В воскресенье Воронеж не обошли стороной празднования Дня военно-морского флота России. Местные ветераны ВМФ, по традиции встретившись в Кольцовском сквере, в сопровождении полиции и военного оркестра громогласно прошлись по проспекту Революции. Они завернули на площадь Победы и в Петровский сквер, где возлагали венки и цветы, затем по улицам Степана Разина и Софьи Перовской спустились к Адмиралтейской площади, где развернулась культурно-спортивная программа. Тем временем, корреспонденты «ВК» просвещались по своей программе – в единственном на весь регион общественном центре истории морфлота.
«Наши ветераны-моряки всегда с волнением встречают свой профессиональный праздник, который напоминает им о молодости флотской, о службе, - словно сказку рассказывал нам встреченный в праздничной колонне на спуске у Петровского сквера Михаил Бобрешов. - Сегодня, 29 июня, мы как обычно, встретившись с друзьями в Кольцовском сквере, начали движение по городу – на встречу Нептуну на Адмиралтейской площади. Царь морей на катере подойдет к набережной, даст команду морякам – начать праздник. После чего все собравшиеся увидят и поднятия гирь, и перетягивание канатов - между краснознаменными северным, балтийским, тихоокеанским, черноморским и каспийским флотами». Куда только не заносит на службу Родине воронежцев.
Пока мы беседовали с Бобрешовым к нам то и дело подходили разгоряченные мужики в тельняшках, матросках, с Андреевскими флагами и просто российскими триколорами. Все кричали «ура» и поздравляли с праздником. У некоторых в пакетах было столько горячительных напитков, что за их здоровье торжествующих становилось боязно. Но моряки – не мы. Их одной жарой не испугаешь.
Заметив на поясе Бобрешова кортик, я поинтересовался, мол, как считаете, а наш флот сегодня в силах в случае чего показать врагу зубы? «Недавно у нас в центре истории флота на Лизюкова был в гостях Владимир Ширин - действующий командир суператомной лодки «Юрий Долгорукий», на которой испытывается новейшая ракета «Булава». Он подтвердил, что и сегодня у нас достаточно грозного оружия, чтобы, не дай бог, ответить тем, кто посягнет на нашу мирную жизнь».
Михаил Дмитриевич пригласил и нас к себе в музей, и вскоре мы уже поднимались по ступенькам в одну из квартир на первом этаже обычной девятиэтажки - в нескольких метрах от института искусств. «Музей начинается с небольшого мемориального уголка, где находятся фотографии и личные вещи пяти воронежцев, членов экипажа затонувшей подлодки «Курск», - взялся за указку Бобрешов. – Вот каким парнем был капитан третьего ранга Николай Белозеров, вот капитан-лейтенант Сергей Кокурин - единственный ребенок в семье, 27 лет ему было. А вот красавец капитан-лейтенант Алексей Шевчук – 26 лет, когда «Курск» подняли, нашли его форму, и его родители из Видяева, со дня Баренцева моря, привезли форму нам. Вот также сохранился его командировочный, ключи от квартиры, погоны. Посмотрите, как расплющены. Скорее всего, виной тому не столько морская вода, сколько высокая температура, возникшая после взрыва. Ну а вот самая главная деталь – родители Шевчука передали в музей фрагмент толстой ракеты, которая окончательно разнесла наш непотопляемый подводный крейсер».
Наш экскурсовод вновь обернулся к стенду с фотографиями: «Вот весь экипаж «Курска» на параде - 118 человек, никто тогда не думал о возможной трагедии. Вот еще один воронежец – матрос Коля Павлов, а вот с Левого берега старший мичман Игорь Ерасов. Только офицера Белозерова похоронили в Санкт-Петербурге, остальных - в разное время по мере обнаружения останков в поднятой подлодке и после сложной процедуры опознания - в Воронеже, на Коминтерновском кладбище».
Я взял немного размытое и оборванное с одного края удостоверение личности офицера. «Шевчук Алексей Владимирович», - выведено черными чернилами, колиграфическим почерком. Фотография потерта, но красивое молодое лицо видно четко. Рядом личный номер – У949023, дата рождения – 7 июня 1974 года («мой брат родился в 76-м» - пронеслось в голове). Национальность – русский. Личная подпись размашистая, уверенная. Тут же рядом его командировочный – выдан 21 июня 2000 года в Видяево командированному в Заозерск. Цель – выполнение служебного задания.
«А вот точка гибели Курска – глубина 100 метров, не много, - Бобрешов указывает на карту. - Если бы лодку поставить на нос, ее бы хвостовая часть торчала из воды, парадокс. Но просто так, с разбегу, поднять не получилось. Ребята находились в спасательной камере в девятом отсеке. А крышку люка спасатели долго не могли открыть, помогли норвежцы, у которых были специальные инструменты… Специальный указ президента РФ гласит: «Местным властям увековечить память погибших». Вот мы своим друзьям и увековечили. Выполнили указ на общественных началах. Не унывать».
Зайдя в самую большую комнату, мы осмотрели галерею русских адмиралов - 50 портретов во главе с Петром Первым. Здесь же модели знаменитых парусников, начиная с брига «Меркурия», который дал лихой отпор целой турецкой флотилии в 1829 году. Рядом с ним на постаментах знаменитые броненосцы – «Ослябя» и «Орел». Они погибли в 1904 году при Цусиме в сражении с японцами. «У противника было больше кораблей, а мы отстали в то время по артиллерийскому вооружению, по дальности стрельбы и пороховому заряду», - словно оправдывался за кого-то Михаил Дмитриевич». Затем мы побывали в зале великой отечественной войны и в зале флота после 1917 года. Наш провожатый сыпал замечательными историями и морскими терминами, особенно мне нравилось, как он произносил имя города «МурмАнска». Я поинтересовался, почему ударение делается на второй слог? «Просто так говорят моряки, - улыбнулся Бобрешов. - Мурманск, как-то грубовато. Флотский понт одним словом».
Далее в багаже экскурсовода были истории о трагической судьбе линкора Новороссийск, на котором в 1955 году погибло около 600 человек, в их числе 22 воронежца. И о подлодке К-129, которая затонула в 1968 году на глубине более пяти тысяч метров в районе гавайских островов, погибли 97 человек. «Наши место гибели не засекли, а американцы определили. Их миллиардер за свои деньги построил специальное судно, чтобы в 1974 году ее поднять. Но на глубине 3000 метров лодка переломилась, и достали только один отсек с телами шести моряков. Но тогдашние советские власти от них отказались. Но ребят все равно достойно захоронили в океане под гимны СССР и США. Нельзя было отказываться от своих», - грустно отметил Михаил Дмитриевич.
Когда же мы собирались уходить, нас попросили расписаться в уже второй (первая давно закончилось) толстенной книги почетных посетителей. Но, признаться, увидев первую запись, мы дрогнули, какие ж мы почетные. «Военно-морскому флоту быть», - эти слова Петра Первого сейчас наиболее актуальны для нашей страны. Ваш музей маленькой частицей вносит очень важный вклад в души и мозги людей. С удовольствием буду участвовать в дальнейшем развитии экспозиции», - написал 26 августа 2009 года на тот момент командир подводной лодки К-117, капитан первого ранга, герой России Сергей Рачук. «А его прадед служил на царской яхте Полярная звезда, вот он на фотографии, где с экипажем сидит царица Мария Федоровна, - тут же добавил Бобрешов. – А вам же известно, чей Сережа сын (Владимир Рачук – директор КБХА – А.Ц.), мог бы вообще не служить, но выбрал морскую судьбу».
Справка «ВК»: Михаил Бобрешов родился 30 июля 1942 года в селе Нижняя Байрога Верхнехавского района. После прохождения срочной службы и учебы в военно-политическом училище советской армии во Львове, с 1969 по 1971 год возглавлял матросский клуб в Балтийске. Затем до 1973 года руководил клубом отдельного смешанного полка морской авиации в поселке Елизово на Камчатке. До 1977 года – старший инструктор по военно-массовой работе в Петропавловске-Камчатском. С 1983 по 1987 год – начальник Мурманского дома офицеров. В 1988-м вышел на пенсию, но до 1991-го был первым помощником исследовательского корабля «Девиатор», на котором, в частности, участвовал в спасательной операции круизного лайнера «Максим Горький» в Гренландском море в районе Острова Шпицберген. В Воронеж вернулся только в 1992 году. А с 1996-го стал исполнительным директором ВРООО «Колыбель русского флота», с 2000 года вынашивал идею создания общественного центра истории ВМФ. С 2002-го и по настоящее время - внештатный заведующий, экскурсовод в одном лице, за что получил к празднику благодарственные грамоты от мэра Сергея Колиуха и губернатора Алексея Гордеева.
Другие материалы автора читайте на сайте газеты "Воронежский Курьер".