В воронежском Парламентском центре прошло совместное заседание общественного совета при управлении Федеральной миграционной службы и комитета по миграционной и демографической политике ТПП области. Вместе с ними за круглым столом собрались лидеры местных диаспор и землячеств. Как выяснилось, с начала года в УФМС по разным поводам обратились несколько тысяч мигрантов. Понятно, что только мизерная часть из приехавших в Воронеж в качестве гастарбайтеров.
Одни из тех, кто предпочитает жить в области по закону, обращались в ФМС, чтобы легализовать свое положение, другие –- получить разрешение на работу, третьи - обрести статус добровольного переселенца или беженца. За российским гражданством пришли более 3 тыс. человек, а за разрешением на работу - почти 1,5 тыс. Главный юрист управления ФМС Светлана Никитина заявила, что ни у кого из обратившихся проблем не было. В очереди каждый из них простоял не больше получаса, максимальный срок получения документов не превышал месяца. Никто из представителей диаспор не возразил, пожаловались только, что в 2011 году было подано восемь исков на работодателей, которые воспользовавшись плохим знанием языка приезжих, их обманули. Решили, что в Воронеже появятся языковые курсы для гастарбайтеров, которые должны заканчиваться сдачей экзамена.
Представитель областной прокуратуры Олег Паршиков, начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о федеральном бюджете, межнациональным отношения и противодействию экстремизму, заявил, что чаще приходится сталкиваться не с нарушением прав мигрантов, а напротив, с тем, что они сами нарушают чьи-то права. С начала года на территории области иностранными гражданами было совершено 341 преступление. «Рост составил более 55%, - отметил Паршин. - Раньше Воронеж гремел на всю страну как город, где процветает экстремизм. Теперь ситуация перевернулась. Было зафиксировано лишь пять случаев нападений на иностранцев - на два случая меньше, чем в 2010-м».
«Есть проблемы и с выдворением нелегалов с территории области, - сетовал Паршин. - Заставить их никто не может. В нынешнем году было вынесено 164 судебных постановления о депортации иностранцев, а покинули территорию области лишь 38 человек. И все добровольно. Центра временного содержания нелегалов у нас нет, а процедура выдворения иностранцев до конца не продумана».
Зачастую, чтобы получить гражданство, приезжие идут на уловки, а местные им помогают. К примеру, в Лискинском районе было возбуждено уголовное дело по поводу фиктивной женитьбы. Там за один день было заключено больше десяти браков с приезжими. Причем брак мог быть расторгнут в тот же день. Невесты порой и в глаза своих избранников не видели. Одна дама все возмущалась: «Обещал, что женится и огород вскопает, а удрал и даже к грядке не подошел». Что любопытно: все браки были заверены нотариально, при том что в одном из таких заверений была допущена ошибка: человека по имени Тофик назвали Топиком. Из-за ошибки райсуд отменил постановление о его выдворении. Непонятно же, кого выдворять: Топика или Тофика. Нелегал продолжает спокойно жить на территории района.
Тема разного перевода имен всколыхнула собравшихся. Переводчики, защищая свою позицию, говорили, что «разночтения в именах - не ошибка, а лишь вариант». Есть разнообразные версии перевода имен, и остановиться на чем-то одном, по мнению Екатерины Агеевой, переводчика компании «Мастер-перевод», нельзя. Представители УФМС предложили прийти к единому знаменателю хотя бы на территории одной отдельно взятой области. Однако и такое, по словам переводчика, невозможно. Агеева витиевато аргументировала свою позицию, но кто-то из диаспор по-простому рубанул: «Надо договориться, что имена не переводят, а просто называют». Другие подхватили: «Из-за ваших вариантов страдают люди, суд требует единообразия и ему не объяснить филологических подтекстов. Приходится заново обивать пороги».
Кроме того, обсуждали перевод виз, то, как нужно правильно оформлять документы, то, куда идут государственные деньги, которые выделяются на поддержание мигрантов. В итоге решено было собраться вторично, чтобы выработать общие правила, согласовать единые требования, а потом обнародовать их в методических пособиях для гастарбайтеров и вывесить на стендах в коридорах управления ФМС.