Отныне возможно отправить жалобу на чиновника, недолжным образом исполняющего свои обязанности, в досудебном порядке. Срок рассмотрения претензий сократился вдвое – с 30 до 15 дней.
Новые правила подачи и рассмотрения жалоб и претензий граждан на решения государственных внебюджетных фондов и органов исполнительной власти разместила на своих страницах «Российская газета». Самое главное отличие в сроках рассмотрения этих замечаний – они сократились с 30 до 15 рабочих дней. Кроме того, каждое федеральное ведомство и министерство будет контролироваться уполномоченными лицам, в результате сотрудники этих органов лишаться возможности заниматься «отписками».
Приняты и новые санкции, карающие за отказ в приеме претензий и незаконное затягивание сроков их рассмотрения – установлен штраф в размере от 20 до 30 тысяч рублей. При выявлении повторного нарушения должностного лица эта сумма возрастет до 50 тысяч рублей. Также предусмотрено отстранение от должности на срок от полугода до года.
Отправить жалобу на чиновника гражданину можно несколькими способами: через единый портал госуслуг, передать её через представителя, сдать в орган лично, отправить по электронной почте. Таким образом, досудебный порядок решения вопросов недобросовестного исполнения обязанностей чиновником будет решаться на муниципальном и региональном уровнях.
Инициатива Министерства Финансов признана своевременной и актуальной представителями нижней палаты парламента Российской Федерации.
Сергей Чижов, депутат Государственной Думы
«Право граждан Российской Федерации обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления закреплено Конституцией. Законодательно порядок решения вопросов, волнующих граждан, был установлен много лет назад, но продолжает совершенствоваться. К примеру, в июне 2012 года я и мои коллеги-депутаты рассмотрели в первом чтении проект поправок в Закон об обращениях граждан. Этим законопроектом расширяется сфера возможных адресатов обращений. Заявления можно будет направлять не только в органы власти, но и руководителям хозяйствующих субъектов. Также предусматривается право гражданина на устное обращение к должностному лицу госорганов и органов местного самоуправления.
В прошлом году были внесены изменения и установлены штрафы для чиновников, которые затягивают рассмотрение обращений граждан.
Вступающие в силу правила подачи и рассмотрения жалоб предусматривают досудебный порядок обжалования решений. Прежде (в случае получения отписки) указать на необходимость рассмотрения своей проблемы по существу гражданин мог лишь в судебном порядке. Эту новацию, как и сокращение сроков рассмотрения жалоб до двух недель, безусловно, можно только приветствовать. К слову, в некоторых кругах она уже получила название «лекарство от бюрократии».