В России обсуждается вопрос расширения процессуального статуса потерпевших.
Депутаты Госдумы готовят предложения для кардинальных изменений условий условно-досрочного освобождения осужденных.
По информации газеты «Известия», осужденные могу получить право самостоятельно обращаться в суд с прошением об УДО (условно-досрочное освобождение), участие в рассмотрении прошений могут предоставить жертвам преступлений. По данным издания, в России ежегодно десятки и сотни тысяч заключенных пишут прошения об УДО. В первой половине текущего года правом на УДО воспользовались 42 тысячи заключенных.
Депутаты предлагают сделать УДО более доступным для заключенных. Это предложение прозвучало еще осенью прошлого года, однако тогда не поступило конкретных предложений о том, как это можно сделать.
Предложения, разработанные законодателями, предполагают обращение об УДО, минуя администрации колонии, напрямую в суд. В настоящее время прошение рассматривается администрацией колонии, которая может как поддержать обращение, так и отклонить его.
По мнению главы думского комитета по конституционному законодательству и госстроительству Владимира Плигина, необходимо усиливать процессуальный статус потерпевших. В том числе сделать потерпевших полноправными участниками заседаний судов по УДО. Планируется законодательно определить категории дел и преступлений, по которым потерпевший будет иметь право высказать свое мнение о возможном освобождении правонарушителя. Речь может идти, в частности, о тех преступниках, которые не спешат компенсировать причиненный потерпевшим ущерб.
По мнению правозащитника, члена Московской Хельсинкской группы Валерия Борщева, изначально решать вопрос об УДО должен суд, а не колония. С введением такой нормы исчезнет и коррупционная составляющая. Правозащитник считает необходимым проведение пленума, на котором должны быть рассмотрены вопросы судебной практики по делам об УДО и даны разъяснения на местах.
Другой эксперт считает, что потерпевшим нельзя предоставлять право участия в решении вопроса об освобождении заключенного. Выпускать зеков, платящих компенсацию, бесполезно из-за того, что подавляющее число российских освобожденных не трудоустроены. Выплачивать компенсации ущерба они не будут и на свободе. Мнения экспертов в оценке данного вопроса расходятся.