Станислав Ежи Лец
Сегодня пройдет церемония присвоения звания «Почетный гражданин Воронежа» двум прекрасным писателям -- Юрию Гончарову и Олегу Ласунскому. Мы уже рассказывали, что Общественная палата предложила, а гордума утвердила их кандидатуры. В ворохе сообщений наших коллег обращает на себя внимание один забавный момент. Когда в газете «Воронежский Курьере» готовились документы на выдвижение Юрия Даниловича Гончарова, я, осел такой, в спешке допустил ошибку, написав, что он лауреат Государственной премии РСФСР за 1997 год. Бумага наша пошла гулять по инстанциям, и после голосования репортеры добросовестно процитировали нашу ошибку как руководящее указание. Черным по белому: Госпремия РСФСР, 1997 год. Ни им, ни их редакторам и в голову не пришло, что в 1997-м РСФСР уже шесть лет как не было. Отчего-то усердие наших коллег не распространилось и дальше: упомянуть о том, что Юрия Гончарова выдвинул «Воронежский курьер» они не решились, рассматривая, видимо, такое упоминание как проявление конкурентной борьбы на рынке прессы. Ну-ну…
На самом деле Государственная премия РСФСР была присуждена писателю в 1986 году. Юрий Данилович, извините меня за дурацкую ошибку.
А вообще хотелось бы сказать, что ход и исход присуждения звания «Почетный гражданин Воронежа» не вызывают у меня никаких неприятных ощущений. Что большая редкость. Дело ведь щекотливое: как взвесить заслуги достойных людей? Можно ли их вообще взвешивать? Получается, что один-два депутатских голоса решают, что такой-то заслуженный человек не достоин почетного звания. А что такое депутатские голоса? Разве мы не знаем им цену? И ладно бы, если б дело шло только о людях заслуженных и достойных. На памяти ведь столько историй, когда обсуждение кандидатур на почетное звание превращалось в отвратительный политический фарс.
В конце 90-х «Курьер» выдвинул на соискание две кандидатуры: поэта Анатолия Жигулина и космонавта Константина Феоктистова. Нам казалось: какие могут быть сомнения, люди прославили наш провинциальный Воронеж на весь мир, и присудить им звание -- дело техники. Однако техника оказалась изощренной. В ту пору отставной воронежский губернатор Александр Ковалев решил вернуться в политику (приближались выборы), и его команда выдвинула Ковалева для начала на звание Почетного гражданина. Муниципальные власти, руководствуясь принципом «как бы чего не вышло», то есть испугавшись скандала, решили никому звание не присуждать. А вскоре Жигулин умер. Так и не дождавшись признания от родного города. Полагаю, впрочем, что признание было нужнее Воронежу, нежели поэту.
А Ковалев-таки выборы мэра выиграл, и к какому-то юбилею придворные льстецы опять выдвинули его в почетные граждане. Случай неслыханный: действующий чиновник, в городе полно нерешенных проблем, мало ли чего он еще натворит (он и натворил) -- с какой стати ему давать столь уважаемое звание? Однако ж дали, очень уж Александру Яковлевичу, кажется, хотелось. Столь откровенный подхалимаж «Курьер» высмеял, и по распоряжению мэра редакцию на четыре месяца отключили от электричества. Мы писали газету при свечах и керосиновой лампе.
Признаюсь, тогда звание Почетного гражданина Воронежа в моих глазах сильно потеряло. После Александра Ковалева его можно было автоматически присуждать всем последующим мэрам, губернаторам, депутатам. Однако нынешним решением авторитет звания, надо думать, восстановлен.
Юрий Данилович и Олег Григорьевич -- соль земли. Делали и делают свое дело честно. Никогда ничего не просили лично для себя. Интеллигенты.
И если уж традиция присуждения звания именно таким людям в Воронеже будет продолжена, то я прямо сейчас готов назвать имена двух кандидатов на следующий год. Во-первых, профессор ВГУ Алла Борисовна Ботникова, создавшая, по моему мнению, ту часть университета, которую называют гуманитарной. Во-вторых, член-корреспондент Российской академии наук, профессор ВГУ Николай Михайлович Чернышов, геолог, открывший массу месторождений полезных ископаемых, в том числе воронежского никеля. Ну разве кто-то может быть против?