- лечить спину в Воронеж. Когда Наталья побежала вызволять детей из дома, подобраться к дверям соседской квартиры было уже нельзя -- весь двор был объят пламенем. Да и к окнам подойти было непросто -- только перебравшись через забор. Женщина ростом чуть больше полутора метров как заправский каскадер перемахнула его.
«Я кричала: «Ариша, отзовись!» - вспоминает Наталья, - бегала от окна к окну, стучала в них. И в последней комнате увидела прижавшуюся в углу к шкафу девочку. Рядом со мной оказалась Вера Топчева -- соседка из другого дома. Мы стали руками разбивать стекла. Сначала Ариша передала нам младшего брата Матвейку -- он просунул голову, и мы его вытащили за руки, потом вылезла сама. Когда мы оттуда выскочили, у нас уже полыхала веранда. Дети, похоже, ничего даже не поняли. Мальчишка испугался только тогда, когда увидел кровь на моих руках (порезалась осколками). Матвейка потом рассказывал, что он пошел в первую комнату попить и, вернувшись, сообщил сестре, что там костер. На счастье, Арина догадалась закрыть двери в последней комнате. Иначе мы бы их не успели вытащить».
«Сообщение о возгорании в поселке 2-го участка института имени Докучаева трехквартирного дома на улице Ключникова, 26, на пункт связи части поступило в 13.12, - рассказал начальник пожарной части № 56 Алексей Калгин. - На пожар выехало отделение. Оказавшись на месте, начальник караула вызвал подкрепление. Пламя было уже открытым, кроме того, в доме находилось четыре газовых баллона, плюс два в гараже. У одного из баллонов был открыт вентель. Если бы хотя бы один из них взорвался -- последствия могли быть самыми трагическими. Сначала баллоны накрывали пенной шапкой, а потом пожарные их вытаскивали. В общей сложности в тушении пожара приняло участие три пожарных отделения и три трактора. Справиться с огнем удалось за четыре часа».
«Мы так благодарны пожарным, - призналась одна из погорелиц Наталья Воробьева. - Приехали быстро и работали самоотверженно. Они с нами были до самого вечера, пока мы им не сказали: «Ребята, езжайте отдыхать, если что -- мы вас позовем». У нас остался трактор с водой и бочкой на всякий случай. Вообще все люди себя замечательно проявили -- и пожарные, и просто соседи. Не знаю, откуда появились молодые ребята. Они вытаскивали вещи, ведрами тушили пламя, по цепочке выстроились и передавали их друг другу. Отливали кухню, чтобы пламя не перекинулось на сарай, где находилась скотина. Мы им безмерно благодарны».
В тот день Инна Шабанова поехала в Воронеж в больницу. После того как ей позвонила соседка и крикнула в трубку, что их дом горит, Инна умудрилась примчаться всего через час -- звонок застал ее на пути к дому. Вокруг дома была толпа -- пожарные, соседи, врачи, а среди них -- живые и невредимые -- ее дети Матвей и Арина.
«Мы с ней обнялись и заплакали, - вспоминает Наталья Крашенинникова. - И всегда-то мы жили дружно. (Я здесь -- 14 лет, Воробьевы -- восемь, а Шабановы три года.) А теперь будто породнились совсем. Уверена, окажись Инна на моем месте, она бы так же поступила».
То, почему загорелось в доме на улице Ключникова, мы выяснили у начальника отдела надзорной деятельности по Таловскому району Игоря Жабина: «Основными версиями возгорания являются замыкание электропроводки в квартире № 3 либо неосторожное обращение с огнем. Но более вероятна первая версия. Загорелось в пристройке у входа. Двери были открыты по всей квартире, огонь быстро распространился по всей площади. Усугублялось все тем, что дом ветхий, полувековой давности, сделанный в основном из досок, перекрытия в нем деревянные».
«На сегодняшний день совсем без жилья осталась только одна семья - Крашенинниковых, - сообщила нам глава Каменно-Степного сельского поселения Таловского района Людмила Морозова. - Но без помощи мы их не оставим -- у нас уже прошла встреча с главой администрации района Виктором Бурдиным. Обещал помочь. Администрация нашего поселения тоже сделает все, что в ее силах. Надеюсь, в ближайшее время мы решим их жилищную проблему. Да и люди не остались в стороне: все помогают - кто вещи несет, кто посуду, кто белье. В целом народ очень достойно себя проявил -- и когда тушили огонь, и потом».
У 13-летней Жени Крашенинниковой сгорела вся одежда, новенькие учебники, но о них она почти не горюет, жальче погибших котят, попугайчика и черепаху. Мама Наташа после того, как вытащила соседских детей, кинулась отвязывать собак, обжигая себе руки и задыхаясь в черном дыму. Не спасла только одного ротвейлера, остальные пятеро тоже обязаны ей жизнью.
«Жить нам теперь негде, - вздыхает спасительница детей Наталья Крашенинникова. - Нам одна женщина предоставила двухкомнатную квартиру в бараке - маленькая кухонька и комната. Мы там пока. Но нужен свой угол».
Другие материалы автора читайте на сайте газеты "Воронежский Курьер".